№7 (340) июль 2021 г.

Артур Согомонян: Армения стоит перед вызовом, от которого зависит будущее страны, будущее нации

Просмотров: 13930

Какова ситуация в Армении? Что происходит в экономике страны? Как обеспечить ее развитие?

На эти вопросы редакции газеты «Ноев Ковчег» ответил Артур Согомонян, бизнес-посол общероссийской общественной организаций «Деловая Россия» в Республике Армения, к.э.н.

– Артур Аршамович, как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в Армении?

– Армения находится в очень сложной ситуации. Армения всегда стояла перед вызовами, но сегодня стоит перед таким, от которого зависит ее будущее и будущее нации. От того, как пройдут внеочередные парламентские выборы, как народ проголосует, зависит наше завтра.

Если предыдущие выборы были более или менее предсказуемыми, иногда управляемыми, сегодняшняя ситуация в стране уникальна тем, что в зависимости от результатов голосования развитие республики может пойти по диаметрально противоположным путям.

Нельзя оставаться в стороне. В политике много эмоций, но сегодня надо принимать не эмоциональные, а очень взвешенные и глубоко продуманные решения. Подчеркну еще раз: от результатов предстоящих выборов будет зависеть будущее страны, думаю, и всей нашей нации.

– Как гражданин Армении Вы можете принять участие в выборах. За какую партию отдадите свой голос?

– В ноябре прошлого года я получил гражданство Армении. Это был сознательный шаг. Хочу быть полезным своей исторической родине. Как уже было сказано, очень важно сделать выбор осознанно, не эмоционально, не под влиянием кого-либо. Сегодня в Армении это сделать крайне сложно. В выборах участвуют 26 партий, несколько блоков. Но пока я ни у одной из них не увидел четкой предвыборной программы. Недавно была опубликована программа партии Сержа Саргсяна. Кстати, это одна из тех партий, за которые я свой голос не отдам.

Придется выбирать, согласно математическому термину, методом исключения. Я еще не определился с окончательным выбором, потому что недостаточно информации. Выжидаю, наблюдаю, читаю новости. Много популистских заявлений, ничем не подтвержденных, на мой взгляд, выступлений. Надеюсь, что в ближайшее время появится больше информации, и тогда можно будет сделать осознанный выбор.

– Какая политическая сила, на Ваш взгляд, имеет наибольшие шансы на победу? Кому на сегодняшний момент Вы готовы отдать предпочтение?

– Отвечу на Ваш вопрос исключительно с позиции избирателя, а не политика. Я занимаюсь экономикой, конкретными цифрами.

Если говорить о политической ситуации, очевидно, что Армения оказалась сегодня в тупике. В 2017 году в Армении произошла смена политической формы правления. На мой взгляд, был совершен абсолютно ошибочный шаг, принято необоснованное с политической и экономической точек зрения решение. В парламентской республике избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партию. И партии должны быть понятными, предсказуемыми, иметь программы, чтобы можно было доверить им наше будущее.

Сегодня в результате принятого в 2017 году решения Армения оказалась в достаточно абсурдном положении. Подавляющее большинство из 26 партий были созданы в последние месяцы. Они не только не имеют программ, но не сделали для страны ничего, ничем не доказали свою состоятельность. Поэтому выбор придется делать практически вслепую. Лично для меня это не совсем комфортная ситуация. Придется выбирать, как было сказано выше, методом исключения. Но даже такой подход требует определенной информации, которой пока недостаточно.

Несмотря на тупиковую ситуацию, надо двигаться вперед, потому что сегодняшнее положение в стране хуже, чем можно себе представить. И это надо исправлять.

– Вы готовы проголосовать за сегодняшнюю власть?

– Я не хочу делать никаких политических заявлений. Буду говорить исключительно от своего имени, от имени избирателя.

Конечно, я не стану голосовать за действующую власть. Категорически. Армения нуждается в переменах как никогда. Я постоянно изучаю цифры, экономические показатели республики, и они все больше и больше огорчают. Для меня как экономиста, как человека, который занимается бизнесом, очевидно, что, если экономический курс не изменится, страну ждут самые серьезные потрясения, вплоть до дефолта. Это абсолютно неприемлемо. Каждый армянин, который может повлиять на сегодняшнюю очень опасную ситуацию, не должен оставаться в стороне. Если мы ее не переломим, через некоторое время будем сильно сожалеть, что не воспользовались шансом.

– Недавно Пашинян находился с визитом во Франции. Он очень хотел сделать совместное фото с президентом страны Макроном, и это ему удалось. Что может Франция, на Ваш взгляд, предложить Армении в экономическом плане?

– Я благодарен Франции за то, что она делает для Армении. Во Франции принят закон об уголовной ответственности за отрицание геноцида армян. Даже в самой Армении такого закона нет. Франция политически поддерживает Армению.

Но если говорить объективно, в армянской экономике Франция играет мизерную роль. Сегодня 34% всего товарооборота Армении приходится на Россию, в том числе 36% экспорта и 34% импорта. По объему товарооборота с Арменией Франция находится ниже 15-го места, в экспорте это всего лишь 0,2%, а в импорте – 1,5%. Такие показатели никак не могут повлиять на экономическое положение Армении и принципиально изменить его.

Подобная ситуация наблюдается и в части денежных переводов в Армению, во многом за счет которых республика живет. Уехавшие на заработки, зарубежные родственники переводят в республику деньги. Из 1 млрд 750 млн долларов США, которые были перечислены в прошлом году, более 1 млрд 200 млн поступили из России. Денежные переводы из Франции составили менее 50 млн. Таким образом, в экономике Армении роль Франции незначительна. Вместе с тем ее морально-политическая поддержка важна для Армении.

– Каким Вам видится путь развития для Армении?

– Единственный путь для Армении – укрепление отношений с Россией. Любые действия, которые могут этому мешать, я не приемлю. Когда узнаю о том, что к России проявили неуважение, на должном уровне не организовали встречу президента РФ в аэропорту, горе-политики сделали в отношении России неподобающие заявления, считаю такие действия вражескими по отношению к самой Армении.

Надо выстраивать отношения с Россией во всех направлениях – экономике, политике, культуре. В сфере культуры наши народы очень близки, и я с энтузиазмом поддерживаю все начинания российско-армянского Фонда гуманитарных инициатив «Наследие и Прогресс», созданного академиком Армаисом Альбертовичем Камаловым, стараюсь активно участвовать в его работе.

– Вы вошли в попечительский совет фонда…

– Да. Сделано уже многое. В этом году весь музыкальный мир отмечает 100-летие прославленного композитора Арно Бабаджаняна, а также армянских композиторов Эдуарда Мирзояна и Александра Арутюняна. Фонд проводит мероприятия, приуроченные к 100-летним юбилеям трех всемирно известных музыкантов.

Очередное мероприятие мы планирует провести также в Армении. Удивительно, но нынешние власти в республике никак не отреагировали на эти знаменательные даты. В России мы провели целый ряд концертов, посвященных творчеству Арно Бабаджаняна, Эдуарда Мирзояна и Александра Арутюняна. Именем Арно Бабаджаняна названы 4 российские школы. До конца текущего года его имя будет присвоено еще 6 школам.

– Если говорить о ситуации в Армении, что вызывает у Вас наибольшее беспокойство?

– Как человек бизнеса, могу отметить, что мы часто недооцениваем роль идеологии. На самом деле в истоках всех наших поступков лежит идеология, наши ценности. Та идеология, которая сегодня царит в Армении, на мой взгляд, разрушительна. Слова стали важнее дела. С легкостью декларируются разные лозунги, даются обещания, которые не выполняются. Это очень опасная тенденция, которая разрушает культуру.

Формула «важнее сказать, чем сделать» становится нормой жизни. Для меня как бизнесмена это неприемлемо. Известное изречение гласит: себя мы оцениваем по помыслам, других – по поступкам. И я оцениваю всех по поступкам, а не по словам.

С момента окончания трагической для всех нас войны все, что я слышу и вижу, основывается именно на формуле «важнее сказать, чем сделать». Раздаются пустые обещания, звучат пустые заверения, ничего общего с реальной жизнью не имеющие.

– Каково, по Вашему мнению, сегодняшнее состояние экономики Армении?

– Оно удручающее. Как экономист, я руководствуюсь цифрами, потому что, как говорят, цифры – вещь упрямая. Прошлый год оказался тяжелым для всех стран из-за пандемии, в Армении ситуацию усугубила война. Падение ВВП республики составило 7,8%. Из всех 15 бывших советских республик это самый низкий показатель. Ниже этот показатель только у Киргизии.

Высокие цифры также и безработицы в стране. Они и без того были в начале прошлого года значительными, составляя 18,2%. Для сравнения: из 15 республик на втором месте идет Грузия (12%), на третьем – Литва (10,3%). В России уровень безработицы составил 5,3%. Таким образом, Армения «лидирует» с очень большим отрывом. По итогам I квартала текущего года показатель безработицы в Армении превысил 20%. Это катастрофа.

Наряду с этими показателями есть и другие, которые могут оказать не только экономическое разрушающее воздействие на страну, но и политическое.

– Какие?

– Прежде всего внешний долг. Объем внешнего долга Армении очень серьезный. Огромная цифра этого долга свидетельствует о степени зависимости Армении от тех, кто дает деньги в долг. Армения обязана будет долги им вернуть. Руководство страны может меняться, а возвращать долги придется армянскому государству.

– Насколько велик внешний долг Армении?

– Внешний долг Армении составляет сегодня 8 млрд 800 млн долларов США. К концу года он может составить 9 млрд 200 млн долларов США. Для Армении это неподъемная цифра, составляющая почти 70% ВВП. В России внешний долг не превышает 5% ВВП. На Украине даже после всех известных событий он не превысил 25%.

Но вопрос не только в объемах внешнего долга. Важно, на что берутся в долг деньги. Когда вы приходите в банк и занимаете у него деньги, вы вкладываете их в то, что завтра может принести вам доход, и вы сможете рассчитаться с банком. Но Армения занимает деньги, чтобы залатать дыры, и ни в какие инвестиционные проекты их не вкладывает.

На начало прошлого года госдолг Армении уже составлял 7 млрд 300 млн долларов США. Куда были направлены эти огромные деньги? В будущем они ничего хорошего стране не сулят.

– Почему?

– Во-первых, деньги достаточно дорогие – средняя ставка более 4%, а точнее, 4,6%. Такой долг очень сложно обслуживать.

Деньги придется отдавать. Основная сумма выплат приходится на 2025 год. И когда я слышу заверения нынешних властей о том, что они за свой будущий срок поднимут пенсии, заработную плату бюджетным сотрудникам, я понимаю, что это ничем не подкрепленные обещания. В такой ситуации надо думать о том, как и за счет чего можно сэкономить деньги.

Другие экономические показатели, которые огорчают, это объемы инвестиций в Армению. Они падают с 2018 года. Я сам несколько раз приезжал в Армению с потенциальными инвесторами. К моему большому сожалению, переговоры ничем не закончились по вине армянской стороны. Никаких гарантий инвесторам дано не было.

Отсутствие инвестиций сегодня говорит об отсутствии светлого будущего завтра. Если инвестировать средства, есть шанс, что через 3–4 года то или иное направление экономики станет развиваться. Когда же инвестиций нет, фонды изнашиваются, амортизируются и общее состояние экономики ухудшается.

По предварительным данным, в Армении упали также и внутренние инвестиции. Причины известны – пандемия, война. Это еще более усугубляет ситуацию.

– Между тем и.о. премьер-министра Армении заявляет: «Давайте вообще не бояться долгов».

– Это очень безответственное заявление, потому что, когда придет время отдавать долги и Армения не сможет рассчитаться с кредиторами, страну может ожидать дефолт. Заработает печатный станок, начнется гиперинфляция. Это означает для населения обнищание. Вспомним, что было в России в 1998 году, когда доллар подорожал в 4 раза. Но у России, в отличие от Армении, много ресурсов, много возможностей. Если ситуация дойдет до дефолта, выйти из нее будет уже сложно. Мы столкнемся с болезнью, которую можно будет признать неизлечимой. Поэтому делать такого рода заявления крайне безответственно.

Сегодня нужны профессионалы, специалисты, которые думали бы над тем, каким образом можно остановить процесс набора долгов, не загонять страну в яму. Для этого потребуется сложная и даже непопулярная работа. Придется сокращать бюджетные расходы, в том числе и социальные. Украине пришлось через это пройти.

Когда я читаю заявления и.о. министра экономики Ваана Керобяна о том, что рост ВВП в этом году будет исчисляться двузначными цифрами, то есть составит больше 10%, я как экономист не могу эту цифру даже обсуждать. О каких 10% роста может идти речь! Задача состоит в том, чтобы остановить падение ВВП. Или и.о. министра ничего не понимает в экономике, или снова работает принцип «важнее сказать, чем сделать». По прогнозам МВФ, ВВП Армении в этом году может вырасти на 1%. Центральный банк Армении объявил цифру 2,1%. Если удастся ее достичь, это уже станет небольшой победой.

– Несмотря на тяжелое экономическое положение в стране, 20–25% населения Армении готовы, согласно прогнозам многих аналитических центров, вновь проголосовать за нынешнюю власть. Это объяснимо?

– Объяснимо. Революция 2018 года произошла потому, что народ устал от предыдущего правления. Смена власти вызвала определенную эйфорию, пришли новые люди, они получили определенный кредит доверия. Их выбрали не за какие-то заслуги, заслуг у них просто не было. Никол Пашинян – журналист, он никогда не был лидером страны. Многие затем поняли, что ошиблись в своем доверии.

Думаю, популярность нынешней власти была обусловлена двумя факторами: уходом с политической арены Сержа Саргсяна и приходом к власти человека «с улицы», близкого народу и понятного. Мы знаем феномен революции 1917 года, когда заработал принцип «кухарка может управлять государством». Но это исключительно эмоциональный феномен.

Еще раз хочу призвать соотечественников сделать выбор осознанный, логичный. Руководствоваться принципом «что нам надо сделать, чтобы завтра стало лучше». Продолжать верить популистским лозунгам – самообман. И ему поддаваться сегодня нельзя.

– Судя по раскладу политических сил, борьба на выборах будет вестись между блоком действующей власти и оппозицией в лице блока «Айастан» во главе с Робертом Кочаряном. Третья сила в Армении не сформировалась. В случае победы «Айастана» сможет ли новая власть вывести Армению из экономического тупика, по Вашему мнению?

– Мы опять возвращаемся к политике. Я не стану агитировать за или против Пашиняна. За или против кого-либо другого. Я рассуждаю как гражданин Армении, как человек, которому небезразлична судьба Армении. Я убежден, что сегодняшний путь – тупиковый, он катастрофичен для Армении. Нужны перемены.

Что касается сегодняшних социологических опросов, да, действительно из всех политических сил страны лидируют две. В такие смутные времена редко появляются профессионалы своего дела. По закону природы наверх поднимается пена. Серьезные люди приходят позже. Я надеюсь, что тот, кто придет к власти, сформирует новую профессиональную команду.

Если говорить об экономике, конечно, во времена правления Роберта Кочаряна экономические показатели Армении радовали. Основной рост пришелся именно на период его правления. Думаю, огромную роль в этом сыграла поддержка России, которая нам нужна сегодня как воздух.

– Россия – стратегический партнер Армении. Насколько, по Вашему мнению, Россия сможет содействовать возрождению экономического потенциала Армении?

– Это зависит от двух факторов. Прежде всего от развития самой России. В начале 2000-х годов в России наблюдался существенный рост, и Армения вслед за Россией также достаточно интенсивно развивалась. Большой объем армянского бизнеса был российским. Многие наши соотечественники работали в России и поддерживали семьи на родине. И сегодня большая доля армянских активов принадлежит российскому бизнесу.

Конечно, важна политическая составляющая. Без конструктивных политических отношений не будет и экономического развития. Риски очень высоки, и предприниматели начинают думать не о развитии бизнеса, а о защите своих инвестиций и активов. Я считаю, что экономики наших стран связаны. Не случайно Армения вступила в ЕАЭС, после чего ее товарооборот значительно возрос. Нет таможенных пошлин, упрощены грузоперевозки. Кроме того, у Армении есть большой потенциал для получения дополнительных дивидендов от участия в ЕАЭС, потому что из всех стран-членов она наиболее удобна с точки зрения инвестиций европейского бизнеса. Россия находится под серьезными санкциями, Белоруссия сегодня – также. Казахстан и Киргизия достаточно далеки. А положение Армении очень выгодное.

– Хочется завершить нашу беседу на положительной ноте. Что обнадеживает Вас?

– Обнадеживает и радует то, что безразличных к судьбе Армении людей сегодня нет. Начиная с первого дня войны 2020 года я не встретил ни одного соотечественника, который не переживал бы за судьбу Армении. Многие хотят помочь республике.

У нас есть мощное оружие, мощный потенциал – мировая диаспора. За пределами Армении живет в три раза больше армян, чем в самой республике. Мне по душе слова Армаиса Альбертовича Камалова о том, что любой уважающий себя армянин в каком-то возрасте обязательно задаст себе вопрос, что он сделал для своей республики.

Хочется надеяться, что, если развитие истории пойдет «в плюс» и удастся выстроить конструктивные отношения с диаспорой, мы сможем серьезно ускорить развитие Армении. Экономика Армении небольшая, и если выстроить конструктивное взаимодействие, создать благоприятный инвестиционный климат, начать диалог, можно дать новый импульс ее развитию. Я готов в этом участвовать.

Беседу вел Григорий Анисонян

Интервью записано до дня выборов в парламент Армении

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Армения сделала неправильный выбор и будут новые потери и проигрыши. К сожалению, к советам Артура Согомоняна не прислушались, как и к советам многих здравомыслящих. Сами виноваты. Все кто голосовал за Пашиняна, пусть возьмут лопату и дут защищать границы.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты