№10 (343) октябрь 2021 г.

Российские миротворцы в Карабахе – под прицелом турецко-азербайджанского тандема

Просмотров: 7354

В последний день августа с первым в этой своей новой должности визитом в Москве побывал министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян. В ходе совместной пресс-конференции после переговоров с Сергеем Лавровым глава российской дипломатии в очередной раз акцентировал внимание на «необходимости обеспечить надежную безопасность и начать восстанавливать доверие» между Баку и Ереваном, подчеркнув особую роль трехсторонней рабочей группы на уровне вице-премьеров по разблокированию транспортных коммуникаций и экономических связей. Поощрение гуманитарных связей на всех уровнях и сворачивание враждебной риторики, как полагают в Москве, «создаст условия для окончательного, полноценного урегулирования».

Между тем, до этого самого «урегулирования» пока далеко, как до луны. Как полагают в Ереване, Баку до сих пор не выполнил 8-й пункт заявления от 9 ноября 2020 г., согласно которому должен был состояться обмен военнопленными, заложниками и другими удерживаемыми лицами по принципу «всех на всех». В свою очередь, в Москве вновь призвали Баку освободить всех армянских военнопленных без каких-либо дополнительных условий. Между тем, ранее депутат Национального собрания прошлого созыва Наира Зограбян рассказала о своем разговоре с главой делегации Азербайджана в Парламентской ассамблее Совета Европы Самедом Сеидовым, по мнению которого Баку считает захваченных в плен армянских военнослужащих террористами и готов вести диалог по их освобождению только после согласия Еревана подписать мирный договор. Едва ли позиция азербайджанской стороны за последнее время изменилась и вряд ли поменяется в дальнейшем.

Армянская сторона готова к возобновлению мирного процесса по нагорно-карабахскому конфликту на основе хорошо известных принципов – неприменения силы или угрозы силой, равноправия и самоопределения народов и территориальной целостности, заявил Арарат Мирзоян. Как видно, в Ереване по-прежнему уповают на активизацию Минской группы ОБСЕ, в заявлениях которой просматриваются контуры некоей «дорожной карты» мира в регионе. Применение силы никоим образом не может являться урегулированием нагорно-карабахского конфликта, окончательное, всеобъемлющее и устойчивое разрешение которого, как упомянуто выше, должно основываться на основе известных сторонам элементов и принципов, выработанных сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Как и ранее, в Ереване акцентируют внимание на единстве позиций Армении и международных посредников, однако интерес Баку к переговорному процессу явно упал. В частности, новоназначенный сопредседатель Минской группы ОБСЕ от Российской Федерации Игорь Ховаев был принял в Баку министром иностранных дел Джейхуном Байрамовым, в то время как в Ереване – не только Араратом Мирзояном, но и премьер-министром Пашиняном.

Если верить «парадной» риторике официальных лиц в Ереване, они собираются последовательно продвигать реализацию права народа Арцаха на самоопределение, права жить свободно и достойно на своей родине. Никаких «переговоров по делимитации и демаркации границ между сторонами нет», при этом «на данный момент ведутся переговоры, исход которых еще раз продемонстрирует степень договороспособности официального Баку, а также готовность последнего отказаться от политики инициирования искусственной повестки дня через грубое нарушение норм и принципов международного права», говорит Мирзоян. Из этих путаных «показаний» и некоторых других сигналов можно сделать предположение о неких неформальных консультациях при посредничестве российской стороны, посредством которых в Ереване рассчитывают добиться отвода азербайджанских войск с территорий в Сюнике и Гегаркунике, куда они проникли начиная с 12 мая. Тем временем, на участках автомобильной дороги между Горисом и Капаном, по факту оказавшейся на территории Кубатлинского района, устанавливаются контрольно-пропускные посты азербайджанской полиции. Не приходится сомневаться, что недавняя история с блокированием дороги для армянского и иранского автотранспорта – далеко не последняя…

Утверждая, что «проблема Нагорного Карабаха ушла в прошлое» и даже что «Нагорного Карабаха больше не существует» (а есть просто «Карабах»), в Азербайджане, при поддержке Турции, усиливают пропагандистский натиск против российской миротворческой миссии. Так, острое недовольство у части бакинского экспертного сообщества вызвало назначение новым командующим российскими миротворцами генерал-майора Михаила Кособокова, ранее служившего заместителем командующего 58-й армией и руководившего российской военной базой в «сепаратистской» Абхазии. Ответом может стать затруднение логистики российского воинского контингента, 80% которой, как утверждается, идет через территорию Азербайджана, и более затрудненный характер интересующих российскую сторону вопросов. В азербайджанской прессе неизменно подчеркивается не только «временный» характер присутствия российских военнослужащих на «суверенной территории Азербайджана», но и отсутствие у них согласованного с официальным Баку полноценного мандата. Как отмечается в июньском докладе Международной кризисной группы, Москва добивается подписания соглашения по этому поводу, но процесс затягивается из-за требований Азербайджана, неприемлемых для других сторон. К примеру, в Баку полагают, что Армения не должна иметь к такому соглашению никакого отношения, требуя контроля над соединяющим Армению и Арцах Лачинским коридором. Некоторое время назад там были установлены видеокамеры, фиксирующие весь следующий в обе стороны транспорт, с целью ужесточения транспортной блокады Арцаха, предполагающей сворачивание связей с Ираном и Арменией.

Учения, имеющие откровенно демонстративный характер – как поется в старой советской песне, «в небесах, на земле и на море», – следуют одно за другим. Так, 6 сентября Министерство обороны Азербайджана сообщило о начале совместных с турецкими военными тренировок с боевыми стрельбами в Лачинском районе (Бердзор), до ноября 2020 г. де-факто входившем в состав Нагорно-Карабахской Республики. В ведомстве уточнили, что эти учения, широко освещавшиеся в местной прессе, были организованы в рамках реализации плана мер, предусмотренных подписанным первыми лицами Азербайджана и Турции двусторонним соглашением о военном сотрудничестве. Согласно вполне откровенному релизу, выполнялись «задачи по ведению разведки на местности со сложным рельефом, организации засад на связующих дорогах, обнаружению и уничтожению диверсионных групп на местности, а также скрытному подходу к условному противнику путем преодоления различных препятствий». Как отмечают западные комментаторы, «суть учений была не в масштабе, а в политическом посыле, который они явно содержали: на территориях, которые Азербайджан отвоевал у Армении во время прошлогодней войны, были впервые развернуты турецкие войска». По данным блога Nagorno-Karabakh Observer, учения проводились в пределах трехсот метров от контролируемого российскими военнослужащими Лачинского коридора.

За исключением кратковременной интервенции на излете Первой мировой войны, в этой части Кавказа турецкого присутствия не было, и в этой связи появление Реджепа Эрдогана в Шуши в минувшем июне носит не только глубокое символическое, но и сугубо прикладное значение. Не менее провокативный характер носили и сентябрьские учения «Три брата – 2021» сил специального назначения Азербайджана, Турции и Пакистана с занятиями по воздушно-десантной подготовке. А в конце августа турецкие СМИ со ссылкой на Высший военный совет сообщили о назначениях на высшие воинские посты в турецкой армии, включая «Азербайджанскую оперативную группу», руководить которой будет глава оперативного управления Сухопутных войск Бахтияр Эрсай. Напомним, именно он руководил Генштабом и боевыми операциями азербайджанских формирований в ходе военных действий осенью 2020 года. Другой генерал, Эндер Гюнер, назначен начальником штаба группы, а бригадный генерал Абдулла Катырджи – командующим Мониторинговым центром в Карабахе. Согласно источникам агентства «Туран», вопрос о создании «группы» возник некоторое время назад, при обсуждении вопроса об отправке в прикаспийскую страну турецкого воинского контингента. В то же время участвовавшие в войне против Карабаха протурецкие террористические группировки на севере Сирии были объединены недавно под турецким кураторством в так называемый «Фронт освобождения Сирии» численностью 15-20 тысяч боевиков.

Беспрецедентный уровень турецко-азербайджанского военного сотрудничества многих в Баку, похоже, вполне устаивает, соответствуя четко обозначившейся тенденции «растаскивания» и без того эфемерного суверенитета бывших советских республик в сторону внешних центров силы. В любом случае по мере усиления позиций в Азербайджане Анкара становится незримым участником начинающегося уже сейчас диалога между Баку и Москвой о перспективах пребывания российской миротворческой миссии в Нагорном Карабахе и условиях пролонгации ее миссии. Диалога, который едва ли будет безмятежным и беспроблемным.

Андрей Арешев, Москва

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 7 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты