№10 (343) октябрь 2021 г.

Дживан Гаспарян: Дудук – это моя жизнь, моя душа, моя молитва

Просмотров: 8861

Шедеврами Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО признаны: «Армянский музыкальный инструмент дудук и исполняемая на нем музыка» (2005, 2008); «Армянские каменные кресты. Символика и мастерство создания хачкаров» (2010); «Армянский эпос «Давид Сасунский» (2012); «Лаваш: изготовление традиционного хлеба, значение и культурные проявления в Армении» (2014); «Кочари – традиционный танец, который широко исполняется по всей Армении во время праздников, семейных торжеств и других праздничных мероприятий» (2017); «Искусство армянского письма и его культурные проявления» (2019); «Паломничество в монастырь Святого апостола Фаддея» (2020). Очередная публикация из цикла «Шедевры Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО» посвящена дудуку.

ГОЛОС ДУДУКА – ГОЛОС ВЕЧНОСТИ

Кто слышал протяжные щемящие звуки дудука, тот влюбился в них навсегда. Музыкальный инструмент, сделанный из абрикосового дерева, обладает магической силой. Музыка дудука впитала в себя звуки ветра древних вершин Араратских гор, перешептывание трав на лугах и равнинах, хрустальное журчание горных рек и вечную печаль пустыни.

Беглые упоминания об инструменте, напоминающем дудук, относят нас к истории царя Великой Армении Тиграна ІІ Великого (95 – 55 гг. до Рождества Христова). В записях Мовсеса Хоренаци, армянского историка V века, есть описание инструмента под названием «циранапох», что переводится как «трубка из абрикосового дерева». Именно из древесины абрикоса армяне делали в прежние времена лучшие образцы дудука. Хотя изготовлялся он также из кости и даже горного хрусталя. Из средневековых рукописей до нашего времени дошли изображения, благодаря которым сегодня можно представить, как выглядел дудук того времени.

Дудук состоит из трубки и съемного двойного язычка (трости). Длина трубки армянского дудука составляет 28, 33 или 40 см. На лицевой стороне имеется 7 или 8 игровых отверстий и одно-два для большого пальца – на обратной стороне. Длина двойного язычка, известного как «ехег», обычно равна 9-14 см и делается из двух кусков тростника, который в больших количествах произрастает по берегам реки Аракс. В отличие от других инструментов с двойным язычком, трость у дудука – достаточно широкая, что придает инструменту его неповторимое печальное звучание.

Музыка на армянском дудуке чаще всего исполняется в парах: ведущий дудук, играющий мелодию, и второй дудук, называемый «дам», который, исполняя непрерывный, имеющий определенную высоту тонический фон, обеспечивает специфическое остинатное (остинато – постоянное повторение определенного мелодического штриха или мотива) звучание главных ступеней лада.

Музыкант, играющий на даме (дамкаш), достигает подобного звучания при помощи техники непрерывного дыхания: вдыхая через нос, он сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости в то же самое время создает давление на язычок дудука.

При исполнении танцевальной музыки дудуку иногда аккомпанирует ударный музыкальный инструмент «доол». Дудук широко используется в оркестрах народных инструментов, сопровождает армянские народные песни и танцы, а также свадебные и похоронные церемонии.

Считается, что дудук, как ни один другой инструмент, способен выразить душу армянского народа. Выдающийся композитор Арам Хачатурян однажды сказал, что дудук – это единственный инструмент, который заставляет его заплакать.

ЛЕГЕНДА О ДУДУКЕ

Из «Обращения» Дживана Гаспаряна к соотечественникам:

«Дорогие Друзья!

Я обращаюсь к Вам с этим письмом, потому что очень боюсь, что Вы пропустите в своей жизни что-то очень важное. Пропустите потому, что ничего не знали об этом. О чем? О дудуке… Понять и ощутить сполна, что же такое дудук, можно только хотя бы раз услышав его. А услышав, хочется рассказать непосвященным, что музыка дудука – это то, как поют горы или разговаривают деревья, как плачут старики или радуются дети, сражаются воины или играются свадьбы… Послушайте, и тогда Вы сами почувствуете, что такое дудук».

Музыка дудука является частью этнической культуры Армении. Здесь до сих пор передается из уст в уста чувственная история о рождении инструмента.

Легенда рассказывает о Юном Ветерке, который влюбился в цветущее абрикосовое деревце. Но старый и злой Вихрь не позволял ему ласкать ароматные лепестки одинокого дерева. Он пригрозил Ветерку, что превратит изумрудную горную долину в безжизненную пустыню и цветущее облако деревца погибнет от ее горячего дыхания. Юный Ветерок уговорил старого Вихря не делать зла и позволить ему жить среди абрикосовых цветков. Старый и злой Вихрь согласился, но при условии, что Юный Ветерок никогда не будет летать. А если нарушит условие, то деревце погибнет навсегда.

Всю весну и целое лето играл Ветерок цветками и листьями абрикосового деревца, которое напевало ему благозвучные мелодии. Он был счастливым и беззаботным. С приходом осени опали лепестки, и Юному Ветерку стало скучно. Все больше и больше хотелось покружиться с друзьями в небесной выси. Не удержался Юный Ветерок и улетел к горным вершинам.

В этот же миг прекрасное дерево погибло, и осталась только маленькая веточка, в которой запуталась частица ветра. Через некоторое время мальчик, искавший хворост, нашел эту веточку и смастерил из нее дудочку. Стоило поднести ее к губам, и лилась грустная мелодия расставания.

В ШЕСТЬ ЛЕТ ВПЕРВЫЕ ВЗЯЛ В РУКИ ДУДУК

Из «Обращения» Дживана Гаспаряна:

«Я родился в Армении и живу уже больше 70 лет. Детство мое было тяжелым: я рано потерял мать, отца забрали на фронт и я оказался в детдоме. Когда мне исполнилось 6 лет, я впервые взял в руки дудук. Никакого музыкального образования у меня не было, я всему учился сам – просто слушал игру Мастеров и свое сердце».

Дживан Арамаисович Гаспарян появился на свет 12 октября 1928 года в маленькой армянской деревушке под названием Солак, неподалеку от города Раздан. Когда Дживан был еще совсем мальчишкой, его мать скончалась, а отец ушел на фронт Великой Отечественной войны. Так он попал в детдом.

«Почему я начал играть на дудуке, даже не знаю. У меня в семье не было музыкантов. Разве что отец хорошо пел старые песни. Голос у него был очень хороший. Но это все. А когда я в первый раз услышал дудук, мне очень понравилось, как звучит этот инструмент, какой у него красивый тембр. И я начал учиться играть. Дудук – это же душа человека, его история, его молитва», – говорил Дживан Гаспарян.

В 1948-м Дживан стал участником ансамбля национальной песни и танца. В том же году состоялось его первое профессиональное выступление с Ереванским филармоническим оркестром в качестве солиста. В 1957 году вместе с ансамблем «Березка» впервые отправился на зарубежные гастроли в Америку, где спустя четверть века напишет тему на дудуке для кинокартины «Последнее искушение Христа».

29 апреля 2011 года он принял участие в концерте «Три легенды в Кремле», где играл с Президентским оркестром России и мужским хором московского Сретенского монастыря.

Дживан Гаспарян, профессор Ереванской государственной консерватории им. Комитаса, награжден орденами Республики Армения: Святого Месропа Маштоца (2001) и «За заслуги перед Отечеством» I степени (2017). Народный артист Армянской ССР (1978), почетный гражданин Еревана (2000).

«ПОБЕДА» ОТ СТАЛИНА

Из «Обращения» Дживана Гаспаряна:

«За свою жизнь мне довелось выступать и в ресторанах и в Большом театре, работать и аккомпаниатором и профессором консерватории, играть для друзей и давать сольные концерты на крупнейших концертных площадках мира. Мне кажется, я сделал все что мог, чтобы мир узнал о дудуке. Чтобы мир полюбил и почувствовал его».

Игрой Дживана Гаспаряна на дудуке заслушался даже Иосиф Сталин. Дело было в конце 1940-х годов в Большом театре, куда Дживана пригласили выступить на смотре мастеров искусств союзных республик – к тому времени его приняли в национальный ансамбль песни и танца.

Когда зазвучал дудук, рассказывали, что вождь даже перестал дымить трубкой, внимательно слушал музыканта, а после концерта за Дживаном пришли два человека с армейской выправкой. Он испугался, подумал, что это из-за того, что не дождался аплодисментов от вождя, сразу убежал за кулисы. Но оказалось, Сталину очень понравилось выступление Дживана, и он решил его наградить часами «Победа» (выпущены в 1946 г. специально к годовщине Победы в Великой Отечественной войне). Он с радостью принял подарок, но буквально на следующий день его продал – время было голодное. Впоследствии об этом музыкант очень жалел.

МАСТЕРА-ДУДУКИСТЫ: ВАЧЕ, ЛЕВОН, КАРО, МАРГАР И ДЖИВАН

Из «Обращения» Дживана Гаспаряна:

«И, все-таки, ловлю себя на мысли, что есть еще что-то, чего я не успел или не смог. Я очень хочу открыть свою школу. В первую очередь, я приму в нее сирот, бесплатно научу играть на дудуке. Среди них обязательно найдутся талантливые люди, поскольку жизнь отнеслась к ним жестоко. Буду рад, если мое дело продолжится, пусть то, что не успели сделать Мастера-дудукисты Ваче, Левон, Каро, Маргар и Дживан, сделают они».

В Советской Армении были известны дудукисты Левон Мадоян, Маргар Маргарян, а в Закавказье был популярен Каро Чарчоглян, который в свою очередь стал заочным преподавателем Ваче Овсепяна. Он часами внимательно слушал игру Каро и мечтал встретиться с Варпетом (армянский суффикс «пет» напоминает: речь идет о личности незаурядной. Варпет – мастер; Наапет – первопредок, первоначальник, патриарх; Варжапет – учитель; Вардапет – ученый монах; Спарапет – полководец; Карапет – предводитель каравана).

Овсепян Ваче Арташесович (1925, Ереван – 1978, Ереван).

Признанным «королем» дудука по сей день является Ваче Овсепян. Его игрой восхищались во всем мире.

В 1944 году он поступает в ансамбль народных инструментов Радиокомитета, который становится по-настоящему ценной школой для Ваче. Он рассказывал: «Я многому научился у Левона Мадояна. Его игра на дудуке попросту «дрожала». В моих мыслях я хотел только учиться и становиться лучше».

Московская фирма «Мелодия» издала грампластинки с основными записями Ваче Овсепяна, которые хранились в фонде Госрадио. В 1972 году на центральном телевидении и радио зазвучала его песня «Верадарцир» («Возвращайся») в качестве одной из лучших песен года. В Лос-Анджелесе звукозаписывающая студия Barseghyan издала записи Ваче Овсепяна на CD.

Его квартира в Ереване стала местом паломничества, куда шли как армяне, так и представители разных народов, чтобы услышать волшебную мелодию дудука и увидеть воочию Варпета.

Всемирно известный писатель Вильям Сароян, слушая Ваче Овсепяна, сказал: «Твоя игра – это молитва, молитва армян».

Мадоян Левон Манукович (1909, Александрополь, ныне Гюмри – 1964, Ереван).

Народный артист Армянской ССР (1961), родоначальник современного армянского стиля игры на дудуке.

В 1929 – 1939 гг. работал в ансамбле народных инструментов Армянской филармонии, а с 1952-го – солист ансамбля народных инструментов телевидения и радио Армении.

В репертуар Левона Мадояна входили армянские народные и ашугские песни, танцевальные мелодии, мугамы (мугам – общее название ладов азербайджанской музыки), инструментальные произведения армянских композиторов. Восстановил многочисленные песни и мелодии Ширака. Самые известные его мастерски исполненные интерпретации песен «Зов пастуха», «Пахарь», «Брат охотник» и др. Одна из самых прекрасных армянских мелодий «Сиреци, ярэс таран» («Полюбил, любимую увели») написана им.

Чарчоглян Каро (Карапет) Оганесович (1907, Александрополь, ныне Гюмри – 1956, Баку).

Родился в семье музыканта Оганеса Микаэловича Чарчогляна, владеющего игрой на дудуке и кларнете. Играл в «Восточном симфоническом оркестре», созданном в 1925–1926 гг. педагогом Ереванской студии музыки и хореографии Варданом Буни (Буниатяном), а затем в ансамбле народных инструментов Государственного радиовещания Армении под управлением Арама Мерангуляна.

После переезда в 1931 году в Баку на протяжении многих лет выступал в составе Азербайджанского государственного оркестра народных инструментов под управлением Ованеса

Иоанесяна. Вместе с композитором Узеиром Гаджибековым он написал книгу по игре на дудуке, которая долгое время использовалась в качестве учебного пособия.

Маргарян Маргар Аветисович (1894, Вагаршапат – 1941, Ереван).

Был известен под именем уста (мастер) Маргар. Усовершенствовал конструкцию инструмента, придав его входной части коническую форму, что упростило настройку дудука и сделало богаче звук.

С 1926 года Маргар Маргарян играл в ансамбле народных инструментов Арама Мерангуляна. Примерно тогда же в Ереване открывались первые кинозалы, и таперами (тапер: сопровождающий своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии – немые фильмы) в них были не пианисты, а дудукисты. Именно игру Маргара Маргаряна в кинотеатре «Москва» бегал слушать в детстве Дживан, родители которого, беженцы из Османской империи, недавно переехали из села Солак в столицу.

Вообще национальная музыка и кинематограф развивались в Армении рука об руку. Когда в 1936 году в Ереване на месте разрушенной церкви Петра и Павла открылся кинотеатр «Москва», его первой премьерой стал фильм Бек-Назарова «Пэпо» (первый звуковой армянский фильм), музыку к которому написал Арам Хачатурян, а партию дудука исполнил Маргар Маргарян. Он и подарил шестилетнему Дживану дудук, определив его судьбу.

Музыкант исполнил партию дудука также в фильмах «Зангезур», «Севанские рыбаки», «Горный поток» и др. В 1939 году он участвовал в декаде армянского искусства в Москве.

ОБЛАДАТЕЛЬ ЧЕТЫРЕХ ЗОЛОТЫХ МЕДАЛЕЙ ЮНЕСКО И «ЗОЛОТОГО ГЛОБУСА»

Из «Обращения» Дживана Гаспаряна к соотечественникам:

«Еще мне очень захотелось, чтобы частичка моего дыхания, моей души, моего мастерства осталась у людей. Чтобы они могли подержать ее в руках, подарить ее детям, внукам или добрым друзьям. Есть у меня, конечно, много записей, но я чувствовал, что это не то. Мои друзья из компании «Шарм» предложили идею и помогли воплотить ее в жизнь. Мы попросили известных мастеров изготовить дудуки, а я лично их настроил и вдохнул в них жизнь. Этих дудуков всего 1.000 штук, и в каждый из них я вложил частичку себя. Вы обязательно почувствуете мою любовь к Вам, когда возьмете этот дудук в руки».

В 1988 году в Лондоне был записан первый альбом Дживана Гаспаряна I Will Not Be Sad In This World, состоящий из древних армянских баллад. Этот диск, посвященный жертвам землетрясения в Армении (более 25 тысяч человек погибли и сотни тысяч были ранены и остались без крова), принес музыканту международное признание.

В 2002 году получил награду WOMEX (англ. World Music Expo) «За заслуги перед музыкальным искусством». В 2006-м был номинирован на «Грэмми».

В 2003-м Гаспарян пишет музыку для художественно-публицистического фильма Александра Гутмана «Фрески», повествующего о жизни Армении после развала СССР. 27 мая 2010 года выступил с Евой Ривас на конкурсе песни Евровидение-2010, где исполнил партию дудука, 29 мая выступил в финале.

Дживан Гаспарян – обладатель четырех золотых медалей ЮНЕСКО (1959, 1962, 1973, 1980). Музыкант и композитор, вместе с ансамблем, исполняющим армянскую народную музыку, выступал с «Кронос-Квартетом», Венским, Ереванским и Лос-Анджелесским симфоническими оркестрами. Работал со многими музыкантами, включая таких, как Андреас Фолленвейдер, Лайонел Ричи, Серж Танкян, Питер Гебриэл, Ханс Циммер, Брайан Мэй, Борис Гребенщиков, Игорь Крутой, Майкл Брук, Ирина Аллегрова, Владимир Пресняков, Дарек Шериньян.

Музыка в исполнении Дживана Гаспаряна звучит в более чем 40 кинокартинах. Первый голливудский фильм, где есть саундтрек (музыкальное сопровождение) на дудуке, – «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе (1988). После него были «Арарат», «Халк», «Александр», «Страсти Христовы», «Код да Винчи», «Хроники Нарнии», «Пираты Карибского моря: На краю света», «Мюнхен», «Сириана», «Зена – королева воинов», «Пепел и снег», «Дом. История путешествия», «Онегин», «Игра престолов» и др. Композиция к «Гладиатору» в 2001 году отмечена премией «Золотой глобус».

* * *

Дживан Гаспарян проживал в США и Армении. «У меня есть дом в Америке, есть дом в Ереване, я живу понемногу и там и тут», – говорил он.

6 июля 2021-го на 93-м году жизни в США ушел из жизни самый знаменитый исполнитель армянской корневой музыки, мастер игры на дудуке Дживан Гаспарян. Церемония прощания с музыкантом состоялась в соборе Святого Леона в Лос-Анджелесе. 24 июля в Армянской филармонии им. Арама Хачатуряна прошла панихида. Музыкант был похоронен в тот же день в пантеоне им. Комитаса в Ереване. Такова была воля великого дудукиста: вернуться на родину, которую он когда-то покинул, чтобы прославить свой народ на весь мир.

Полосу подготовили Марина и Гамлет Мирзоян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 16 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Я очень люблю музыкальный инструмент дудук. Он обладает особым мягким, певучим звучанием. Известный армянский композитор Арам Хачатурян говорил: «Заплакать меня может заставить лишь одна вещь - звучание дудука». И я тоже заплакала, когда впервые услышала музыку, исполняемую Дживаном Гаспаряном на дудуке, а почувствовать красоту этой музыки мне и помогло его мастерство. Несколько лет назад я написала стихотворение «Дудук». К его написанию меня подтолкнула, именно игра Дживана Гаспаряна. Мои родовые корни не связаны с армянскими корнями. Я отдаю дань уважения замечательному музыканту Дживану Гаспаряну. Я думаю, что не одну меня привлекает музыка, исполняемая им на дудуке.
  2. Доргие друзья-флейтисты! Кто-нибудь из вас имеет представление о том, что такое дудук (помимо того, что это - язычковый духовой народный армянский музыкальный инструмент)? Как на нем играть? Существует ли какая-нибудь "Школа игры на дудуке" на русском языке? Возможно, кто-нибудь из вас знаком с техникой игры на этой удивительной дудочке? Может быть, она - армянская прабабушка блок-флейты? Держу это "нечто" (пока еще упакованное в незатейливый футляр) в руках, наслаждаюсь изумительным ароматом абрикосового дерева, собирать не решаюсь, а дунуть - просто боюсь! Помогите!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты