№10 (343) октябрь 2021 г.

Национальная одежда армянок Закавказского края

Просмотров: 6990

Основой женского гардероба являлись: просторная сорочка – «халав» с косыми обоюдными вставками, обширными прямыми рукавами, овальным проемом горловины и выемом на груди, алого цвета у жителей востока страны и светлого – у армян, живущих на западе, а также шаровары – «похан», сшитые из красного хлопка и собранные у щиколоток. Поверх надевался дамский архалук ярких расцветок, к примеру синего, зеленого либо виноградного оттенка, а на груди имелся продолжительный выем. В торжественные дни на архалук (архалух) надевалось платье – «минтана», которое почти никак не отличалось от архалука, только было лишено боковых разрезов. На пояс повязывали шарфик из красивых тканей или шерсти, впоследствии смененный поясами из серебра и золота, а рукава сорочки застегивались на шарообразные пуговицы. Важным фрагментом наряда женщины являлся шитый тесьмой фартук с узким тканым пояском – «гогноц».

Более состоятельные женщины носят бархатный архалук с лисьими воротником и рукавами.

ЕЛИСАВЕТПОЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ

Костюм армянок Нагорного Карабаха состоит из длинной нижней рубашки – «шапик», доходящей почти до пяток, с длинными рукавами.

«Шапик» шьется из темно-красной шелковой или бумажной материи и надевается на голое тело, поверх красного же цвета кальсон – «похин» (эти кальсоны можно было надевать также задом наперед). Поверх рубашки надевается архалух с открытой грудью из шелка или бумажного бархата, с длинными прорезями по бокам, от чего полы, доходящие значительно ниже колен, свешиваются тремя частями. Архалух опоясывается длинным (2,5-4,0 метра) широким шелковым кушаком. В праздничные дни еще надевается шуба («кюлк») красного цвета, обычно бархатная. Она окаймлена узкой полоской меха (куницы, дикого кота) на воротнике (широко открывающемся на груди), на прорези донизу и по краям подола. Грудь и рукава украшаются шарообразными пуговками и висячими шариками. Головной убор давит своей тяжестью и сложностью. Он представляет собою низенький стоячий ободок, укрепленный на голове при помощи многочисленных платков, один из которых закрывает нижнюю часть лица почти до носа и дополняет четырехугольную рамку, из которой виднеются с боков части передних локонов, половина лба с глазами, нос и щеки. На лбу к ободку подвешены золотые или позолоченные монеты. Этот головной убор трудно возобновлять ежедневно, а потому он оставляется на голове и на ночь несколько дней подряд. При выходе из дому набрасывается на голову черная шаль. На ногах – узорчатые чулки и обувь – «чмошки», или «коши».

Зангезурские бабушки из участка Хашар села Тех (ныне в Сюникской области Армении) в национальной одежде «каба». На первом плане – Тамам биби (Багдунц, здесь и далее указаны фамилии по мужу); второй ряд слева направо: Вардануш акер (Симонян, у сельчан более известна как Унананц), Айкануш акер (Элязян, у сельчан – Хулуванц), Шармах акер (Сафарян, у сельчан – Сафарунц); в правом верхнем углу: Сима биби (Элязян)

Элементы женского головного убора зангезурки:

1) «мэтакнэр», 2) «палти», 3) «газма», 4) «энджукатег», 5) «кэткал», 6) «коли чаргат», 7) «лэчаг», 8) «чангял», 9) «чарсав», 10) «колтан», 11) «чаргат».

«Мэтакнэр» изготовляли из белой суконной материи или холста. Выкроенные из них три треугольника укладывали меньшим – вниз, большим – вверх. Для «палти», прежде всего, клали на голову обод, сделанный из крутого теста. «Газма» прикрывала нижнюю часть лба и представляла собой недлинную, но широкую тесьму, расшитую разноцветными шелковыми или шерстяными нитями. Заушная повязка («энджукатэг») состояла из двух, обычно зеленых, сделанных из бархата треугольных кусков с подкладкой. Лицевые части треугольников расшивались, иногда спереди пришивали плоские серебряные или золотые бусинки (для невест). «Кэткал», белый квадратный кусок, сложенный по косой, складывается треугольником, а в верхней части, уложенной на китайский манер, получается сгиб. Пожилые женщины предпочитали делать его черным и широким. «Коли чаргат», цветной квадратный платок, прикрывающий подбородок, чаще красный, зеленый или оранжевый. «Лэчаг», разделенный на две части 4-метровый белый кусок «мадэпалан», со сшитыми квадратными краями. Его использовали, в основном, крупные женщины. «Чангял», из серебра или золота. Похоже на широкий пояс. «Чарсав», длинная большая шелковая или шерстяная шаль 2 на 2 метра. «Колтан», вата в форме «суджука» (сушеная колбаса плоской формы), завернутая в полотно, для того чтобы положить ее под «коли чаргат». Использовалась только пожилыми женщинами. «Чаргат», из красного шелкового куска ткани, носили только молодые женщины: надевали на голову, складывая по косой.

Во время работы женщины Зангезура повязывают прикрывающие грудь ситцевые передники, но эта деталь одежды не является такой же обязательной и существенной, как «халав», «похан», «архалук», «минтана», «кюлк», «кети», «кюлпа» или «кох».

«Халав» – широкая и длинная нательная рубашка, которую шьют из красного ситца или хлопчатобумажной материи «махудвар». Красный цвет считается оберегающим. Богатые люди издревле выбирали светло-красные шелковые материи «дэрэйи».

«Похан» – длинные нательные штаны. Доходящие до колен, они всегда шились двойными (на белой подкладке) – «ерку так» из красного материала «махудвари».

«Архалук» – шили обычно из красного или зеленого бархата и шерсти. Эту часть костюма еще называли «эрэк пэшкани» (состоящий из трех пол). И действительно, ниже пояса слева и справа у архалука имелось по одному разрезу, условно разделяющими его на три полы – «пэшкэр». Ширина задней части равнялась ширине двух передних частей, взятых вместе. Вырез на груди («яхан») имел форму перевернутого треугольника. У архалука глубокие карманы располагались с двух сторон.

«Минтана» – надевали летом на архалук, отправляясь в гости. По форме «минтана» очень напоминала архалук. Ее верхняя часть была более узкой, нижняя – пошире. Более широкие рукава «минтаны» были очень длинными, почти в рост женщины – «бойин барабар». Рукава, не имеющие боковых швов, соединялись с «минтаной» в зоне плеча и тянулись до подола.

«Кюлк» – надевали зимой, собираясь в гости. Шили из красного материала «махмуриц, мэскови», который стоил дороже, чем «таври горц». Очертаниями наряд напоминал «минтану», но был шире и с более плотным ватным заполнением («миджац»). Для подкладки подбирали более дорогую хлопковую ткань желаемого цвета или сатин.

«Кети» – женский пояс, был короче и уже мужского. Старинные пояса обычно делали из красного материала «махудвариц». Его дважды обматывали вокруг талии («порти кэлхавэ»), завязывали узлом («мин так тулма»), а концы («чэндэрэ») закладывали за полученный таким образом пояс справа и слева от живота.

«Кюлпа» – надевали на ноги 3-4 штуки неширокие красивые подвязки домашнего производства. Они стягивали нательные штаны, а поверх подвязок натягивали «когэ» – сшитую кольцом ленту, примерно 9-10 см шириной.

Состоятельные модницы селения Гадрут Джебраильского уезда носят полусапожки, а все остальные – «сагри башмак» или «чмошк».

Костюм женщин включает в себя: 1) прямую рубаху с рукавами в полный рост и особыми узорчатыми нагрудниками; 2) узкие кальсоны или панталоны с теплой подкладкой; немного повыше ступни надевают «когер», сотканный из шерсти и шелка; 3) архалук, надеваемый поверх рубахи; 4) бархатную или шелковую шубу в пол с длинными висячими рукавами; шуба опоясывается шелковым или бумажным «коти» (кушак).

Поверх рубашки молодые жительницы селения Арцеваник (Арцваник) Зангезурского уезда носят короткий красный узорчатый архалук.

Рукава по локоть украшены у них серебряными монетами. В конце рукавов имеются разрезы, отделанные серебряными трубочками («сарма»). Для женщин от 45 лет он длиннее. Цвет архалука тоже напрямую зависит от возраста его хозяйки. Первоначально красный, он постепенно темнеет, становясь серым, бурым, коричневым, почти черным. Поверх архалука молодые женщины опоясываются широким шелковым или серебряным поясом, а пожилые – ситцевым разноцветным кушаком. С двух сторон архалука имеются глубокие карманы, доходящие до нижних краев полы. Более состоятельные женщины носят бархатный архалук с лисьими воротником и рукавами.

В праздники на голову набрасывается шелковое покрывало ярко-красного цвета, а в будни – простое ситцевое красного или белого цвета. Оно завязывается на затылке шнурком, имеющим на конце серебряный крючок. Рот, подборок и шея закрываются, в зависимости от возраста, зеленым, красным, белым или черным платками. Воротник и передняя часть рубашки почти до пояса обшиваются охрово-золотистой или черной шелковой каймой. На голову под покрывало кладется толстый широкий круг, наподобие околыша мужской фуражки («зазман»). Надлобная часть украшается беднотой серебряными монетами старой чеканки, а богатыми – монетами золотыми, количество которых варьируется от 20 до 60. Получается, что одна женщина носит на голове 4–12 рублей. Около ушей, вдоль щек, свисает шелковый шнурок, унизанный серебряными или золотыми шариками («пожож»).

Обувью служат азиатские зеленые и черные башмаки. Бедные женщины ходят в грубых носках с кожаной подошвой, босыми и в лаптях. Носки в средней части – белого цвета, а по краям – с разноцветными узорами.

Местные женщины селения Татев Зангезурского уезда одеваются почти так же, как карабахские армянки.

Белые (светлые) платья, требующие частой стирки, надеваются ими только по большим праздникам: на Пасху, Рождество, Преображение Господне и т.п. Обновками обзаводятся чаще в Преображенский пост. Бедные крестьяне для стирки нижнего белья применяют высушенные и измельченные корни травянистого растения, именуемого местными жителями «чеган» и собираемого ими в Сисиане и Нахичеванском уезде. Всыпав его в котел с водой, они доводят воду до кипения и затем приступают к стирке.

У женщин, за небольшими исключениями, – по две пары платья: одна пара – праздничная, другая – будничная. Праздничная одежда – действительно очень нарядна. Она состоит из большого красного шелкового головного покрывала («чарзат» или «чаршав»), бархатного верхнего платья ниже колен («митаноц»), архалука до пят, сшитого из более дешевого материала, и ярко-красной шелковой рубашки. Подпоясываются широким полосатым поясом из кашемировой шали. Подвенечное платье остается для молодых женщин праздничным нарядом, в которое они облачаются по торжественным случаям, например на свадьбу родственников. Женщины старше среднего возраста одеваются в черное платье.

Одежда жительниц селения Даш-Алты Шушинского уезда очень оригинальна, а головной убор закрывает все лицо, за исключением носа и глаз.

На лоб и щеки свешиваются серебряные или золотые монеты («божож») размером с мелкий орех. Подбородок прикрыт белым платком, им же прикрывают рот во время разговора со старшими. На голову водружают картонный цилиндр («копи»), спереди покрытый красным или синим бархатом, а поверх шали укладывают серебряную цепь («чангал»). Верхняя одежда («архалуг»), длиной по колено или несколько ниже, имеет расшитые серебром и различными подвесками рукава. Длина рубахи доходит до пят. На грудь вешают серебряные монеты и подпоясываются красным кушаком («кармир махудвари») или серебряным поясом. Чулки, носки и башмаки носят зеленого или красноватого цветов. Вся одежда – красного цвета.

Все члены семьи пользуются одинаковыми правами на одежду и обувь.

ТИФЛИССКАЯ ГУБЕРНИЯ

Женщины селения Карзах Ахалкалакского уезда одеваются в юбки из фланели; поверх юбок – длинное платье, обыкновенно из синей бязи и редко из сукна; обуваются в башмаки.

Все члены семьи пользуются одинаковыми правами на одежду и обувь, сообразно с возрастом и особенностями работы каждого.

В Ахалцихском уезде вышиваются «джюба» (женское платье местных армянок), «гурц-гал» (женские нагрудники) красного и малинового цвета суконные фартуки, дамские бархатные башмаки и туфли…

На голове женщины носят особенную шапочку, обшитую множеством золотых монет. Эти монеты по обеим сторонам лица иногда свисают вниз, ниже лица. В костюме выдаются особенные передники из алого или цвета бордо сукна, расшитого шелками.

Местные армянки и грузинки города Гори, даже не принадлежащие к состоятельной прослойке, по праздникам красуются в шелковых и бархатных платьях.

Для здешних женщин вообще характерно тяготение к шику, хотя шелка в Грузии всегда были популярны, поскольку в этом крае хорошо развито шелководство. В качестве головных уборов жительницы Гори носят «копи», «тасакрави» и «лечаки» (вуаль). Обращает на себя внимание увлечение местных женщин сурьмой, белилами и румянами.

Обуваются женщины в калоши и башмаки из лайковой кожи.

КУТАИССКАЯ ГУБЕРНИЯ

В костюме женщин города Артвина Артвинского округа прежде всего привлекает внимание роскошный передник «пештемал».

«Пештемал» шьют из дорогого бархата темно-вишневого цвета или из красного дорогого сукна и обшивают золотым галуном. В углах выкладывают разнообразные золотые узоры, и особенно красиво выглядят нижние углы передника. Две длинные разноцветные шелковые тесемки ручной работы пришиваются к верхним углам передника для завязывания на талии. Бедные женщины носят передники из разноцветной шерстяной или полушелковой материи, которую сами ткут на ткацких станках.

Верхнее женское платье «каба» шьется из дорогой разноцветной шелковой материи. Открытое на груди, украшенное узорами из золотых шнурков, оно имеет широкие рукава, напоминающие рукава рясы священника. Застежки верхнего платья сделаны из золота и серебра.

Для нижнего платья («збун») тоже характерен вырез на груди и обрамление вышивкой. «Збун» короче кабы и напоминает бешмет. Шьется он на вате из прекрасной шелковой ткани оранжевого или алого цвета либо из малинового канауса. Под «збун» надевается «ишлух» – кофточка с рукавами, прикрывающая грудь, сшитая из темно-малинового бархата, украшается золотистой разноцветной вышивкой.

Обуваются женщины в калоши и башмаки из лайковой кожи. Модницы предпочитают цветную обувь, преимущественно желтую, со шнурками.

Верхнее платье («каба») шьется из самых дорогих шелковых тканей. Такие верхние платья называются еще «джуба» и «энтер». В зоне груди они непременно открыты, под них не надевают теплых бешметов, а только вышитую кофту или вышитую рубаху («шапик»). Женщины в возрасте шьют себе «джубу» из сукна, а молодые отдают предпочтение дорогим тканям. Подпоясывают «джубу» и «энтер» не кушаком, а оригинальным поясом из разноцветных шелковых нитей – «баги».

Талию обхватывает длинная шелковая лента или серебряный пояс затейливой формы.

ЭРИВАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ

В Нахичеванском уезде женщины надевают длинную узкую рубаху красного цвета, а сверху – коротенький, обычно зеленый, архалук с боковыми разрезами или же «кюладжу» (длинный архалук с рукавами до локтей).

Из-под рубашки виднеются кальсоны, расшитые разноцветным шелком, достигающие икр. На правом боку к медному колечку пришивают цветной платок, игольник, ножницы и другие вещицы, на груди вместе с кораллами в несколько рядов висят нанизанные на нить разные старинные серебряные и золотые монеты. Талию обхватывает длинная шелковая лента или серебряный пояс затейливой формы.

Головной убор армянок тоже довольно оригинальный. Сперва на голову надевают «калкуч» (ситцевая шапочка с хвостиком длиной в пол-аршина), покрывающий заплетенные в мелкие косы волосы. «Калкуч» подвязывают косынкой, а к затылку с помощью шнура прикрепляют металлический цилиндр, спереди украшенный монетами и кораллами. Затем, повязав рот косынкой и надев вышитый наушник, набрасывают на голову широкий платок, концы которого покрывают всю спину. Невестам на голову набрасывается еще один платок красного цвета – «урпанг». Свисая до груди, он закрывает все лицо. Облачение завершает золотое или серебряное кольцо для носа и тяжеленные серебряные серьги в виде кистей.

