№8 (341) август 2021 г.

Красочная палитра Сурена Хореняна

Просмотров: 7683

Известно определение поэзии – «лучшие слова в лучшем порядке». В применении к изобразительному искусству их пришлось бы несколько переиначить: лучшие штрихи в лучшем порядке… Но ни в том, ни в другом варианте это определение не раскрывает тайны поэзии, а самый выразительный рисунок – тайны души художника.

Это в полной мере относится к пейзажам художника Сурена Хореняна. Как уловить и передать настроение, порой меняющееся с каждой минутой? Дождь, солнце, туман, абсолютная ясность и в то же время тончайшие переливы воды и цвета неба, нежность полутонов, призрачность очертаний, казалось бы, столь несвойственные суровой природе горного края – Армении. Впрочем, это своеобразное противоречие как раз и придает пейзажам родного края Сурена Хореняна одушевление.

Сурен Хоренян тонко чувствует армянскую природу, умеет придать ее «прочной основе» мягкие, а порой и воздушные черты. Его картины отличает это самое «чуть-чуть», что мы справедливо ценим в работах больших мастеров, будь то расцвеченные солнечными бликами улочки сел, берега Севана, цветущие весной абрикосовые деревья у дороги или утопающие в снегу дома далекой деревеньки в сильный снегопад.

В пейзажах «Новая осень» (1996), «Весна» (1997), «1-е марта» (1997), «Дерево любви» (2002), «Утро» (2003), «Ущелье Аштарака» (2003) отражены радостное ощущение жизни, наслаждение цветовым богатством мира, полного света, воздуха, солнца.

В поисках натуры художник много путешествует. Он пишет пейзажи Цахкадзора, сел Воскеваза, Базмаахпюра. Его картины отображают природу в состоянии волнения во время весеннего пробуждения или осеннего буйства красок. В полотнах Хореняна отчетливо прослеживается каждая деталь пейзажа. Все выверено, рассчитано, выстроено с предельной композиционной точностью. Картины Сурена Хореняна – законченное целое, мир, в котором нет места случайности. По-своему они декоративны. Их красочность радует глаз. Живописцу удается органично соединить выразительность чувств и их живость, характерную для импрессионистов, с последовательностью воплощения мысли и пластической завершенностью.

Сурен Ваанович Хоренян родился в Тбилиси в 1951 году. Вскоре семья переехала в Ереван. Родители Сурена были известными в республике деятелями искусства: мать – певица Флора Хоренян, отец – художник Ваан Хоренян. Мальчик рос в семье, где искусство было неотъемлемой и важной частью жизни. В дом часто приходили известные художники: Мукуч Камалян, Эдуард Исабекян, Рубен Адалян, Рудолф Хачатрян. Беседы о живописи, художественных стилях, новых веяниях, а также наблюдения за работой отца запали в душу мальчика. Он начал рисовать все, что видел вокруг.

После окончания 8-го класса общеобразовательной школы у Сурена Хореняна возникло твердое желание посвятить свою жизнь живописи. Отец был рад выбору сына. В 1966 году по совету отца Сурен Хоренян поступил в художественное училище им. П. Терлемезяна. Его педагоги – Ц. Азизян, В. Айрапетян, Е. Абрамян – открыли будущему художнику многие секреты художественного мастерства.

Сурен Хоренян внимательно наблюдал жизнь. Посещал парки, сады, скверы. Делал наброски лиц детей, женщин, стариков, игравших в шахматы и нарды. Его дипломной работой в училище стала живописная картина «Счастливое детство», на которой была изображена группа девочек-подростков на берегу Севана.

В 1970 году Сурен Хоренян поступил в Ереванский художественно-театральный институт на факультет живописи, где его педагогами были

А. Бекарян, Э. Исабекян, Г. Мамян. Несмотря на то, что уровень подготовки специалистов в институте был высоким, Хоренян считал, что поступил в вуз уже будучи профессиональным художником, многое умеющим и знающим свои цели и задачи.

Окончил институт в 1976 году. Дипломной работой стала композиционная картина «Строители ереванского метро». Сегодня она находится в музее искусства города Абовяна. В годы учебы Сурен Хоренян увлекался своими кумирами: Рембрандтом, Тицианом, Веласкесом и Делакруа. Но его главным учителем всегда был отец, на него он равнялся, с ним постоянно советовался.

После окончания института Сурена Хореняна привлекло творчество импрессионистов. Он стал изучать их технику, манеру исполнения, стиль. Посещение Парижа в 1992 году, его музеев и выставок, перевернуло творчество художника. Кстати, во время пребывания Сурена Хореняна в Париже там прошли две его выставки, на которых были представлены работы экспрессивной живописи. За годы творческой деятельности состоялось 12 персональных выставок Сурена Хореняна в Армении, а также в Москве, Ленинграде, Лос-Анджелесе, Бейруте.

Искусство Сурена Хореняна определяет точность художественного замысла и мастерство его претворения. Хоренян – ярко выраженный национальный художник, мастер выражения чувств, интеллекта. Художник часто рисует цветы. Он считает, что «цветами можно выразить все». Для каждой картины Хоренян находит верную интонацию. В этом можно убедиться, познакомившись с такими его работами, как «Летом» (1995), «Встреча» (1997), «Пионы» (1999), «Розы ко дню рождения» (2002) и другими.

Всю свою энергию, все силы Сурен Хоренян отдает главному делу своей жизни – живописи, постоянно расширяя свой творческий диапазон. Обращаясь к самым разнообразным жанрам, всегда остается верным своей манере, своему стилю. В этом убеждает галерея портретов, созданных живописцем: «Старший Хоренян» (1998), автопортрет «Раздумье» (1997), портрет матери певицы Флоры Хоренян, который художник назвал «Моя первая любовь» (1998). Хоренян концентрирует внимание зрителя на эмоциональном состоянии персонажа. Таковы полотна: «Моя дочь» (1993), «Адажио» (1993), «Ню» (1993), «Взгляд» (1995), «На даче» (1995), «Улыбка» (1995), «Желание» (1997), «Моя любовь» (1997), «Только я» (1998), «Муза» (1998) и другие.

Артистизм живописной манеры художника вызывает обманчивое впечатление спонтанной импровизации, за которой в действительности скрывается напряженный труд. Основная черта стиля живописи Сурена Хореняна – лаконизм.

В настоящее время художник полон творческой энергии и планов на будущее. Пожелаем мастеру, чтобы эти планы сбылись.

Армен Сатян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 7 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты