В Армении появится национальный авиаперевозчик с арабским колоритом
Похоже, что после банкротства национальной авиакомпании «Армавиа» в 2013 году армянская авиация так и осталась в зоне повышенной турбулентности. В неразберихе то экономической, то политической «болтанки» ее постоянно и довольно чувствительно кидает от стратегии «открытого неба» до «дорожной карты» лоукостеров. Однако скорое заваливание в опасное пике столь важной для страны отрасли диспетчеры демонстративно не замечают.
Но в середине лета неожиданно появилось официальное сообщение об очередном «историческом» для гражданской авиации событии. Между Фондом национальных интересов РА (ANIF) и арабской Air Arabia было подписано соглашение о создании новой авиакомпании, претендующей на статус национального перевозчика Армении. И хотя у потенциального представителя армянской авиации в международном небе пока нет ни названия, ни маршрутов перелетов, тем не менее к лету 2022 года уже обещано планов громадье. Например, открытие новых рабочих мест, организация на территории Армении курсов для пилотов и автомехаников, возвращение на родину обслуживающих хабы Air Arabia в Эмиратах и Марокко армянских летчиков, а также приобретение в течение пяти лет пятнадцати новых бортов. «Что касается расписания планируемых направлений, то его составим на основе опросов местного населения. Представители компании будут лично ездить по всем регионам страны и опрашивать жителей. Вдобавок учитываются фактор диаспоры и заинтересованность иностранных туристов. В общем, полетим туда, куда захотят армяне, – заявил на первой же пресс-конференции директор бюджетного перевозчика на Ближнем Востоке и в Северной Африке Адель Абдулла аль-Али, намекнув о перспективе рейсов в Америку, в которую, кстати, Air Arabia пока не летает. – Мы должны состояться как 100-процентная национальная компания, где принятие решений возлагается на совет. Туда будут входить два представителя Армении, два специалиста от арабской компании и один независимый эксперт». Чуть позже на приеме у президента Армении председатель совета директоров авиакомпании Air Arabia шейх Абдулла бин Мохаммед аль-Тани также выразит уверенность, что создание национального авиаперевозчика Армении и организация полетов по различным направлениям придадут серьезный импульс развитию авиационного рынка Армении. «Новый воздушный мост и особенно появление армянского национального авиаперевозчика с участием эмиратской авиакомпании станет еще одним надежным шагом, направленным на укрепление торгово-экономических и деловых связей между Арменией и ОАЭ», – подчеркнул он.
Однако при всех плюсах заманчивых обещаний уже на начальном этапе возникает когнитивный диссонанс: почему полномочия армянской авиации частично делегируются эмиратской авиакомпании, в то время как статус национального авиаперевозчика изначально подразумевает приоритетность именно наших национальных интересов? Подобных прецедентов в истории авиации не могут припомнить даже опытные специалисты отрасли. В мировой практике, чтобы не лишать страну национального авиаперевозчика, государство имеет свою долю в частной компании. Например, в «Эйр Франс» она составляет 54,4 процента, в «Аэрофлоте» – 51. А в «Чешских авиалиниях» государство увеличило свое влияние до 95,7 процента, оставив своим (!) акционерам из Праги и Братиславы по полтора процента акций. В нашем случае страна фактически отдает отечественную гражданскую авиацию с государственным флагом на крыле в руки чужестранки, наделив ее определенными полномочиями в армянском небе. При этом сей факт предполагается воспринимать не иначе, как «по умолчанию».
«Передача контрольного пакета акций национальной авиакомпании иностранному перевозчику недопустима. В случае если они собираются инвестировать в нашу страну, то должны руководствоваться нашими законами, когда основной пакет акций любой авиакомпании в Армении должен принадлежать резиденту нашей страны, – считает бывший советник Никола Пашиняна по авиации Акоп Чагарян, подчеркнув при этом, что подписанное соглашение о совместном армяно-арабском предприятии власти почему-то преподносят как создание национального авиаперевозчика Армении. – Но тогда напрашивается вопрос: а будет ли эта компания выполнять ту работу, которую выполняли и выполняют зарегистрированные в Армении армянские самолеты? Не уверен». Вопрос далеко не риторический для региона с повышенной опасностью природных катаклизмов, техногенных катастроф и военного напряжения. Здесь уместно вспомнить отечественную «Армавиа», которая обеспечивала перелеты по СНГ и евразийскому континенту, сдерживала (особенно при форс-мажорах на наземном КПП «Верхний Ларс») космический взлет цен на авиабилеты, осуществляла благотворительные проекты для представителей искусства, спорта, медицины, была единственной авиакомпанией в мире, которая в разгар сирийского конфликта эвакуировала оттуда на своих гражданских самолетах людей разных национальностей. Это лишь очень короткий перечень национальных приоритетов национального перевозчика. Хотя созданная Михаилом Багдасаровым авиакомпания таковой числилась лишь номинально. Однако даже без господдержки работала на имидж страны. Между тем отсутствие государственного плеча привело в 2015 году к закрытию другой местной авиакомпании – Air Armenia, продержавшейся в секторе пассажирских авиаперевозок около двух лет. К сожалению, появившиеся в последнее время на местном авиарынке несколько новых компаний стать лидерами армянского неба тоже не смогли.
Кстати, еще при «бывших» властях велись активные переговоры с российской стороной о создании национального перевозчика с удобными направлениями в Москву, Сочи, Ставрополь и другие города с большой армянской диаспорой. В октябре 2017 года министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что стороны находятся на конечном этапе обсуждений. Но после «бархатной революции» вопрос так и остался в воздухе. Начальник Комитета гражданской авиации РА Татевик Ревазян сочла, что национальный авиаперевозчик стране не нужен по причине высоких расходов. Что касается нынешней презентации, то за нескрываемым восхищением будущего процветания пока трудно представить его реальные контуры даже в ближайшей перспективе. «Армянский национальный авиаперевозчик будет создан на основе модели и инфраструктуры Air Arabia, с их технологиями и самолетами, но с армянским составом. А инвестиции планируется осуществлять совместно с фондом ANIF. При этом компания, зарегистрированная в Армении как бюджетная, еще должна доказать, что она армянская», – сообщила в телеинтервью глава Комитета гражданской авиации РА. И хотя в этом потоке обтекаемых фраз именно последнее определение должно оставаться ключевым, тем не менее непонятно, почему при соотношении почти равных долей участия армянскому партнеру нужно доказывать свою аутентичность на собственной территории? И где гарантия, что того же не захочет арабский партнер, когда компания уверенно «станет на крыло»? Посланный вдогонку к брифингу пострелиз от ANIF ситуацию не прояснил: «Считаем создание нового национального авиаперевозчика важным шагом в плане инвестиций и конкурентоспособности, а также в развитии туристического бизнеса. Подобные затраты государственных средств представляются эффективными». Кстати, сумма финансовых вливаний с той и другой стороны пока не озвучивается, являясь, по всей вероятности, коммерческой тайной. Как не сообщается и о том, какие конкретные преференции авиакомпания получит в базовом аэропорту во избежание конфликтов, имевших ранее место между воздушным портом Звартноц и авиакомпанией «Армавиа», что в итоге послужило одной из причин ее банкротства.
И все же ANIF и Air Arabia уже сообщили о ближайших планах по процедуре оформления сертификата эксплуатанта у авиационных властей Армении. При этом совершенно не смущаясь тем обстоятельством, что более года назад из-за несоответствия международным летным стандартам по авиационной безопасности Армения вошла в черный список Евросоюза, оказавшись по соседству с такими странами, как Афганистан, Ангола, Конго, Непал, Судан и т.д. А это значит, что Европа закрыта для армянской авиации. Но, видимо, эту проблему отложили в долгий ящик, а пока усиленно рассыпаются комплименты будущим Нью-Васюкам. «Мы думаем, что создание национальной авиакомпании совместно с одной из ведущих бюджетных авиакомпаний мира выгодно с точки зрения как деловой, так и инвестиционной репутации. Это не расходы, а вложение в перспективный бизнес-план, который создаст дополнительные экономические ценности», – считают соисполнители армянской стороны. Что ж, интерес (хоть и призрачный) для армянской стороны в этом проекте вполне очевиден. Но вот чем привлекает раскрученного арабского лоукостера маленький авиационный рынок Армении с негустым пассажиропотоком и почти бездействующей авиацией, остается загадкой. Ведь, судя по опыту прежних лет, даже создание пересадочного узла для транзитных перелетов не особенно изменит картину. К тому же в нынешних реалиях, кроме «экономических ценностей», не стоит забывать и о национальном достоинстве. И уж коли у Армении имеется коммерческая структура в лице ANIF, где через нее половина акций новой компании принадлежит государству, то почему бы не предложить долевое участие на тех же условиях армянским бизнесменам? По слухам, как минимум две хорошо узнаваемые на политическом и деловом поле персоны уже изъявили желание вложить на паях свой капитал в создание собственного национального авиаперевозчика. Без привлечения иностранного финансирования. Но это, как говорится, уже совсем другая история, потому что в сегодняшней Армении заданы совершенно другие ориентиры.
Согласно сообщению пресс-службы президента РА, 14 июля 2021 года Армен Саркисян принял председателя совета директоров авиакомпании Air Arabia шейха Абдуллу бин Мохаммеда аль-Тани и директора компании Аделя Абдуллу аль-Али. «Президент приветствовал сотрудничество с крупным международным авиаперевозчиком и создание армянской национальной авиакомпании, выразив удовлетворение по поводу достигнутых на высоком уровне договоренностей в ходе его визитов в Объединенные Арабские Эмираты. Благодаря двусторонней, последовательной, результативной работе и неотступным усилиям на протяжении почти двух лет они воплощаются в жизнь», – отмечается в релизе. Получается, что «неожиданное» для армянской авиации и широкой общественности решение о создании собственного национального авиаперевозчика с арабским колоритом является отнюдь не случайным, а давно выношенным проектом…
Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии