№8 (341) август 2021 г.

Маленькая община с большим потенциалом

Просмотров: 3458

Если не считать армянского купца сирийского происхождения Геворга Деодата, открывшего в XVIII веке первую кофейню в Праге, да мануфактурщика Артина Аслана, наладившего в 1910 году в этом городе первую ковроткацкую фабрику, то говорить об устоявшейся армянской общине Чехии не приходится. Неожиданно мощный приток наших соотечественников в эту страну пришелся на период распада СССР. Согласно официальным данным, на сегодняшний день там проживают около 3,5 тысяч армян. Однако, по экспертным оценкам, их число достигает десяти тысяч, поскольку среди мигрантов много лиц с армянским или иным гражданством, а также с транзитным ID, дающим право на переезд в третьи страны.

По мнению президента Чехии Милоша Земана, высказанному им в ходе государственного визита в Ереван, армяне в Чехии представляют благонадежное нацменьшинство. Действительно, те, кто не планирует никуда переезжать из Чехии, уже давно пустили корни на новой родине. «В первые годы независимости Армении, которые до сих пор вспоминаю с содроганием из-за отсутствия работы и элементарных бытовых условий – света, газа, продуктов питания, мы с мужем стали подумывать о работе за границей. Выбор пал на Чехию, куда в былые годы мы несколько раз ездили отдыхать. Конечно, в памяти остались волшебная аура и архитектурные кружева Праги, доброжелательные жители, многие из которых неплохо говорили на русском языке, поскольку его тогда преподавали в школах стран соцлагеря. Но оставаться в чужой стране навсегда не планировали. Думали, подзаработаем денег и вернемся обратно домой. Однако постепенно обросли хозяйством, домом, бизнесом. Сейчас держим небольшой ювелирный магазин в центре Праги, как и многие наши знакомые, которые уехали в далекие девяностые, – рассказывает наша соотечественница из Еревана Маринка Ананикян. – Легче всего, наверное, адаптировались наши дети. Они вообще настоящие полиглоты, потому что в совершенстве владеют армянским, русским, чешским, английским языками и дополнительно занимаются китайским и немецким. Сегодня это образ жизни молодых. У них свои перспективы и свои далекоидущие планы, о которых поколение 80-х и мечтать не могло». Маринка признается, что в бытовом плане семья давно встала на ноги, а вот присущей армянам теплоты в общении даже с соотечественниками так и не появилось. Нечастые приезды на родину приносят лишь краткосрочное облегчение.

Кстати, это факт подтверждает и Сергей Сумленный в своей монографии «Чешские армяне. Маленькая община с большим потенциалом»: «Большинство армян имеет собственный бизнес, владея небольшими продовольственными магазинами, обувными мастерскими и ателье. Также популярен среди тамошней диаспоры ювелирный бизнес. Доля безработных среди чешских армян весьма мала и составляет менее пяти процентов. Примечательно, что лишь половина армян, являющихся наемными работниками, работает в чешских компаниях. Остальные, выступающие на рынке труда как наемные работники, являются сотрудниками либо иностранных, либо формально чешских компаний, но непременно с армянским руководством или преимущественно армянским трудовым коллективом. Кроме того, важным обстоятельством является решение квартирного вопроса: подавляющее большинство армян имеет возможность купить жилье. Быстрая интеграция обусловлена отсутствием языковых проблем. В Чехии в значительной мере говорят на русском, что существенно облегчает коммуникацию во всех сферах жизнедеятельности, а молодое поколение армян легко осваивает титульные традиции. Это в свою очередь обостряет проблему отчуждения от армянского языка и армянской идентичности, что обусловлено в том числе характером армянской общины Чехии, ее малочисленностью и слабыми внутренними контактами».

И все же, несмотря на имеющиеся проблемы, связанные в большей степени с юным возрастом, армянская община начинает постепенно развиваться. Несколько лет назад в Праге побывал президент и основатель Армянского виртуального колледжа АВБС Ерванд Зорян для обсуждения в посольстве Армении с соотечественниками перспектив обучения армянской молодежи с помощью инновационных программ АВК. В Праге, где, по неофициальным данным, сегодня проживают около 80 процентов армян, действует клуб «Армения», выходят армянские журналы «Орер» и «Наири». В Праге и Брно есть субботние армянские школы. Двери союза «Армянский дом» открыты не только для армян, но и для чехов, которым интересна культура и история этой страны. Не случайно в рамках международного флешмоба, приуроченного к 100-летию Первой Республики Армения, армянские юноши и девушки исполнили на центральной площади чешской столицы танец «Кочари», что местные жители расценили как возможность взаимопроникновения культур. А вот туристов-гурманов может заинтересовать армянский ресторан, где, по признанию известного блогера Александра Лапшина, он снова почувствовал себя в Армении. «Находясь долгое время за границей и, без преувеличения, мучаясь в вопросах питания (непросто выбрать достойный ресторан в новом городе), я стал здорово скучать по доброму Еревану, где с вкусной и доступной едой нет никаких проблем. После месяца скитаний по Африке судьба занесла в Прагу, где местные армянские друзья пригласили в новый ресторан Old Armeni, кстати единственный армянский ресторан в Чехии, который неожиданно оказался большим и уютным», – написал он в своем блоге, одновременно добавив, что его заинтересовали столы, где под стеклом были уложены старые фотографии армянских церквей…

К слову, расстояние от удовольствий чревоугодия до духовной пищи составляет всего 125 километров. Это значит, что от Праги до города Йиглава, где находится армянская церковь, можно доехать всего за час. С 2013 года небольшая церковь Святого Григория Просветителя, принадлежащая ААЦ, получила официальную регистрацию в Чехии. Правда, по словам настоятеля, прихожане не всегда бывают дисциплинированными. Сказывается занятость на работе. Однако узаконить супружеские отношения молодожены предпочитают не только в муниципалитете, но и в церкви. Причем свадебный кортеж обязательно потом направляется к хачкару, который был установлен на одной из улочек города в 2005 году. Надо заметить, что жители Чехии хоть и отдаленно, но знакомы с трагедией геноцида армян. Ведь автор известного исторического романа «Сорок дней Муса-Дага» Франц Верфель был уроженцем Праги, а один из переводов его книги был чешским. Не меньшей известностью пользуется и книга другого писателя – Карела Гансы «Ужасы Востока». В 1922 году он встретился в сирийском Алеппо с армянскими беженцами и по возвращении на родину всеми силами старался обратить внимание общественности на эту проблему.

Однако данная тема вплоть до 2017 года не находила официальной поддержки у политического руководства страны. Как не раз отмечали эксперты, причиной тому могли быть тесные политико-экономические связи между Чехией и Турцией. Поэтому чешские власти не обсуждали публично вопросы геноцида, хотя в частных беседах признавали, что резня армян в начале ХХ века действительно была. Да и чешские делегации, будучи в Ереване с визитами, приходили в мемориальный комплекс Цицернакаберд для возложения цветов к Вечному огню в память о жертвах трагедии. И все же 25 апреля 2017 года парламент Чехии большинством голосов принял резолюцию о признании геноцида армян. А 20 мая 2020 года сенат Чехии на пленарном заседании принял резолюцию, посвященную 75-летию завершения Второй мировой войны. В документе также осуждаются совершенные в ходе двух мировых войн преступления против человечности, в том числе и геноцид армян в Османской империи.

Сергей Тигранян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 1 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты