№8 (341) август 2021 г.

Пленные в обмен на Карабах?

Просмотров: 9796

Игнорируя элементарные гуманитарные и общечеловеческие нормы, бакинский режим продолжает удерживать армянских военнопленных и заложников, рассматривая их как рычаг для достижения односторонних политических, территориальных и иного рода уступок от официального Еревана.

Чтобы представить масштабы преступной вседозволенности в данном вопросе, достаточно всего лишь вспомнить откровенный разговор между супругой Эрдогана и Алиевым в ходе недавней семейной поездки по оккупированным территориям Арцаха. Скромная на вид восточная женщина дала бакинскому диктатору «умный» бесчеловечный совет – выдавать армянских пленных маленькими партиями(!) за очередную выгодную Азербайджану военно-политическую сделку. После того как в обмен на карты минных полей Армении были переданы две группы военнопленных по 15 человек, аппетиты азербайджанской стороны разыгрались не на шутку. Поступило новое предложение – вернуть незаконно удерживаемых в Азербайджане армянских военнопленных в обмен на то, чтобы взять в заложники… все население Арцаха. Да-да, именно в этом истинная суть грязного предусловия главы азербайджанской делегации Самеда Сеидова, выдвинутого в разговоре с армянским депутатом Наирой Зограбян после состоявшегося в начале третьей декады июня заседания политической группы европейских реформистов и демократов: «Азербайджан согласен обсудить вопрос пленных, если Армения согласится подписать мирное соглашение, то есть признать Арцах в составе Азербайджана».

«Пока Армения не признала территориальную целостность Азербайджана, мы должны забыть о военнопленных», – процитировала Наира Зограбян азербайджанского депутата.

Топорно, откровенно тупо, нагло и цинично. Впрочем, чего ожидать от бакинских властей, которые готовы начисто игнорировать общечеловеческие нормы и права, бесстыдно спекулировать самыми чувствительными гуманитарными вопросами, дабы добиться своих грязных политических целей. Весьма точно на этот счет высказался глава Армянского центра правосудия и прав человека Кен Хачикян: «Продолжающаяся политика Азербайджана по непризнанию армянских военнопленных как таковых является примером извращенного отношения к человеческой жизни. Настало время, чтобы международное сообщество перестало воодушевлять диктатора Алиева и потребовало, чтобы Азербайджан выполнил обязательства Женевской конвенции, принятой в 1949 году».

Получается, что азербайджанская сторона, не признающая факт удерживания как минимум более сотни военнопленных и мирных граждан и пленившая с грубейшими нарушениями международного гуманитарного права десятки армянских военнослужащих уже после вступления в силу заявления от 9 ноября 2020 года о прекращении огня, готова вернуть очередные 15 человек взамен на то, чтобы взять в заложники все 150-тысячное население Арцаха?!

Конечно, данное предложение-ультиматум смахивает на паранойю, но раскрывает подлинную суть политики официального Баку в карабахском вопросе. Однозначно, во всем этом свою вину имеют и власти Армении, поддающиеся на шантаж и угрозы Алиева. А ведь существуют четкие международные обязательства по возвращению военнопленных, и отказ выполнять их означает совершение военного преступления. Именно на это должен делать упор Ереван, а не вступать в торг с бакинским преступным режимом.

Что касается вышеуказанного ультиматума орудующего в европейских структурах азербайджанского представителя, то, помимо крайней аморальности, он абсолютно нелегитимен и по другой части. Объясним почему.

Официальный Баку всегда стремился преподнести мировому сообществу карабахский вопрос в плоскости территориального спора, а точнее – территориальных претензий Армении. На самом деле это ярко выраженная проблема права на самоопределение – исконного права народа жить на своей исторической земле свободно и независимо, в соответствии с собственными законами и обычаями.

Международно-правовые обоснования образования Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) можно считать безупречными: на фоне развала СССР на территории бывшей Азербайджанской ССР в полном соответствии с международным правом и действовавшим законодательством СССР, в частности законом от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», образовалось два независимых государства – Азербайджанская Республика и Нагорно-Карабахская Республика. Нагорный Карабах (историческая провинция Армении – Арцах) никогда не входил в состав независимого Азербайджана. Нынешняя Азербайджанская Республика провозгласила себя правопреемницей единственного досоветского азербайджанского государственного образования – Азербайджанской Демократической Республики 1918–1920 годов, которая не включала в себя Нагорный Карабах. Кроме того, официальный Баку объявил о незаконности установления в Азербайджане советской власти, при которой Нагорный Карабах, собственно, и был передан Азербайджанской ССР – исходя из политической конъюнктуры и помимо воли местного населения, нелегитимным с точки зрения международного права решением большевистского органа власти. Таким образом, Баку собственным же решением утратил какое-либо, даже формальное, право на Нагорный Карабах.

В плане международного права Нагорный Карабах реализовал свое исконное право на самоопределение, тем самым обеспечив государственный суверенитет и самостоятельное определение своих путей развития. В Степанакерте уверены, что НКР как фактически состоявшееся государство, имеющее 30-летнюю историю и все необходимые предпосылки и атрибуты государственности, обладает всеми законными основаниями воспользоваться многочисленными прецедентами в международном праве и быть принятым в ООН: положения о самоопределении и самообороне Нагорного Карабаха были осуществлены исключительно на законных основаниях, в соответствии с Уставом ООН.

В свете всего вышеизложенного становится очевидным, что независимость Нагорного Карабаха и территориальная целостность Азербайджана лежат в разных правовых плоскостях и независимость НКР никоим образом не нарушает территориальную целостность Азербайджана, прежде всего потому, что Нагорный Карабах никогда не составлял часть независимого азербайджанского государства и самоопределился на своей исторической территории. И именно на данной идее базируется работа Минской группы ОБСЕ – организации, наделенной международным мандатом урегулирования карабахского конфликта. Не случайно ее последовательную работу так старательно пытается торпедировать Алиев и столь коварно старается сбить с правильного пути Эрдоган (хотя формально Турция является членом Минской группы ОБСЕ и обязана содействовать ее объективной и последовательной работе).

Однозначно карабахская проблема не может быть решена без учета мнения и согласия его коренных жителей, механическим подписанием каких-то документов со стороны властей Азербайджана и Армении или какого-либо иного государства. Карабахский вопрос должен решаться на основе общеизвестных исторических фактов и в строгом соответствии с международным правом, в рамках уполномоченной на это Минской группы ОБСЕ, что будет способствовать процессу окончательного урегулирования азербайджано-карабахского конфликта и установлению долговременной стабильности в регионе.

Между тем своими деструктивными, оторванными от реальности заявлениями и провокационными действиями бакинский режим продолжает нагнетать и без того крайне сложную ситуацию. Лицемерные речи Алиева о мире для представителей международного сообщества, непрекращающееся бахвальство неожиданной «победой» перед собственным обществом, перманентные угрозы в адрес Арцаха и Армении… Сколько можно тупо ликовать, как ребенок, получивший в подарок от взрослых крутую игрушку, и чем обернется в итоге для региона подаренная Турцией и международными террористами Азербайджану преступная «победа»?..

Скандальное дипломатическое сборище в историческом культурном центре Арцаха – г. Шуши с участием послов ряда стран стало очередным проявлением деструктивной политики Баку по закреплению итогов бесчеловечной агрессии Азербайджана, Турции и наемников-террористов и подтверждением намерения решить карабахскую проблему силовым путем.

Алиев продолжает цинично твердить, что карабахский конфликт завершен, что «нет Нагорного Карабаха, есть Карабах». Спрашивается, а куда делся Нагорный Карабах? Он оккупирован? Кем, Азербайджаном и Турцией? А с какой стати и по какому международному праву? На каком моральном основании? Почему Анкара столь нагло сует свой нос в чужие дела?.. На эти вопросы вряд ли дадут правдивые ответы в Баку.

Зато у арцахцев есть четкие ответы. Государственный министр НКР Артак Бегларян подчеркивает, что власти и народ Арцаха не примут никакой вариант быть частью Азербайджана.

«Конечно, сегодня наши условия намного тяжелее, чем в довоенный период, но это не значит, что мы не сможем бороться. Наш путь нам кажется длиннее, но, с другой стороны, у нас есть дополнительные возможности, в том числе и внешнеполитические, чтобы лучше организовать защиту нашего права на самоопределение», – уверяет госминистр.

«Международное сообщество должно окончательно понять, что не может быть мирного сосуществования с народом, который годами питался армянофобией неописуемых масштабов и который всего несколько месяцев назад провел самые жестокие военные действия, атакуя почти все населенные пункты, пытая и подвергая бесчеловечному обращению армянских военнопленных и тела погибших военнослужащих», – говорит защитник прав человека Арцаха Гегам Степанян.

По его словам, заявления президента Азербайджана Ильхама Алиева и используемая властями этой страны риторика четко указывают на то, что любая перспектива «мирного сосуществования» чревата необратимыми последствиями и ставит под угрозу основные права и свободы народа Арцаха, прежде всего его безопасность, жизнь и достоинство.

При этом омбудсмен отмечает, что азербайджано-карабахский конфликт не урегулирован, в сложившейся после трехстороннего заявления от 9 ноября ситуации каждый день нарушаются права народа Арцаха, а Алиев, говоря об урегулированности конфликта, угрожает при этом новой войной. «Основная причина подобного заключается в том, что агрессивная война, развязанная Азербайджаном против мирного населения Арцаха осенью 2020 года, до сих пор не получила четкой правовой оценки», – считает Гегам Степанян.

Провокации азербайджанской военщины на территории Арцаха и в приграничных районах Армении, сопровождающиеся дезинформацией об обстрелах азербайджанских позиций, попытки очернения добросовестной работы миротворцев в Арцахе и даже откровенные угрозы в их адрес свидетельствуют о дальнейших агрессивных планах Баку.

Приходится вновь и вновь констатировать, что, объявив Шуши «культурной столицей» Азербайджана, Эрдоган и Алиев на самом деле преследуют цель превращения города в форпост радикализма, экспансионизма и пантюркизма. Эрдоган уже в открытую и с гордостью подчеркивает роль турецкой стороны в захвате Шуши, цинично объявляя миру о принадлежности города в том числе и Турции. Получается, что оккупация Арцаха и агрессивные поползновения в отношении Армении являются началом реализации пантюркистских программ…

Обнадеживает позиция ведущих мировых держав – США, Российской Федерации и Франции. Не поддавшись бакинской провокации по посещению оккупированного Шуши, эти страны – сопредседатели Минской группы ОБСЕ фактически указали место зарвавшемуся бакинскому диктатору, пытающемуся поставить себя выше всего мирового сообщества и его законов. Отказавшись от участия в пропагандистском шабаше в Шуши, где сегодня тотально уничтожается все армянское, международные посредники в очередной раз продемонстрировали, что вопреки циничным утверждениям Алиева считают карабахский конфликт неурегулированным, настаивая на возобновлении переговоров, направленных на настоящее, долгосрочное урегулирование проблемы.

В Баку наконец должны понять, что ни применение грубой силы, ни шантаж и угрозы, ни дешевые, низкопробные уловки не заставят армян Арцаха отказаться от своих справедливых жизненных требований. А международному сообществу следует всемерно поддержать усилия сопредседателей Минской группы ОБСЕ по справедливому разрешению азербайджано-карабахского конфликта, что подтвердит приверженность универсальным правам человека и предотвратит античеловеческие планы Анкары и Баку. В противном случае не только регион, но и весь цивилизованный миропорядок на планете будет поставлен под серьезную угрозу.

Ашот Бегларян, Степанакерт

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 39 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты