№10 (343) октябрь 2021 г.

Арман Абовян: Нам надо приложить нечеловеческие усилия, чтобы что-то сдвинулось с места

Просмотров: 7059

Обещанные армянскими экспертами прогнозы «горячей политической осени» начали сбываться уже в начале сентября, поскольку к первой годовщине начала 44-дневной войны вопросов к действующей власти накопилось значительно больше, чем вразумительных ответов на них. В гостях у «НК» политолог, депутат Национального собрания РА седьмого созыва Арман Абовян.

– Арман Владимирович, сегодня армянские власти активно подготавливают население Армении к нормализации отношений с соседними странами, подразумевая в первую очередь Турцию и Азербайджан. Премьер-министр Никол Пашинян продолжает рассуждать об исходящих из Турции положительных сигналах в пользу урегулирования и нормализации отношений с Арменией. На Ваш взгляд, что на самом деле происходит?

– Уже в самом вопросе кроется неточность. Речь идет не о нормализации отношений, а о подчинении Армении турецко-азербайджанскому вектору влияния или, скажем так, турецко-азербайджанским условиям, что ни в коем случае не может считаться процессом нормализации. Наоборот, это углубление и даже генерирование смертельных, без преувеличения, рисков для армянской государственности и армянского народа. Нашу сегодняшнюю ситуацию можно назвать проекцией из сюжета оруэлловского романа, где все перевернуто с ног на голову: ложь – это правда, проигрыш – это победа. И соответственно нормализация – это абсолютно не нормализация в наших нынешних реалиях. Остается лишь говорить о покорном исполнении нашими властями турецко-азербайджанских условий. В принципе, так было и до 27 сентября 2020 года, правда, тогда это носило несколько завуалированный характер ввиду определенных обстоятельств. Но в любом случае власти вели армянское общество на убой, хотя и несколько иными путями. А после войны резко активизировались, взяв на себя определенные обязательства по быстрой реализации протурецких и проазербайджанских планов, назвав их «нормализацией». Но как можно говорить о нормализации, когда Турция и Азербайджан (возьмем в данном случае конкретно Азербайджан) открыто претендуют на всю территорию Армении и Арцаха. Азербайджаном уже оккупированы территории Республики Армения в ее южной части. При этом армянские власти в лице высшего руководства, правительства и самого Пашиняна продолжают оправдывать оккупацию в Сюнике, ссылаясь на какие-то карты советского периода.

– Сегодня вопрос делимитации и демаркации государственной границы Армении остается одним из самых болезненных. Однако армянской общественности неизвестно, как и на каких основаниях проводится разграничение территорий. Сначала была система GPS, потом карты советского периода, предоставленные Азербайджаном. В итоге нас просто ставят перед фактом о сдаче той или иной территории Армении. А премьер даже применяет в своих выступлениях вместо армянских азербайджанские топонимы, например Эйвазли и Чайзам.

– Ссылки на карты или на закон об административно-территориальном делении РА являются не просто ложью, а чистейшей воды манипуляцией. Стоит отметить, что этот закон применим для внутреннего пользования и никак не влияет на разграничение внешних границ. Как видите, и тут власть использует оруэлловские методы лжи, посредством которых пытается оправдать врага, уже находящегося на территории нашей страны. Что касается карт, то невольно возникает вопрос: кого на самом деле защищают власти Армении? Уж если на то пошло, почему бы не обратиться к картам двадцатых годов, разработанным по мирному договору Вудро Вильсона? Политические экзерсисы с картами настолько нелогичны, что явно прослеживается очередная попытка нынешней власти угодить оккупантам. Кстати, на этой волне одновременно разжигаются и антироссийские настроения.

– Эти настроения уже видны невооруженным глазом. Причем, подаются они под весьма патриотичными лозунгами о собственной независимости. Насколько в нашей ситуации реален этот путь?

– Сегодня власти ведут подспудную антироссийскую политику, где Россия якобы скидывает своих сателлитов, будь то партии или страны в целом. Замечу, что подобные настроения очень удобны в канве турецко-азербайджанского тандема, поскольку именно он больше всего заинтересован в выдавливании российского присутствия как в Армении, так и в регионе в целом. Предпринимается попытка создать у населения иллюзию того, что русские согласны с условиями разделения территорий по этим картам. Но та же Россия неоднократно отмечала, что готова принять любое решение властей Республики Армения в той или иной форме. То есть тут нужно очень четко понимать, что данный процесс базируется только и только на решении самой Армении, а не на давлении извне – русских, американцев, французов. Это суверенное (насколько может быть суверенным) решение нынешней власти, которая, к сожалению, обслуживает турецко-азербайджанскую повестку. Мы сейчас не наклеиваем ярлыки, не пытаемся передергивать ситуацию. Мы просто констатируем факт.

– В трехстороннем документе от 9 ноября 2020 года было обозначено, что вооруженные силы воюющих сторон остаются в границах на момент подписания заявления. Однако, по факту Азербайджан постоянно нарушает условия этого заявления.

– Весь парадокс заключается в том, что, с точки зрения азербайджанцев, они ничего не нарушают. С другой стороны, где в данном документе есть пункт о праве азербайджанских ВС на оккупацию территории Армении? Такого пункта нет! Тем не менее постоянно муссируются слухи о том, что оккупация азербайджанскими военными отдельных участков в районе Гориса осуществляется на основе устных договоренностей.

– Устные договоренности в большой политике – нонсенс…

– В настоящее время по модулю устных договоренностей ситуация складывается следующим образом: юг Армении фактически находится под контролем вражеских государств, которые совершенно не скрывают своих намерений по оккупации всей территории Армении. И уже начали подготовительные работы в этом направлении. В частности, азербайджанский руководитель агломерата закавказских турок Ильхам Алиев запретил использовать у себя исконные армянские топонимы, заменив их на собственные азербайджанские аналоги. Чудовищность ситуации заключается в том, что со стороны армянских властей нет никаких возражений по этому поводу. Да и сам глава правительства РА уже использует азербайджанские названия в своем лексиконе. Где гарантия, что завтра власть не будет использовать азербайджанский топоним и в отношении Еревана? Возникает вопрос: такое развитие событий вытекает из содержания карт или на основании пока не озвученных устных договоренностей? Дискурс можно будет закрыть лишь только тогда, когда появится четкое понимание, ведет или нет правительство нашей страны протурецко-проазербайджанскую политику.

– Но власти Армении пытаются доказать, что в интересах собственного народа из двух зол выбирают меньшее, то есть идут на жертвы во имя будущего благополучия страны. И естественно, не признаются, во всяком случае на публику, что им близки интересы турецко-азербайджанского тандема.

– А они и не признаются в этом. Единственной функцией государственной власти является защита интересов Республики Армения. Но действительно ли их действия исходят из интересов Армении в то время, когда перекрывается, например, стратегически важная дорога на юге страны в сторону Ирана и так далее. Власти говорят, что если мы не сдадим тот или иной пункт, не выполним то или иное условие, то начнется война. Но тогда посмотрим на оборотную сторону медали, где очевиден совершенно другой расклад: если мы сдадимся, то нас уничтожат. Имея печальный исторический опыт, надеяться на другой исход не имеет смысла. Поэтому слова о том, что мы откроем новую эпоху мира, также не имеют под собой никакой основы. Это всего лишь словесная эквилибристика. В то время, когда регион Южного Кавказа находится в сильнейшей политической турбулентности, в Армении низводится до абсолютного нуля потенциал национального самосохранения.

– Может, проблема в том, что общество сегодня резко поляризировано по принципу «белые-черные», «бывшие-нынешние»?

– Думаю, мы должны побороть в себе чувство ненависти друг к другу, а также к тем, кто условно проголосовал за власть. Более того, большинство из тех, кто голосовал за власть, голосовали не за оккупацию, не за отуречивание, не за то, чтобы вопрос геноцида армян стал предметом торга. Но сейчас мы имеем то, что имеем.

– То есть не исключена вероятность того, что в угоду Турции Армения может отказаться от процесса международного признания геноцида армян? Получается, что по данному вопросу все политические достижения последних лет теряют всякий смысл?

– В зависимости от того, как власти отреагируют на предусловия наших географических соседей. Поэтому сегодня нам надо не только констатировать ситуацию, но и анализировать ее. Что нас ожидает в ближайшее время? В направлении армяно-азербайджанских отношений будут продолжаться военные провокации. В то же время под флагом полумесяца будет пробиваться проект сухопутного коридора, соединяющего Азербайджан с Турцией через Нахичевань и Армению. В этом плане и Эрдоган, и Алиев достаточно откровенны. У нас на глазах не только формируется, но и начинает реализовываться доктрина создания союза тюркских государств. Ранее было сказано о создании партии Турана. После 9 ноября 2020 года было проведено свыше шестидесяти военных мероприятий и учений с участием турецких и азербайджанских войск. На последнем этапе к ним присоединились пакистанцы. Явно видно и увеличение оборонного бюджета Азербайджана. Постоянные провокации и угрозы уже напрямую говорят о готовящейся очередной серьезной военной эскалации. Причем, она будет направлена не только против Армении, поскольку Азербайджан считает для себя армянский вопрос закрытым. В большей степени удар будет направлен в сторону Ирана и особенно России с единственной целью вытеснения российского влияния в регионе. И если Иран защищает свои южные границы, то Россия – свои северные рубежи. Турция и Азербайджан прекрасно осознают, что, пока Россия остается в регионе, пока российские войска здесь, тюркские планы неосуществимы. Но с другой стороны, на этой же волне появляются ультранационалистические лозунги партий – сателлитов нынешней власти, активно продвигают антироссийскую, а по сути протурецкую политику внутри страны.

– Для проевропейских партий-маломерок местного розлива характерен тезис: лучше турецкий ятаган или вайолет, чем русский сапог, что подхватывает определенная часть нашего населения…

– Я не принимаю эти определения, в том числе «русский сапог», по одной простой причине: русского сапога никогда не было и нет. Это атавизм еще со времен холодной войны, правда, тогда был советский сапог, который сегодня трансформировался, как фигура речи, в какую-то абстрактную пугалку. Понятно, что различные фонды и иже с ними используют это выражение. Но тогда нужно адресовать вопрос именно им: какие конкретно действия предпринимала Россия по отношению к Армении, раз вы теперь позволяете себе говорить о «русском сапоге»? И что предпринимает Турция, кроме как подталкивание нашей страны к расчленению? Впрочем, армянские власти, фактически, этому не сопротивляются. Ну как тут снова не вспомнить Оруэлла, у которого мир – это война. То есть власти, якобы неся повестку мира, действуют наоборот и приносят повестку войны. Мы и сейчас находимся в состоянии войны, хотя не летают ракеты и не падают бомбы. Но разве сегодня не стреляют? Разве сегодня не блокируют границы? Уже доходит до того, что иранские фуры досматриваются азербайджанской армией на армянской территории. Скажу больше. Армянские власти посоветовали Ирану и Азербайджану решать этот вопрос между собой. Это даже не смешно. Подобный расклад невозможно квалифицировать ни в каком поле. Также не исключено, что азербайджанские войска спровоцируют попытку эскалации в Арцахе для дискредитации, например, российских миротворцев. А когда Армении нужно будет перебросить энное количество войск и вооружения, то каким образом она сможет это сделать, если власти добровольно отсекают наши территории в пользу противника?

– Сегодня многие говорят об инертности армянского общества, связывая это с поствоенным стрессом. Да и на внеочередных парламентских выборах нынешним летом за «Гражданский договор» проголосовало на 200 тысяч человек меньше, чем в 2018 году. Таким образом, электорат партии власти сжался с одной третьей до одной четвертой населения страны. В этой связи возникает вопрос: насколько «стальной мандат» – по выражению Никола Пашиняна – дает ему полномочия принимать судьбоносные для страны решения от имени меньшинства народа?

– Парадоксальная ситуация. Демократия – это есть некая форма справедливости, которой у нас и не пахнет. Все, что сейчас происходит, очень похоже на нарыв, который в один день «созреет». Могу сказать, что люди голосовали против «бывших». Что нам делать в этой ситуации? Во-первых, выйти из иррационального поля ненависти и критики и работать с людьми хотя бы на уровне инстинкта самосохранения.

– Массовый отъезд наших соотечественников, в основном в Россию, только за первые шесть месяцев 2021 года уже превысил сто тысяч человек. В условиях Армении это достаточно ощутимые потери. То есть мы приближаемся к очередной демографической катастрофе, но уже в XXI веке?

– Действительно, при таких темпах миграции перед нами снова маячит демографическая катастрофа. Парадокс заключается в том, что большинство уезжающих – это те, кто голосовал не за будущее, а против прежних властей с расхожей фразой: «Лишь бы бывшие не вернулись». Но, к сожалению, получается так, что люди, решившие судьбу моих детей, теперь бросают свою страну и уезжают. Это еще один аспект армянской проблемы.

– Господин Абовян, как человек, имеющий опыт парламентского политеса, можете сказать, почему до сих пор многие вопросы по 44-дневной войне скрыты под грифом секретности? Понятно, что есть определенные максимы по государственной тайне. Но с обществом не считаются в таких важных вопросах, как территориальные и человеческие потери. До сих пор неизвестно количество военнопленных, погибших, пропавших без вести. Каким Вам видится выход из тупика?

– Конечно, избиратели имеют полное право на информацию. Но боюсь, что власти не документируют свои шаги. Таким образом, возвращаясь к теме устных договоренностей, можно сказать, что это тот самый случай, когда невозможно сделать запрос, поскольку он будет звучать нелепо: «Расскажите о ваших устных договоренностях». Сейчас ситуация очень схожа с известной пословицей: а Васька слушает, да ест. То есть мы критикуем, а власти все равно продолжают на основании тайных сделок совершать то, что хотят. Нам надо приложить максимум нечеловеческих усилий, чтобы что-то сдвинулось с места. Другого выхода у страны нет.

Беседу вела Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 5 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Прав Арман Абовян. Армянская власть во главе с Пашиняном ведет страну и народ не к миру, а к полному подчинению азербайджано- турецкому тандему. Это глупость и некомпетентность или предательство? Пусть решает народ. Только может настать день, когда будет поздно пить Джермук.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты