Георгий Мелконян: Нам нужен коллективный иммунитет против COVID-19
Как долго продлится пандемия коронавируса? Какой самый эффективный способ борьбы с ней? Какую антиковидную вакцину выбрать?
На эти вопросы редакции газеты «Ноев Ковчег» ответил Георгий Мелконян, главный врач госпиталя ветеранов войн № 3 города Москвы, д.м.н., профессор.
– Георгий Геннадьевич, пик пандемии COVID-19 в России, по Вашему мнению, пройден? Когда эпидемия может закончиться у нас в стране и в мире?
– Вопрос актуальный. Мы говорили об этом и во время нашей с вами беседы некоторое время назад, но и сегодня он в центре внимания и медиков, и общества.
С коронавирусом мы живем уже полтора года. Опыт его лечения, понимание, как будет развиваться заболевание в будущем, приходят со временем. Сегодня пандемия еще не побеждена. Мы наблюдаем ее волнообразное течение. Вспышки заболевания появляются с периодичностью каждые 3-4 месяца. Третья волна, которую мы переживаем, похоже, пошла на спад. Но делать прогнозы пока преждевременно. Есть большое опасение, что очередная вспышка произойдет с приходом осеннего эпидсезона. Мы к ней готовы.
Мы возлагаем большие надежды на вакцинацию населения, именно она поможет нам всем справиться с пандемией. Единственный надежный инструмент в борьбе с ней – стойкий коллективный иммунитет. Он вырабатывается тогда, когда привито более 60% населения. Поэтому вакцинации уделяется сегодня повышенное внимание. По мере увеличения процента привитых граждан следующие вспышки заболеваемости будут сходить на нет. И тогда, возможно, можно будет говорить о том, что мы справились с пандемией.
– Навсегда?
– Это утверждать трудно. Коронавирус – аденовирусная инфекция и может надолго остаться, так же как и любые другие виды гриппа. Потребуется сезонная вакцинация, чтобы обезопасить себя от новых вспышек заболеваемости граждан.
– Насколько велик риск заражения ковидом после вакцинации? Почему некоторые привитые пациенты все же заболевают? По существующей статистике, это 8% вакцинированных. Этого можно избежать? Насколько эффективна вакцина?
– Эти вопросы волнуют многих. Немало людей отказывается от вакцинации по каким-либо своим соображениям. Некоторые априори предвзято относятся к прививкам. А между тем из всех заболевших коронавирусом пациентов и госпитализированных в стационары 92% те, кто прививку не сделал. То есть подавляющее большинство больных – невакцинированные пациенты.
Цифра, которую вы назвали, была озвучена министром здравоохранения России. Процент небольшой, и надо понимать, что в принципе приемлемый и для всех других вакцин, в том числе и против гриппа. Конечно, бывают ситуации, когда появляются вакцинальные осложнения или не сформировывается иммунитет и т.д. И можно заболеть. Но не потому, что человек сделал прививку и ему ввели инфекцию, а потому, что вакцинация сама по себе – определенная нагрузка на организм.
Пациентам, сделавшим прививку, рекомендуется оберегать себя от простуды, чрезмерных нагрузок, возможных контактов с заболевшими. Не делается вакцинация людям, у которых есть признаки ОРВИ или респираторного заболевания, потому что в этом случае иммунитет ослабевает и на этом фоне риск заражения достаточно высок.
Некоторые считают, что после прививки они уже защищены, и не используют средства индивидуальной защиты. Это неправильно. Надо помнить, что в первый период после любой вакцинации, в частности против коронавируса, необходимо еще более строго соблюдать режим изоляции и пользоваться средствами личной гигиены и защиты. Если соблюдать все меры, то процент заболевших после прививки станет еще меньше.
– Есть мнение, что те, кто вакцинировался и все-таки заразился, то есть эти 8%, переносят болезнь легче. Это так?
– Да, существуют определенные наработки, статистические данные, которые свидетельствуют о том, что у тех, кто вакцинировался и все-таки заболел, коронавирус протекает в более легкой форме. Поэтому мы и агитируем население вакцинироваться. Даже если небольшая часть привитых все же заболеет, болезнь будет протекать у них более легко и не вызовет серьезной угрозы для жизни. В любом случае надо понимать, что на сегодняшний день более действенного инструмента защиты от COVID-19, кроме как вакцина, просто нет. Практика вакцинирования была уже многократно пройдена человечеством, и домыслы тех, кто ее отрицает, направлены на то, чтобы дискредитировать саму методику.
– Что касается домыслов, говорят, что человек, который курит и употребляет крепкие спиртные напитки, менее подвержен заболеванию коронавирусом. Это так?
– Не стану агитировать за курение или прием спиртных напитков, но определенная доля правды в этой сказке есть. Алкоголь – спиртсодержащее вещество и поэтому имеет определенные антисептические свойства. Если человек употребляет алкоголь, у него происходит обработка спиртом ротовой полости, а она – одна из ворот инфекции. Вместе с тем надо еще установить, от чего больший вред – от алкоголя или от вируса.
Что касается курения, были проведены исследования, которые выявили якобы меньший риск заражения ковидом у курильщиков. Аргументировалось это тем, что у курящих пациентов в легочной ткани на фоне длительного курения происходят фиброзные изменения, и в такие легкие вирус проникает менее охотно. Но это сомнительные утверждения. Начинать курить для того, чтобы «обезопасить» себя от вируса, не стоит. Если эти утверждения и верны, они, скорее всего, касаются курильщиков со стажем. А у начинающих в случае заражения курение может только усугубить состояние.
– В России разработано несколько видов вакцин против COVID-19. Как Вы считаете, какая из них наиболее эффективна? И почему?
– Да, у нас разработано несколько вакцин. Сегодня мы широко используем «Спутник V», который, как подтверждает статистика, достаточно эффективен. Наряду с этой вакциной разработан и применяется «Спутник Лайт» для ревакцинации пациентов, которые либо уже переболели, либо были уже привиты, а также для пациентов с тяжелыми хроническими заболеваниями.
Есть также вакцина «Ковивак», ее производят не в таких масштабах, как «Спутник». Традиционно считается, что «дефицитный продукт» всегда лучше. На самом деле речь идет только о масштабах производства. «Ковивак» выпускается не так массово. Но обе вакцины хороши и обе эффективны. Единственное отличие в том, что «Спутник» не имеет возрастных ограничений, а «Ковивак» показан пациентом до 60 лет. Конечно, в этом вопросе присутствуют определенные коммерческие интересы и их лоббирование.
Вся необходимая информация о вакцинах предоставляется во всех поликлиниках и пунктах вакцинации, она открыта. Нам повезло, никакой сложности в вакцинировании против COVID-19 в России нет.
– Эпидемиологическая ситуация в России в последнее время улучшилась?
– Третья волна заболеваемости постепенно утихает, по крайней мере, в Москве эпидемиологическая ситуация сегодня достаточно благоприятная. Вот уже на протяжении нескольких недель наблюдается низкий уровень заболеваемости и госпитализации. Это позволило городу вывести из ковидной сферы многие лечебно-профилактические учреждения и больницы. Но медики не обольщаются, три волны роста заболеваемости ковидом мы уже пережили. Не исключена четвертая.
– Вы находитесь в постоянном контакте с коллегами из Армении. Какова, на Ваш взгляд, эпидемиологическая обстановка в республике? Насколько активно идет вакцинация населения?
– Когда у нас началась третья волна, обусловленная появлением нового штамма «Дельта», я с большим опасением наблюдал за развитием ситуации в Армении и предупреждал коллег о том, что расслабляться не стоит, несмотря на достаточно благоприятную обстановку и значительное уменьшение числа новых случаев заражения. Последние данные о распространении вируса в Армении свидетельствуют о том, что идет очередная волна – 500-600 случаев заболевших в сутки. По сравнению с летним периодом ежедневный прирост заболеваний увеличился в 8-10 раз.
Я считаю, что упор надо делать на вакцинацию. А программа по вакцинации ведется в республике недостаточно активно. По данным Министерства здравоохранения Армении, на сегодняшний день привито около 10% населения страны. Это очень мало. Темпы вакцинации надо наращивать, тем более, что выбор вакцин в Армении достаточно широкий. Есть и российский «Спутник», и английская «АстраЗеника», и китайская вакцина. Я считаю, что нужно активнее работать с населением, разъяснять необходимость вакцинации. Как было сказано выше, для победы над пандемией нам нужен коллективный иммунитет против COVID-19.
– Летом этого года я видел в Армении многих представителей Ирана, Индии, других стран, которые приезжают в республику для того, чтобы бесплатно сделать прививку от коронавируса. Как Вы прокомментируете их наплыв с медицинской точки зрения?
– В принципе сама идея гуманная: привить как можно больше людей. Но в первую очередь вакцины должны предназначаться гражданам Армении. Когда необходимый критический уровень населения будет вакцинирован, можно развивать и «вакцинирующий туризм». Также есть риск того, что потоки желающих привиться из-за рубежа могут завезти в страну новые штаммы этой болезни.
– Что происходит с Павловской больницей, главным врачом которой Вы были до недавнего времени? Она закрывается? Находясь сегодня у руля большого госпиталя, Вы продолжаете оперировать?
– Госпиталем я руковожу уже два месяца. В пик третьей волны коронавируса появилась потребность перевести его в коронавирусный фонд. Мы подготовили госпиталь к приему ковидных больных буквально за 10 дней. И 17 июня уже стали принимать первых заболевших. А уже через месяц нас перевели в обычный режим работы в связи с улучшением ситуации. Сегодня госпиталь – многопрофильный стационар, который принимает жителей Москвы по разным направлениям медицины.
Что касается Павловской больницы, сведений, что она может быть закрыта, нет. Но в клинике есть определенные проблемы – больница очень старая, фонд корпусов изношен, требуются серьезные ремонты. В нескольких корпусах клиническая работа в той или иной мере ограничена. Как будет складываться дальнейшая судьба клиники, неизвестно. Но знаю точно, что медицинская составляющая первой больницы России будет сохранена.
Моя специализация – общая, абдоминальная, хирургия. В последнее время провожу операции эндоскопическим методом. Оперирую пациентов с заболеваниями пищеварительного тракта, онкологическими проблемами брюшной полости. Хирургическую практику совмещаю с организаторской работой. Сделать операцию – для меня своего рода отдушина, потому что в операционной ухожу от административной суеты, вновь и вновь осознаю, что эта работа – изначально то, ради чего я пришел в медицину – помогать людям.
– От имени жителей Москвы и других регионов, которые ко мне обращались с просьбами помочь в лечении, а я уже с этими просьбами обращался к Вам, хочу выразить Вам огромную благодарность за Вашу чуткость и человеколюбие.
– Мы всегда открыты и готовы помочь. Это наша профессиональная и человеческая обязанность.
Беседу вел Григорий Анисонян
Оставьте свои комментарии