№7 (340) июль 2021 г.

Музыка армянских композиторов в «Зарядье»

Просмотров: 3563

23 мая 2021 года в Москве в Большом концертном зале «Зарядье» прошел благотворительный концерт, посвященный 100-летию трех выдающихся армянских композиторов, народных артистов СССР, народных артистов Армянской ССР Арно Бабаджаняна, Александра Арутюняна и Эдварда Мирзояна.

Юбилейный концерт был организован благотворительным фондом «Фонд Валерия Гергиева», Фондом памяти Арно Бабаджаняна и Фондом развития и поддержки русско-армянских гуманитарных инициатив «Наследие и прогресс» под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

Были исполнены Концерт для скрипки с оркестром, Концерт для виолончели с оркестром, Поэма-рапсодия для симфонического оркестра и Балетная сюита Арно Бабаджаняна, Праздничная увертюра, Концерт для трубы с оркестром и Вальс Александра Арутюняна, Симфония с литаврами, пьеса «Шушаник» для оркестра и Вальс Эдварда Мирзояна.

С симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением его главного дирижера, художественного руководителя и генерального директора Мариинского театра Валерия Гергиева выступили солист Московской государственной академической филармонии, лауреат международных конкурсов скрипач Гайк Казазян, заслуженный артист Республики Армения, победитель и золотой медалист XIV Международного конкурса им. П.И. Чайковского виолончелист Нарек Ахназарян, один из самых известных в мире трубачей Сергей Накаряков, названный прессой «Паганини трубы».

Творческое наследие Арно Бабаджаняна, Александра Арутюняна и Эдварда Мирзояна, участников Армянской могучей кучки, руководителями которой были Арам Хачатурян и Дмитрий Шостакович, – достояние не только отечественной, но и мировой музыкальной культуры. Композиторы создали самостоятельное направление в музыке, сочетающее богатое музыкальное наследии Армении и музыкальные принципы классицизма и романтизма. В их разножанровых произведениях отражены лучшие традиции армянской народной музыки – исключительная мелодичность, богатый мир чувств, восточный колорит.

С творчеством Арно Бабаджаняна, Александра Арутюняна и Эдварда Мирзояна Валерий Гергиев, народный артист РФ, Герой Труда РФ, хорошо знаком. С 1981 по 1985 год он руководил Государственным симфоническим оркестром Армении, одним из лучших музыкальных коллективов страны. «Это был громадный урок жизни для меня», – говорил о том времени дирижер. Вместе с музыкантами оркестра Валерий Гергиев подготовил 80 программ. За вклад в развитие армяно-российских культурных связей Валерий Гергиев награжден орденом Святого Месропа Маштоца.

Возглавив Мариинский театр, Валерий Гергиев продолжил исполнять на мировых сценах музыку армянских композиторов и не терял связей с Арменией. Он регулярно выступал с концертами в Армении, в том числе в рамках Пасхальных фестивалей, исполняя произведения своих друзей – Эдварда Мирзояна, Александра Арутюняна и Арно Бабаджаняна. В Ереванской консерватории имени Комитаса Гергиев проводил мастер-классы с Государственным молодежным оркестром Армении. В свои концертные программы включал также произведения молодых армянских композиторов, которые нашли в лице маэстро лучшего интерпретатора своей музыки.

Человеком изумительного дарования, дирижером самого высокого класса, совершенно замечательным музыкантом считал Валерия Гергиева композитор Александр Арутюнян.

Александр Арутюнян, Арно Бабаджанян и Эдвард Мирзоян – выпускники Ереванской консерватории имени Комитаса. Свое композиторское и исполнительское мастерство они совершенствовали в Доме культуры Армении в Москве и Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Учились у известных советских педагогов – Ракова, Игумного, Литинского, Кушнарева, Берлина. Большая творческая дружба связывала их с Арамом Хачатуряном.

Выдающимся симфонистом считал Арам Хачатурян Арно Бабаджаняна. Его классические симфонии, концерты для скрипки, для фортепиано и виолончели, струнные квартеты и трио, фортепианные произведения, в том числе «Шесть картин», «Поэма», ставшая обязательным произведением для пианистов – участников III Международного конкурса им. П.И. Чайковского, «Балетная сюита» исполняются на всех музыкальных площадках мира. Концерты для скрипки с оркестром и для виолончели с оркестром Арно Бабаджаняна считаются одними из наиболее сложных сочинений, написанных для этих инструментов. Огромную популярность Арно Бабаджанян обрел как композитор-песенник. Обратиться к песенному жанру композитора побудила неизлечимая болезнь, которой он страдал с тридцатидвухлетнего возраста. Он все реже обращался к крупным музыкальным формам, считая, что может не успеть дописать.

В одной из своих статей Дмитрий Шостакович писал: «Арно Бабаджанян – великий пианист, исполнитель крупного масштаба. Нельзя не пожалеть, что он не выступает в концертах с исполнением как своих произведений, так и произведений классической и советской фортепианной литературы». А Эмиль Гилельс признался однажды: «К великой радости пианистов, Арно Бабаджанян, посвятив себя исключительно композиторскому искусству, тем самым снял с повестки переживаний лучших в мире пианистов исходящую от него вполне объективно «угрозу» конкуренции».

Александр Арутюнян в 7-летнем возрасте по слуху сыграл Александру Спендиарову его произведение «Ереванские этюды», что предрешило судьбу будущего композитора. Александр Арутюнян был «обречен» на талант. Музыка стала делом его жизни. Получив прекрасное музыкальное образование, он много выступал как пианист-солист, исполнитель собственных произведений. В 1954 году возглавил Армянскую филармонию и руководил ею почти 40 лет. Преподавал композицию в Ереванской консерватории.

Александр Арутюнян написал более 200 произведений, среди которых 14 концертов почти для всех инструментов симфонического оркестра. Он автор Симфонии и Симфоньетты для струнных, многочисленных камерных произведений. Сочинял музыку во всех жанрах, в том числе и для кино.

Праздничная увертюра, Симфония, Концертино для фортепиано с оркестром Александра Арутюняна близки по духу творчеству Арама Хачатуряна. Крупнейшее достижение композитора – опера «Саят-Нова». На ее московской премьере в Большом театре присутствовали Дмитрий Шостакович, Дмитрий Кабалевский, маршал Советского Союза Иван Баграмян, Арам Хачатурян. «Ты увековечил и себя, и Саят-Нову», – сказал тогда композитору Арам Хачатурян.

Концерт для валторны с оркестром, Вариации для трубы с оркестром, Концерты для тромбона и тубы с оркестром, а также скрипичный концерт «Армения-88» считаются одними из лучших произведений Арутюняна. Ряд произведений композитора для духовых инструментов, в частности Концерт для трубы, посвященный всемирно известному трубачу Тимофею Докшицеру, входят в репертуар ведущих мировых исполнителей. «Ойстрах трубы» Тимофей Докшицер стал его первым исполнителем и главным приверженцем. Он писал автору: «Дорогой Александр Григорьевич, Ваша музыка приносит радость, смягчает души людей, дарит счастье. Я это испытал на себе и особенно, когда неоднократно видел глаза слушателей». Поклонником таланта Александра Арутюняна был Католикос всех армян Вазген Первый. За вклад в церковную музыку Католикосом Гарегином II композитору был вручен Высокий орден Св. Саака и Св. Месропа.

Эдвард Мирзоян, композитор, педагог, общественный деятель, преподавал в Ереванской консерватории, заведовал кафедрой композиции. Среди его учеников Константин Орбелян, Авет Тертерян, Роберт Амирханян, Мартин Вартазарян, Грачья Меликян, Джон Тер-Татевосян, Xачатур Аветисян, Левон Чаушян и др. Многие годы Эдвард Мирзоян возглавлял Союз композиторов Армянской ССР. Был депутатом Верховного Совета Армянской ССР, народным депутатом СССР.

Эдвард Мирзоян создал целый ряд разножанровых произведений. Они принесли признание автору и заняли свое достойное место в мировой музыкальной сокровищнице. Среди них – кантата «Армения», «Праздничная кантата», «Кантата о Ленине», кантата «Советская Армения», симфонические поэмы «Лореци Сако», «Героям Отечественной вой-

ны», «Симфонические танцы», «Поэма», камерно-инструментальные ансамбли «Интродукция» и «Перпетуум мобиле» для скрипки с оркестром, Струнный квартет, Соната для скрипки и фортепиано, Сонатa для виолончели и фортепиано, Поэма для фортепиано, «Альбом для моего внука», «Поэма-эпитафия», романсы на слова известных армянских поэтов и многие другие произведения.

– 2021 год уникален, мы отмечаем юбилеи сразу трех мощных композиторов, выдающихся личностей, оставивших огромный след в истории музыки Советского Союза, Армении и России, – отмечает Артур Согомонян, член попечительского совета Фонда развития и поддержки русско-армянских гуманитарных инициатив «Наследие и прогресс». – Я очень рад, что Валерий Гергиев не только согласился участвовать в концерте, но и стал инициатором его проведения. Со своей стороны мы поддержали инициативу маэстро. Концерт был замечательным. Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева – один из самых мощных музыкальных коллективов в мире. Огромное впечатление произвели произведения композиторов, некоторые из которых мы услышали впервые, в частности Вальс Александра Арутюняна. Все получили огромное удовольствие и от самой музыки, и от ее исполнения.

К сожалению, в период пандемии действуют достаточно жесткие ограничения. Заполнить зал можно было только наполовину, присутствовали 750 зрителей. Билетов в продаже не было, зрители пришли по приглашениям, и не все желающие смогли попасть на концерт.

Концерт в «Зарядье» – не первый, организуемый фондом по случаю юбилея армянских композиторов. Но нынешний стал первым, на котором было представлено творчество всех трех композиторов. Творчество трех армянских композиторов отражает духовную близость русского и армянского народов.

Первый концерт мы провели 21 января 2021 года, в день рождения Арно Бабаджаняна, в Большом зале Московской консерватории. Музыка Арно Бабаджаняна – вечная, ее исполняют и будут исполнять в разных странах мира. Выступали молодые армянские исполнители, поразившие зрителей своей виртуозной игрой. Они подхватили эстафету прежних поколений музыкантов и с честью несут ее. Музыка Арно Бабаджаняна была очень популярна в Советском Союзе. Во всех российских городах пели его песни, они постоянно звучали на советском телевидении. Творчество Бабаджаняна стало частью русской культуры. Для меня это очень ценно и дорого. Сегодня как никогда важно сознавать близость наших народов и культур.

У фонда «Наследие и прогресс» большие планы. 5 июня этого года мы планируем провести в Московском Доме музыки большой симфонический концерт. Выступит симфонический оркестр Москвы «Русская филармония». На этом вечере состоится презентация нашего фонда. Мы не спешили с презентацией фонда, а хотели показать его конкретные дела – культурные инициативы, общественные акции, такие как передача вакцины от коронавируса Арцаху, в которой президент фонда Армаис Камалов принимал непосредственное участие. За период существования фонда, а это чуть больше года, проделана большая работа. Армаис Альбертович Камалов проводит очень большую работу. Создание фонда – его личная инициатива, которую многие поддержали, я в том числе. С полной ответственностью могу утверждать, что все идеи, с которыми обращается Армаис Альбертович, настолько отвечают моей душе, что я не могу не принять в их воплощении участия.

Мы планируем провести большой концерт также в Армении осенью этого года. Договариваемся с Валерием Гергиевым о его участии. В работе много программ, связанных с юбилеем Арно Бабаджаняна и другими крупными деятелями. Недавно в Санкт-Петербурге мы открыли памятник адмиралу Исакову, крупному военному деятелю. Планируем в этом году осуществить еще как минимум два больших телевизионных проекта.

Занимаясь бизнесом и благотворительностью, начинаешь по-новому оценивать свою деятельность, понимать, что заработанное становится также и достоянием людей. Концерт в «Зарядье», прошедший феерически, тому подтверждение. Когда я видел счастливые лица, понимал, что все, что мы делаем, делаем не зря.

– Сегодняшний концерт – удивительное событие, – поделился своими впечатлениями Стас Намин, музыкант, композитор, продюсер, художник, режиссер, почетный член Российской академии художеств. – Музыку трех армянских композиторов, «золотой плеяды», исполнил оркестр, которым дирижировал Валерий Гергиев, великий дирижер, великий музыкант, один из лучших в мире. Валерий Гергиев работал несколько лет в Армении, дружил с «великой троицей». Он боготворит Огана Дуряна, величайшего мирового дирижера и композитора. Оган Дурян дирижировал 120 оркестрами мира, и все они считают его гениальным музыкантом. Известно, что Оган Дурян дирижировал без партитуры, потому что знал все исполняемые произведения наизусть. Арно Бабаджаняна, Эдуарда Мирзояна и Александра Арутюняна я знал лично. Арно Бабаджанян был моим первым учителем. С Эдуардом Мирзояном нас связывали почти родственные отношения. Мы не раз в шутку обсуждали, как будем «брать» Арарат, и продумывали «стратегию».

Юбилейный концерт в «Зарядье» стал данью памяти могучим талантам, богатому творческому наследию Арно Бабаджаняна, Александра Арутюняна и Эдварда Мирзояна, их вкладу в укрепление музыкальных и культурных связей Армении и России.

Отдел культуры «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 2 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты