Нужно использовать иранские проекты в пику турецко-азербайджанскому противодействию
Достаточно внушительный, однако остающийся неиспользованным экономический потенциал в отношениях Армении с южным соседом Ираном продолжает быть темой, вызывающей множество вопросов, на которые практически не озвучиваются ответы. О таких проектах, как проект коридора «Север – юг» и проект газопровода Иран – Армения, говорится десятилетиями, но все они продолжают оставаться на бумаге. Причин подобному состоянию дел в армяно-иранском торгово-экономическом сотрудничестве хватает. Здесь и внутреннее положение дел в Армении и Иране, и геополитика, и глобальная политика. И конечно, внешнее давление, которому подвергаются Ереван и Тегеран.
Среди периодических всплесков оптимизма в армянском экспертном и аналитическом сообществе относительно реализации данных и других проектов с участием Ирана необходимо выделить 2015 год. Тогда это было обусловлено снятыми с ИРИ вследствие «ядерной сделки» международными экономическими санкциями. В частности, предполагалось, что размораживание счетов ИРИ на сумму 100 млрд $ в зарубежных банках позволит Тегерану перейти от слов к делу. Причем тогда о подобных намерениях заявило само иранское руководство. И, как и сегодня, 6 лет назад Иран без санкций рассматривался как возможность для реанимации многих замороженных армяно-иранских проектов. Среди них Мегринская ГЭС, нефтеперерабатывающий завод, нефтепродуктопровод, железная дорога и т.д. В частности, одним из первых шагов, нацеленных на активизацию экономического сотрудничества, рассматривался транзит иранского газа по территории Армении. И тем не менее дальше политической риторики дело не двинулось.
Новый виток, впрочем опять-таки лишь на уровне разговоров, армяно-иранские проекты получили в ходе визита 27–28 февраля 2019 года премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Тегеран. Тогда президент Ирана Хасан Роухани в очередной раз заявил о заинтересованности своей страны в проекте прокладки транспортного и энергетического коридора Иран – Армения – Грузия, в ответ на что Пашинян озвучил готовность Армении стать транзитной страной для иранского газа.
25 мая текущего года в Армению с рабочим визитом прибыла делегация, возглавляемая министром дорожного строительства и градостроительства Ирана Мохаммадом Эслами. Иранский министр встретился с и.о. вице-премьера Армении Мгером Григоряном, и.о. министра территориального управления и инфраструктур Суреном Папикяном, и.о. министра экономики Вааном Керобяном. Отметим, что текущие торгово-экономические отношения двух стран характеризуются ежегодным товарооборотом в 400 млн $ и намерениями Еревана и Тегерана довести его уровень до миллиарда. На сегодняшний день Иран является четвертым по обороту торговым партнером Армении. Эслами представил в Ереване несколько программ, которые могут поспособствовать развитию торгово-экономических отношений. Речь, в частности, идет об иранском участии в строительном секторе, особенно в проектах по развитию инфраструктур, созданию совместных производств и привлечению инвесторов из обеих стран в совместные проекты.
И конечно же иранский министр вновь подчеркнул интерес к участию в строительстве южного участка транспортного коридора «Север – юг». «Иранские компании готовы участвовать в проекте строительства участка Арташат – Мегри, который необходимо реализовать в несколько этапов. В частности, срочного и безотлагательного решения требует участок дороги Сисиан – Каджаран – Мегри.
Для этого мы готовы сформировать консорциум ведущих иранских компаний с целью их участия в разработке, финансировании и реализации данной программы», – заявил Эслами. Он отметил проект международного транспортного коридора Персидский залив – Черное море через территорию Армении как один из ключевых вопросов в развитии армяно-иранских отношений. «Обсуждение этих ключевых вопросов свидетельствует о серьезной воле ИРИ в направлении развития двусторонних отношений и вывода их на более высокий уровень. Надеюсь, что правительство Армении сможет создать условия для реализации этих программ», – заявил Эслами.
На следующий день после визита Эслами, 26 мая, в Ереван прибыл министр иностранных дел ИРИ Мохаммад Джавад Зариф. Последний провел встречи уже со всем высшим политическим руководством Армении, включая премьер-министра, президента и своего армянского коллегу. Однако по итогам визита главы иранской дипломатии из Еревана фактически было сделано лишь одно публичное заявление. «Армения и Иран продолжают работать над транспортным коридором Персидский залив – Черное море. Для реализации проекта уже создана международная рабочая группа, которая уже провела заседание. Мы должны выработать максимально облегченные механизмы по перевозке грузов по данному важному маршруту», – сообщил и.о. вице-премьера Армении Тигран Авинян. Никаких иных итогов переговоров с иранскими министрами озвучено не было.
При этом приходится констатировать, что даже на бумаге новый газопровод Иран – Армения выглядит как достаточно важная энергетическая региональная артерия. Особенно в виде маршрута Иран – Армения – Грузия – Черное море – Украина – Европа. Особенно с учетом близящихся к успешному завершению заседаний совместной комиссии Ирана и международной «пятерки» (Россия, Великобритания, Германия, Китай и Франция) в Вене с целью возобновления реализации Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе. Отметим, что это предполагает снятие американских санкций с Тегерана, возвращение США в сделку и выполнение ядерных обязательств Ираном.
Новый газопровод необходим в силу того, что действующий газопровод Иран – Армения располагает весьма низкой пропускной способностью и фактически принадлежит ПАО «Газпром». Диаметр данного газопровода поначалу проектировался в размере 1,4 метра, однако после подключения к процессу все того же «Газпрома» почему-то составил всего 70 см, тем самым доведя пропускную способность магистрали до минимума. Таким образом, никакой транзитной привлекательности действующая труба не имеет. Более того, она не покрывает даже внутренних потребностей самой Армении. В настоящее время по газопроводу Иран – Армения в республику ежегодно поступает до 500 млн куб. м газа, который обрабатывается на Разданской ТЭС и возвращается Ирану в виде электроэнергии по бартерной формуле 3 кВт·ч электроэнергии за 1 куб. м газа. При этом годовое потребление природного газа в Армении колеблется от 1,7 до 2,2 млрд куб. м.
Меж тем новая труба сегодня нужна в первую очередь самому Ирану. Дело в том, что на сегодняшний день Иран – вторую в мире страну после России по запасам разведанного газа – связывает с Европой лишь тонкая ниточка газопровода через территорию Турции. Ежегодно через эту ниточку качается около 10 млрд куб. м голубого топлива, от которого в конечном счете в Европу попадает лишь десятая часть. Остальной объем остается на территории самой Турции. Последнее является, пожалуй, главным моментом, позволяющим данному газопроводу вообще функционировать. Иранский газ в основном распределяется в восточных турецких вилайетах, населенных по большей части курдами, что играет решающее значение в вопросе самого его существования. Строить новую трубу с диаметром, позволяющим осуществлять экспорт иранского газа в Европу по территории, населенной враждующими с турецким правительством курдами, не станет никто. А если и станет, то подобный проект не возьмется финансировать ни один банк, включая, собственно, иранские банки. Таким образом, единственной альтернативой для экспортных планов Ирана остается территория Армении, откуда газ через территорию Грузии и Украины сможет дойти до европейских потребителей.
Итак. О необходимости реализации проекта по созданию международного транспортно-логистического коридора, связывающего Персидский залив с Черным морем, строительства автомобильной трассы «Север – юг» говорится, как минимум, лет 15. И последний всплеск иранской заинтересованности в реализации этих проектов имеет ряд причин. Представляется, что последние инициативы Тегерана в направлении их реализации в немалой степени обусловлены нынешними региональными геополитическими сдвигами. В частности, возникновением по итогам прошлогодней 44-дневной войны проектов по разблокированию региональных коммуникаций. Здесь уместно напомнить, что тот же визит Мохаммада Джавада Зарифа в Армению имел место в рамках его регионального турне по Южному Кавказу. И, как уже было отмечено выше, тенденции в направлении фактического прекращения санкционной политики Запада в отношении ИРИ являются еще одним фактором, позволяющим ИРИ начать предметно реагировать на последние региональные трансформации. В первую очередь в силу того, что отсутствие санкций позволит Тегерану инициировать новые достаточно масштабные программы.
Также понятно, что все эти важнейшие как для Ирана, так и для Армении программы имели актуальность всегда. Но не были до сих пор реализованы в силу целого ряда обстоятельств. В этом свете деятельное противодействие данным коммуникационным проектам со стороны как Азербайджана, так и Турции никуда не делось и сегодня. И естественно, в этой связи можно прогнозировать ряд шагов Анкары и Баку с целью понизить международную привлекательность и соответственно степень важности данных проектов с конечной целью помешать их финансированию крупнейшими международными донорами. Ну и конечно, иранские энергетические инициативы не вызывают особого восторга в России, чьим кредо на протяжении последних десятилетий в отношениях с Европой продолжает оставаться политика энергетического монополизма.
На этом фоне наиважнейшей задачей Еревана представляется проявление крайней степени последовательности в направлении реализации данных проектов в пику любому турецкому и азербайджанскому противодействию. Руководству Армении также необходимо отказаться от подчинения собственных интересов интересам каких-либо иных акторов и игроков. И попытаться по возможности поскорее их реализовать. Перед Арменией вырисовывается серьезная возможность развития. Возможность, упустить которую не имеет права любая власть, любое правительство, которые будут сформированы по итогам внеочередных парламентских выборов.
Оставьте свои комментарии