Даже дома женщины селения Тумбул Нахичеванского уезда любят щеголять в богатой одежде, дополненной украшениями с драгоценными камнями: алмазами, бирюзой, яхонтом, изумрудом и жемчугом.

Здесь это считается в порядке вещей. Особенно полюбились тумбульским женщинам цепи на шее и монисто, собранные из старинных золотых и серебряных монет.

Женщины селения Геозалдара Новобаязетского уезда одеваются в ситцевые платья.

Они редко надевают башмаки, а большей частью ходят босые, даже зимой.

На шею надевается серебряная цепь с висячими серебряными украшениями.

ВАСПУРАКАН

(Ванское губернаторство Российской империи, 1915 г.)

Рубаха крестьянок Васпуракана (Ван, Тосп и Айоц-дзор), длиной почти до пола, виднеется из-под «збуна».

У нее длинные рукава, а достигающий пояса разрез на груди застегивается одной пуговкой у шеи. Края рубахи у подола окантованы зелеными и красными шнурками, а немного выше имеется бордюрный узор, шириной 15 см.

Кальсоны шьют из цветной шерстяной или полотняной материи. Без всяких разрезов, они затягиваются у поясницы шнурами – «хонджанами». Из-под нижней юбки виднеются 10-15 см нижнего края кальсон, доходящих до ступней.

«Збун» надевается на рубаху и шьется из ситца или шелковой материи. Это нижняя юбка, вроде балахона, с боковыми разрезами от поясницы донизу, с нашитыми по краям зелеными и красными шнурками. С боков делаются карманы.

«Кочик» или «колотик», сшитый из цветного ситца или полотна, надевается на «збуны» и доходит до поясницы. Рукава у него длинные. На груди совершенно открытый и без застежек, с боков он имеет короткие разрезы, на края которых нашиты цветные шнурки. Широкий пояс из шали длиной 2-4 метра обтягивает поясницу над «кочиком».

«Мезар», или передник, сшитый из цветного ситца с полотняной подкладкой, завязывают на поясе и «кочике».

Обувь. Сначала надевают затягиваемые шнурками узорчатые носки, а затем туфли, называемые «контура» или «сол».

Верхняя рубаха представляет собой обыкновенную длинную рубаху почти до пола, наподобие той, которую носят армянские дьячки при богослужении. Шьется она из красной хлопчатобумажной материи. Лишенная узоров и каких-либо украшений, она снабжена шнуром и шнуровой пуговицей. На рубаху накидывается «мыхмел» из тонкой белой хлопчатой материи, которым с головы до ног укутывают все тело, оставляя открытыми лишь глаза.

Девицы, выходя на улицу, накидывают на голову квадратное покрывало «метик», два угла которого сшиты. Этой накидкой также закрывается вся голова до самой груди, оставляя открытыми лишь глаза.

На шею надевается серебряная цепь, так называемая «шиван», с висячими серебряными украшениями. На двух концах цепи имеется по одной серебряной булавке с красными головками в виде бусин. С помощью серединных сердцевидных пряжек цепь закрепляется под подбородком, а булавками на концах – у висков.

Материал подготовили Марина и Гамлет Мирзоян

В публикации использованы статьи из «Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа» Управления Кавказского учебного округа (Тифлис) в авторстве: Гопадзе И.З. (вып. I, 1881), Никитина К.А. (вып. II, 1881), Джавахова А.И. (вып. II, 1881), Давидбекова И. (вып. XI, 1891), Григорова Н. (вып. XIII, 1892), Грикорова Г. (вып. XVII, 1893), Тер-Маркорова А. (вып. XVII, 1893), Мачавариани К. (вып. XXII, 1897), Мелик-Шахназаряна Е. (вып. XXV, 1898), Осипова Г. (вып. XXV, 1898), Лалаянца Е.А. (вып. XLIV, 1915), а также труды Степана Лисициана «Армяне Зангезура» (Ереван, 1969) и «Армяне Нагорного Карабаха» (Ереван, 1981).

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 8 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты