№7 (340) июль 2021 г.

Армяно-католики Закавказского края Российской империи

Просмотров: 9920

Первые крупные армяно-католические общины появились на территории Российской империи в XVIII веке: сначала в городах Моздоке и Кизляре в результате переселения на Северный Кавказ значительных групп беженцев из Персии и Турции в 1720–1760 гг., затем в результате присоединения Крыма в 1783-м и третьего раздела Польши в 1795-м. Наиболее существенный прирост армяно-католического населения империи произошел после присоединения к России двух грузинских царств в 1801–1804 гг. и Восточной Армении в 1828 году (в соответствии с Туркманчайским трактатом, заключенным по итогам Русско-персидской войны 1826–1828 гг.). Довольно много армян-католиков переселилось в Грузию и российскую Армению из Турции в 1830-х гг. Наконец, в результате Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. к России были присоединены Батумская и Карсская области, где также существовали общины католиков армянского обряда.

Армяно-католики – специфическая религиозная группа, возникшая в результате унии (объединения христианских конфессий) с Римом части армян, признавших власть папы римского и католическую догматику, но сохранивших обряды Армянской Апостольской Церкви. Римские папы пытались подчинить себе Армению и ее Церковь, начиная с XII века, но долгое время их усилия не приносили результатов. В XVII–XVIII вв. католические ордена доминиканцев, францисканцев и иезуитов развивают активную миссионерскую деятельность среди армянского населения Османской империи (Турции). В 1742 году был создан Армянский католический патриархат с резиденцией в Ливане. В 1867-м указом Папы Римского Пия IX резиденция патриарха была перенесена в Константинополь.

Вопрос о создании для российских католиков-армян отдельной религиозной структуры стоял с начала XIX века. Уже тогда, встретив затруднения в управлении армяно-католическими приходами, глава римско-католического исповедания в России митрополит Станислав Сестренцевич-Богуш (1731–1826) обратился к Александру I с ходатайством об учреждении особой армяно-католической епархии. Высочайшее повеление о создании такой епархии последовало в 1806 году, но оно не было реализовано. В 1839-м Николаем I было издано новое высочайшее повеление об учреждении в России армяно-католической епархии с включением в нее территории Закавказья, где должен был находиться армянский епископ-суффраган. На эту должность правительством предназначался Павел Шагулов (Шахгулов), уважаемый среди своих единоверцев церковный деятель. Шагулов был избран армяно-католической паствой в соответствии с местными обычаями и в 1844 году утвержден правительством в качестве управляющего армяно-католическими приходами Закавказья.

«Кавказский календарь на 1846 год» (Тифлис, 1845): «Армяно-Католическая Церковь.

Управляющий Армяно-Католическим Духовенством в Закавказском крае: архимандрит Павел Шахгулов.

Священники:

В г. Тифлисе: Тер-Акоп Галаджов.

В Александропольском уезде: Петрос Тер-Нахапетов, Антон Тер-Григоров, Петрос Тер-Григорян, Абраам Тер-Абраамов, Погос Тер-Оганесов, Петрос Тер-Григоров, Григор Тер-Мартиросов, Антон Тер-Мартиросов.

В г. Ахалцихе: Антон Тер-Хуцианов, Петрос Тер-Харисчаров, Оганес Тер-Асатуров, Григор Тер-Зарафов, Осеп Тер-Галустов, Акоп Тер-Апкоров».

В 1847 году был заключен конкордат (договор, соглашение) между русским правительством и Римским престолом, в соответствии с которым закавказские армяно-католические приходы вошли в состав учрежденной тогда же Тираспольской римско-католической епархии (фактическим местопребыванием епископа Тираспольского являлся город Саратов).

Управляющим армяно-католическими приходами остался архимандрит Павел Шагулов, но теперь, в соответствии с конкордатом, он был подчинен тираспольскому епископу (а не непосредственно римско-католической коллегии, как было ранее).

«Кавказский календарь на 1853 год» (Тифлис, 1852): «Армяно-Католическая Церковь.

Управляющий Армяно-Католическим Духовенством в Закавказском крае: архимандрит Павел Шахгулов.

Благочинные, священники: Ахалкалакского участка – Тер-Петрос Арютинов; Дарбиновского уч. Александропольского уезда – Григорий Тер-Акопов; Лорийского уч. – Абраам Абраамов».

После смерти Павла Шагулова в 1854 году ему так и не был назначен преемник. Вместо этого распоряжением наместника Кавказа в городе Ахалцихе Тифлисской губернии было сформировано Духовное правление армяно-католиков, состоявшее из трех священников. Правлению предписано было «вести метрические книги» и «исполнять предписания епископа и требования начальства». Кандидаты в члены правления избирались местным духовенством и населением, а затем утверждались тираспольским епископом. Этот коллегиальный орган изначально мыслился временным (впредь до назначения преемника Шагулову), но практически просуществовал вплоть до начала XX века. Духовное правление было фактически бесправным.

«Кавказский календарь на 1855 год» (Тифлис, 1854): «Армяно-Католическая Церковь.

Управляющего вакансия. Члены Правления Армяно-Католического Духовенства в Закавказском крае и настоятели приходских церквей: в старом г. Ахалцихе, Иоанно-Крестительской – Тер-Григор Меписов; Св. Креста – Тер-Ованес Аствацатуров. В новом г. Ахалцихе, Успенской – Тер-Григор Вартапет-Сарафьянц.

Благочинные, священники: в городе Александрополе, настоятель приходской Нового Сиона церкви – иеромонах Александр Араратов; в Шурагальском участке – Тер-Погос Оганян; в Лорийском участке – Тер-Антон Тер-Мартиросян; в Ахалкалаках – Тер-Антон Никогосян и в Коблианском участке Ахалцихского уезда – Тер-Погос Тер-Погосян».

Перспектива благоприятного разрешения армяно-католического вопроса возникла после окончания Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. По итогам этой войны Батумская и Карсская области, перешедшие в состав России, составляли каноническую территорию одной из армяно-католических епархий Турции – Артвинской. В русских правящих сферах стал обсуждаться вопрос об официальном признании этой епархии и присоединении к ней армяно-католических приходов Закавказья. В пользу такого решения высказывался епископ Тираспольской епархии Римско-Католической Церкви Франц Цоттман (1826–1901), против этого не возражал и Папа Римский Лев XIII. Однако положительному решению вопроса воспрепятствовал Михаил Тариэлович Лорис-Меликов (1825–1888), назначенный министром внутренних дел 6 августа 1880 года. Сам, принадлежа к Армяно-Григорианской Церкви, новый министр с предубеждением относился к армяно-католичеству. На особом совещании от 18 декабря 1880 года он высказался решительно против учреждения армяно-католической епархии, выставив в качестве аргумента «политическую неблагонадежность» армяно-католиков, которые, по его утверждению, были гораздо менее расположены к России, чем армяно-григориане. В результате Артвинская епархия так и не была признана русским правительством, а 16 января 1886 года состоялось распоряжение о подчинении ее приходов тираспольскому епископу. Это распоряжение не было принято Римским престолом и фактически осталось невыполненным.

«Кавказский календарь на 1886 год» (Тифлис, 1885): «Духовное Ведомство Римско-Католического Исповедания.

Визитатор (духовный контролер-инспектор. – М. и Г.М.) Римско-Католического Исповедания на Кавказе и Закавказском крае, церквей, находящихся в управлении Тираспольского Римско-Католического Епархиального епископа Франца Цоттмана (в г. Саратове), прелат Максимилиан Орловский (в г. Тифлисе).

Настоятели церквей: Тифлисской Апостолов Петра и Павла – прелат Максимилиан Орловский; Тифлисской Успения Богородицы – Димитрий Туманов; Горийской – Анзельм Мгебров; Ахалцихской – Петр Агошев; Кутаисской – Степан Эксанов; Моздокской – Василий Мутапов; Ставропольской – Станислав Шимановский; Пятигорской (вакансия); Семеновской – Адольф Барский.

Военные капелланы (священники в армии. – М. и Г.М.) Закавказского края: Валентин Шамотульский (в Манглисе); Георгий Мейер (в г. Баку); Терская область (во Владикавказе) вакансия; Кубанская область – Иосиф Канумов (в г. Екатеринодаре); Дагестанская область – Казимир Варпуцянский (в г. Т-Х-Шуре)».

«Кавказский календарь на 1886 год» (Тифлис, 1885): «Церкви армяно-католические и число прихожан (сведения 1884 г.).

Армян-католиков в Закавказском крае считается до 35.000 душ обоего пола. Они размещаются в Тифлисской и Эриванской губерниях, в Карсской области и в округах Батумском и Артвинском Кутаисской губернии. Для управления духовными делами армян-католиков, все это пространство делится на 4 деканатства, подчиненных Тираспольскому епископству, и одно епископство в г. Артвине. Во всех армяно-католических церквах служба совершается на армянском языке священниками, рукоположенными в Саратове для 4-х деканатств Закавказья и в Турции для епископства Артвинского… В пределах Тираспольского епископства считается: 82 прихода латинских и 44 армяно-католических; церквей латинских 147, армяно-католических 44 и две каплицы (часовня с алтарем. – М. и Г.М.)».

В 1893 году вопрос об упорядочении духовных дел армян-католиков, в частности о создании для них епархии, был вынесен на обсуждение Государственного совета Российской империи. Как считал В.К. Плеве (1846–1902), товарищ (заместитель) министра внутренних дел, «выделение русской армяно-католической общины из состава Тираспольской католической епархии, учреждение для нее особой самостоятельной епископской кафедры сводилось бы в сущности лишь к увеличению числа католических епископов в империи». Однако в том же 1893-м, 14 мая, были изданы высочайше утвержденные Правила, закреплявшие особый статус армяно-католической общины России. Подтверждая подчиненность армян-католиков тираспольскому епископу, новый закон вместе с тем предоставлял их общине широкие права автономии.

Правила 1893 года были, однако, отвергнуты Римским престолом «главным образом вследствие предоставления армяно-католическому Духовному правлению без санкции папы епископских прав».

«Кавказский календарь на 1894 год» (Тифлис, 1893): «Духовное Ведомство Римско-Католического Исповедания.

Тираспольский Римско-Католический епархиальный епископ: Антоний Церр (в г. Саратове).

Визитатор Римско-Католический Церкви на Кавказе и Закавказском крае: священник Иосиф Барановский (он же исполняющий делами настоятеля Тифлисской Петро-Павловской церкви).

Настоятель Тифлисской Успенской церкви – священник Павел Калайджев, викарный той же церкви – священник Михаил Антонов.

Настоятель Тифлисской Петропавловской церкви – Петр Мчедалов.

Манглисской церкви – администратор и капеллан войск Закавказского края Валентин Шамотульский.

Настоятели, священники: Ахалцихской церкви – Петр Агошев; Баталпашской уездной Рождественской церкви – Иосиф Шевчинский; Екатеринодарской церкви – Иосиф Канумов (он же капеллан войск Кубанской области).

Администраторы церквей, священники: Кутаисской – Степан Эксанов, викарный той же церкви – Гавриил Асланов; Бакинской – Георгий Майер (он же капеллан войск Бакинской, Елисаветпольской губерний и Закаспийской области); Ставропольской – Михаил Берлис; Владикавказской – Казимир Варпуцянский (он же капеллан войск Терской области); Моздокской – Франциск Рогозинский; Пятигорской – Болеслав Андржейкович; Горийской – Василий Мутапов; Семеновской Майкопского уезда (вакансия); Темир-Хан-Шуринской – Кандратий Келлер (он же капеллан войск Дагестанской области)».

Полноценное урегулирование армяно-католического вопроса, равно как и всех прочих вопросов, относящихся к внутреннему устройству Католической Церкви в России, было возможно лишь на основе договоренности с Римом. Прийти к такому соглашению удалось только в начале XX века. В высочайше утвержденном 17 января 1902 года всеподданнейшем докладе министра внутренних дел Д.С. Сипягина (1853–1902) были обозначены позиции русской стороны на переговорах с папским престолом. Д.С. Сипягин высказывался против дарования армяно-католикам особого епископа, повторяя аргументы В.К. Плеве в 1893 году и добавляя к ним указание на «малочисленность армяно-католической паствы». Однако с точки зрения Римского престола нормальным способом организации церковной жизни армян-католиков в России является именно учреждение епархии. В конечном итоге удалось достигнуть компромисса. 14 апреля 1903 года было подписано соглашение с Римской курией, в соответствии с которым управление армяно-католическими приходами на Кавказе должно было быть поручено духовному лицу армянского обряда, назначенному папой по предварительному согласованию с русским правительством.

Будучи уже подписано и вступив в законную силу, соглашение 1903 года в течение нескольких лет не могло быть претворено в жизнь. Кавказский наместник и Министерство внутренних дел предлагали первоначально на пост администратора александропольского декана Павла Нахапетова, о назначении которого ходатайствовали армяно-католическое духовенство и население. Однако его кандидатура была отвергнута Римом, как и предложенная затем кандидатура священника Маркарова. В конечном итоге было решено остановиться на кандидатуре батумского настоятеля Саркиса Тер-Абрамяна (Тер-Абраамяна, Тер-Абраамова), которого рекомендовали тираспольские епископы барон Юлий фон Рооп (занимавший эту кафедру в 1902–1903 гг.) и сменивший его Иосиф Кесслер (1904–1919) и настойчиво продвигала Римская курия.

В 1906 году Саркис Тер-Абрамян был назначен управляющим Духовного правления в Ахалцихе.

«Кавказский календарь на 1907 год» (Тифлис, 1906): «Духовное Ведомство Армяно-Католического Исповедания.

Правление Армяно-Католического духовенства Закавказского края (Ахалцих). Члены: временный управляющий архимандрит Саркис Тер-Абраамян и две вакансии. Письмоводитель (вакансия).

Деканы деканатств: Ахалцихского – Яков Сааров (Абадхев), Ахалкалакского – Антон Петоян (сел. Аластан), Александропольского – Погос Нахапетов (он же настоятель Александропольской арм.-католич. церкви), Лорийского – Саркис Язытчиян (сел. Шахназар).

Настоятели церквей г. Ахалциха – во имя Успения – архимандрит Саркис Тер-Абраамян, викарный священник Петр Казаян; Св. Иоанна Крестителя – священник Иоанн Гварамадзе, викарный священник Константин Шешаберидзе; Крестовоздвиженской – священник Гавриил Гозалов; Ивлитской Св. Креста – Серафим Мерабашвили».

«Кавказский календарь на 1910 год, № 2» (Тифлис, 1910): «Духовное Ведомство Армяно-Католического Исповедания.

Армяно-Католическое Духовное Правление Закавказского края:

Управляющий – архимандрит Саркис Тер-Абраамян. Настоятели арм.-католич. церквей: священники Михаил Вардзедов, Константин Шешаберидзе, Погос Татенов, Петр Казазянц, Степан Григорянц, Игнат Ексанов».

12 сентября 1909 года Саркис Тер-Абрамян был высочайше утвержден в должности апостольского администратора армяно-католиков Российской империи с резиденцией в Тифлисе. В соответствии с этим же указом власть апостольского администратора была распространена на армяно- католические приходы всей России, а не только Закавказья, как это предусматривалось соглашением 1903 года.

На момент назначения Тер-Абрамяна апостольским администратором общая численность армяно-католиков в России составляла, по официальным данным, приблизительно 57 тысяч человек. Из них около 40 тысяч проживали в Закавказье (в Тифлисской и Эриванской губерниях, Батумской и Карсской областях), где существовало 54 прихода. Армяно-католическая диаспора существовала также в Крыму, где было три прихода.

«Кавказский календарь на 1911 год» (Тифлис, 1910): Армяно-Католическое духовенство Закавказского края.

Апостольский администратор армян-католиков в Российской империи архимандрит Саркис Тер-Абраамян, духовный секретарь – курат (католический священник, которому епископом дано полномочие исповеди. – М. и Г.М.) Дионисий Калатозов (г. Тифлис).

Деканаты.

Артвинский: декан и настоятель – священник Тер-Карапет Дирлугян. Ахалцихский: настоятель и декан – священник Тер-Михаил Вардулов. Ахалкалакский: настоятель и декан – священник Тер-Антон Педоев. Александропольский: вице-декан и настоятель – священник Тер-Абраам Закарян. Ардаганский: настоятель и декан – священник Тер-Погос Бандурян. Карсский: настоятель и декан – священник Тер-Даниел Асатуров. Лорийский: настоятель и декан – священник Саркис Язытчиян (сел. Шахназар».

Соглашение между правительством и Римским престолом от 14 апреля 1903 года не улучшило положения российских армян-католиков, а лишь усугубило существующие проблемы. Архимандрит Саркис Тер-Абрамян, проведенный на должность апостольского администратора усилиями Римской курии, осуществлял угодную ей политику, проявлял демонстративное неуважение к обычаям и традициям своей паствы. Многочисленные протесты прихожан против действий Тер-Абрамяна, их жалобы на него в гражданские инстанции долгое время не давали никаких результатов. Единственным способом ограничить его произвол могло бы стать узаконение принципа выборности духовных лиц, который существовал у армян-католиков с давних пор в качестве неписаной традиции, но не охранялся российским законом. Однако царское правительство вряд ли было готово к осуществлению подобных проектов. Октябрьская революция 1917 года отодвинула решение армяно-католического вопроса на неопределенную перспективу.

Апостольская администратура для католиков армянского обряда к 1917 году насчитывала 47 священников, 45 храмов, 15 часовен и 66.618 верующих.

«Кавказский календарь на 1917 год» (Тифлис, 1916):

Армяно-Католическое Духовное Правление Российской Империи.

(Тифлис, Петроградская, 8).

Апостольский администратор армян-католиков Российской Империи архимандрит Саркис Тер-Сааков Тер-Абраамов.

Члены Правления: Дионисий Антонович Калатозов, священник Антон Антонович Габоян. Секретарь: Никита Макарович Кара-Мурза (1858–1937, похоронен на московском Новодевичьем кладбище, переводчик романа «Хент» Раффи с армянского на русский язык. – М. и Г.М.).

Настоятель Тифлисского арм.-катол. молитвенного дома – священник Тер-Антон Габоян, викарный священник – Тер-Акоп Киракосян, настоятель Санавардского, Телавского уезда, арм.-катол. молитвенного дома – священник Тер-Станислав Качкачев.

Артвинский деканат (местечко Артвин). Деканат и настоятель собственной арм.-катол. церкви Карапет Дирлугян, викарный священник – Тер-Иосиф Тер-Погосьян, викарий – Тер-Оганес Албертян.

Настоятели: Хайпетской церкви – Тер-Погос Есаян; Колординской церкви – Тер-Степан Закарян; Кордзульской церкви – священник Григор Экимян (все в г. Артвине); местечко Ардануча – Тер-Степан Читрарян, викарный (вакансия); сел. Сатлел арм.-кат. церкви (вакансия); сел. Цхикур арм.-кат. церкви – Тер-Погос Бояджян; Батумской арм.-кат. церкви – Тер-Типотеос Тер-Гюльян.

Ахалцихский деканат (г. Ахалцих). Настоятель Св. Иоанна Крестителя церкви – Тер-Гавриил Гозалов.

Настоятели: арм.-кат. Крестовоздвиженской церкви – Тер-Погос Татенов; Успенской церкви – Тер-Даниел Асатурян; Ивлитской церкви – Тер-Томас Чилингаров; сел. Цхалтбила – Тер-Кероп Тер-Погосян; сел. Абатхеви – вице-декан и настоятель Тер-Акоп Сааров; сел. Суфлис – Тер-Симон Гевандян; сел. Неохреб – Тер-Баграт Тер-Симонян; сел. Арал – Тер-Алоизий Чилингаров; сел. Уде – декан и настоятель Тер-Томас Игитханов; сел. Вале – Тер-Сарафим Мерабашвили; местечко Абастуман – Тер-Антон Акопов.

Ахалкалакский деканат (сел. Вареван). Декан и настоятель Тер-Петрос Тер-Погосян.

Настоятели арм.-кат. церквей: Константин Щешаберидзе (сел. Хизабавра); Тер-Микиртич Позоян (сел. Аластан); Тер-Симон Хачатурян (сел. Бавра); Тер-Акоп Григорян (сел. Турцх); Тер-Оганес Тер-Акопян (сел. Хульгумо); Тер-Микаел Котанджян, вице-декан (сел. Картикам); Тер-Микиртич Игитян (сел. Уджмана); Тер-Погос Хачатурьян, викарный – Тер-Антон Тер-Антонян (сел. Эштия).

Александропольский деканат (г. Александрополь). Декан-администратор – Тер-Петрос Нуриджанян.

Настоятели арм.-кат. церквей: Тер-Абраам Закарян, вице-декан (сел. Тападоллак), Тер-Аршак (он же Михаил) Араратян (сел. Караклис); Тер-Мартирос Никоян (сел. Палутлы); Тер-Акоп Тер-Абраамян (сел. Кафтарлы); Тер-Антон Петоян (сел. Кайкули-Казанчи); Тер-Степан Григорян (сел. Муслухлы); Тер-Оганес Тер-Микаелян (сел. Шиштапа); администратор Тер-Игнатиос Татосян (сел. Тито-Хараба и Даракев); Тер-Оганес Дарпинян (сел. Гирих); Тер-Алексан Казарян (сел. Кор-Булах); Тер-Петрос Давтян (сел. Базирхана).

Карсский деканат (г. Карс). Декан и настоятель арм.-кат. церкви Саркис Овсоян.

Настоятели арм.-кат. церквей: Тер-Акоп Микиртичян (сел. Карахач); Тер-Барсег Минасян (сел. Ахкиласа); Тер-Погос Оганесян (сел. Гюль-Эйран); Тер-Арутюн Костанян (местечко Ольты); администратор Тер-Карапет Егьянян (местечко Ардаган); Тер-Маркар Маркарян (сел. Дашково).

Лорийский деканат (сел. Шахназар Тифлисской губернии). Декан и настоятели арм.-кат. церкви: Саркис Язытчиян; викарный заведывающий сел. Степановкою – Тер-Алексан Акопян.

Настоятели арм.-кат. церквей: Тер-Алексан Мелконян (сел. Котур-Булах); Тер-Степан Тер-Мартиросян (сел. Сарчапет и Шиштапа).

В г. Екатеринодаре: курат армян-католиков Северного Кавказа – священник Эммануил Машур».

В 1917 году апостольским администратором армян-католиков России по указу Папы Римского Бенедикта XV стал Тер-Акоп Даниэлович Бакаратьян (1872–1936). В 1930-м он был арестован как враг народа, умер в Соловках.

После советизации России бывший апостольский администратор армян-католиков в Российской империи архимандрит Саркис Тер-Абрамян подвергался репрессиям со стороны ГПУ и нападкам в советской прессе и был вынужден иммигрировать в Италию. Будучи вспомогательным епископом Рима (1933 г.), Саркис Тер-Саакович Тер-Абрамян (1868, Александрополь – 1952, Рим) в 1935 году рукоположил в епископы будущего Патриарха Армянской Католической Церкви Крикора Бедроса XV Агаджаняна (1937– 1962 гг.).

Последний апостольский администратор Карапет Дилургян был арестован в июне 1936 года, приговорен (в возрасте 75 лет) к трем годам ссылки в Кировском крае, после возвращения оттуда уже не мог продолжать официальное служение.

* * *

В публикации использованы: ежегодник «Кавказский календарь» на 1846–1917 гг. (Тифлис, 1845–1916); архивные материалы Департамента духовных дел иностранных исповеданий, хранящиеся в фонде 821 Российского государственного исторического архива; статья И.В. Амбарцумова «Армяно-католический вопрос в Российской империи в начале XX века» (научно-богословский журнал «Христианское чтение» №4, 2012).

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 34 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Статья очень интересная и познавательная. Привожу некоторые дополнения к публикации. В 1991 году Святым Престолом был учрежден Ординариат Армянской католической церкви для Восточной Европы, Грузии и Армении. Армяне-католики, проживающие в России, входят в юрисдикцию Ординариата Восточной Европы. Архиепископ Рафаэль Минасян является его главой. В 2012 году община Армянской католической церкви получила государственную регистрацию в Российской Федерации. В России служат четыре священника армянского обряда: в Москве, Тульской области, Краснодаре и в Сибири. Все они – армяне. Разумеется, там, куда не могут добраться священники армянского обряда, там пастырское служение несут католические священники латинского обряда.
  2. В настоящее время больше всего армяно-католиков проживает в Бейруте (Ливан) и Алеппо (Сирия). У Церкви 7 епархий на Ближнем Востоке: 2 — в Сирии и по одной — в Ливане, Ираке, Иране, Египте и Турции. Имеется апостолический экзархат для армяно-католиков в США. Главой Армянской Католической Церкви является патриарх Нерсес Бедрос XIX Тармуни (род. в 1940 г., избран в 1999 г.), титул: Патриарх Киликийской Армении, резиденция в г. Бейрут (Ливан). Общая численность армяно-католиков за 2007 год по данным Annuario Pontificio - 540 тысяч человек в 94 приходах, 15 епископов, 86 священников.
  3. Спасибо за статистику проживания католиков, но вы не отметили количество армян—католиков в Армении
  4. В Армении насчитывается примерно 150 тысяч католиков армянского обряда, 14 костелов и часовен Армянской католической церкви. Центром армян-католиков Грузии, России, Восточной Европы и самой Армении считается Гюмри, где находится Кафедральный собор Святых Мучеников. Есть католические храмы и в других местах компактного проживания армян-католиков, в частности, в Ташире, Норашене, Бавре, Азатане Ланджике, Аревике.
  5. Около 50 тыс. армян-католиков проживают в армянонаселенных селах Самцхе-Джавахского района Грузии – Ниноцминды, Ахалкалаки, Ахалцихе. Из-за тяжелого социально-экономического положения Джавахка, как среди всего Армянства региона, так и среди католиков, высок процент эмиграции. Следует констатировать, что армяне-католики во все времена имели крепкие связи с местными армянами-григорианцами. Католики-армяне проживают также в Батуми и Поти: их не так много, и у них нет организованной общины. Сформированных в Тбилиси и различных районах Грузии некогда традиционных армянских католических общин уже не существует. Это – результат последовательной политики грузинских властей по отчуждению армян-католиков.
  6. Но если кто не знает, в мире еще со средних веков существует особая Армянская католическая церковь (
  7. Марк, а вам не приходила мысль, что армяне католики могут обратиться к Папе Римскому за помощью против агрессии Азербайджана и Турции. Вроде христиане, а не поддерживают в отличие от мусульман Пакистана, Сирии, Ирака и всяких афганистанов.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты