№10 (343) октябрь 2021 г.

Государство против четвертой власти, или Как закон в Армении нарушается самими законодателями

Просмотров: 2681

Работа нового армянского парламента восьмого созыва началась с череды скандалов, первым из которых стал очередной поход на прессу, для которой неожиданно ввели жесткие ограничения по передвижению в здании Национального собрания. Правда, новоизбранный спикер от партии власти Ален Симонян почему-то назвал это координацией деятельности аккредитованных там журналистов, отношения с которыми ранее «никак не регулировались».

Что касается «координации работ», то в нынешних условиях их действительно пора «урегулировать». И в первую очередь, во внутренней структуре пресс-службы законодательного органа, поскольку с приходом «бархата» она во многом утратила свои позиции из-за личных инициатив государственных мужей в фейсбучных «лайвах». «Новые власти выбрали в качестве инструмента социальные сети. И раз считают, что их слова должны распространяться через фейсбук, то зачем нужна информационная служба? Пусть распустят ее и сэкономят средства», – считает председатель Союза журналистов Армении Сатик Сейранян.

Между тем в последующие рабочие дни депутатский корпус от партии власти разбавил свой почин элементами новых репрессий. Был перекрыт доступ журналистам и операторам в ту часть здания, где расположены кабинеты парламентского большинства, периодически по настоянию спикера выключалась прямая трансляция из зала заседаний, а чуть позже их не пустили на балкон прессы. Последнее действие вполне объяснимо: с верхнего яруса прекрасно видно, как народные избранники частенько устраивали аркадные гонки и стрелялки в своих навороченных гаджетах. В лучшем случае… Видимо, во избежание утечки столь «секретной» информации парламентским журналистам было предложено альтернативное решение – встречаться с депутатами в саду Национального собрания. «Нет смысла высиживать в фойе перед монитором. С таким же успехом можно наблюдать депутатские баталии в онлайн-трансляции дома или в редакции. Но особенно впечатляет предложение работать представителям СМИ во дворе парламента в летний зной, дождливую осень и зимнюю стужу. Вряд ли найдутся энтузиасты для подобного бессмысленного героизма, поскольку наша работа превращается в абсурд. Ведь достучаться до слуг народа теперь просто невозможно», – отреагировали журналисты. Несмотря на попытки сотрудников службы безопасности пресечь протестные действия, представители масс-медиа все же прикрепили к стеклам журналистской ложи плакаты с надписями: «СМИ еще не были настолько несвободны, как во время Никола», «Никол, ты больше не журналист!». Общественности об этом инциденте стало известно благодаря депутату от партии «Айастан», бывшему журналисту Гегаму Манукяну, разместившему свой фотопост в соцсетях.

Апофеозом в противостоянии депутатов с прессой стало лишение фотокорреспондента новостного портала Panorama.am Лилиан Галстян парламентской аккредитации на основании еще не подписанного постановления председателя НС РА о «Правилах нахождения на территории и в здании НС». Сей документ, запрещающий даже фото- и видеосъемку сотрудников службы безопасности на постах, был опубликован спустя несколько дней, да и то только после запроса оппозиционного депутата. Получается, что закон откровенно нарушается самими законодателями в стенах законодательного органа. И хотя совместными усилиями адвокатов, офиса правозащитника, журналистских организаций, отдельных посольств и СМИ удалось восстановить аккредитацию одного фотокорреспондента, надеяться на системный подход власти к этому вопросу не приходится.

Стоит заметить, что на протяжении многих лет парламентский пул журналистов состоит в основном из одних и тех же хорошо узнаваемых представителей прессы, которых и депутаты, и сотрудники охраны знают не только в лицо, но и по именам. Среди них нет случайных людей. Большинство прекрасно осведомлены как об официальной, так и о кулуарной кухне парламентского закулисья. Однако за все годы с их стороны не было зафиксировано нарушений профессиональной этики. Причем, без «подписки о неразглашении». Но вряд ли на это обстоятельство обратили внимание законотворцы, считающие, что сегодня 80 процентов масс-медиа принадлежат оппозиции, главная цель которых – оскорбить и опорочить. Видимо, каждый судит по своему опыту, тем более среди нынешних представителей власти немало журналистов. А они-то уж должны помнить, как еще несколько лет назад разнузданная вакханалия на страницах оппозиционной периодики достигала небывалого цинизма в стремлении оскорбить и опорочить тех, кого сегодня именуют «бывшие». Впрочем, проблемы бывали и тогда, но остается константой факт того, что со стороны государства санкций или ограничений к «акулам пера» не применялось, да и отношение к ним было весьма либеральное. «У некоторых людей наблюдается потеря памяти. Какие-то представители газеты премьер-министра сейчас поучают нас. Остается только достать подшивки их же газеты и выложить перед ними. Власти должны сменить тональность. Нельзя так разговаривать с прессой», – заявила Сатик Сейранян в ходе инициированного Союзом журналистов Армении обсуждения на тему «Против ограничений прессы, во имя права на свободу слова и информированность».

Создается впечатление, что последние два-три года власти пытаются оградить своих депутатов от общения с журналистами, видимо, во избежание нежелательных вопросов. Впору вспомнить один из первых «декретов», вернее, проектов «бархатной» силы, предписывавший всем масс-медиа использовать в своих материалах только официальную информацию пресс- и пост-релизов с набором типовых фраз. Но такой подход не может не повлиять на качество предоставляемой обществу информации. «Каждый государственный орган или чиновник должен понимать, что обеспечение беспрепятственной работы журналистов, интервью и комментарии представителям СМИ – это их обязанность, а не проявление доброй воли», – написал в разгар конфликта на своей странице в ФБ омбудсмен Армении Арман Татоян. Но это в теории, а на практике для четвертой власти уже введены драконовские штрафы от 9 до 19 тысяч долларов или тюремное заключение сроком до двух лет за «оскорбление и клевету в отношении должностного лица при исполнении им профессиональных обязанностей».

Армянские эксперты сходятся во мнении, что столь беспрецедентных ограничений в работе представителей прессы при исполнении ими своих профессиональных обязанностей не было даже в самые сложные времена. «Высокие» чины откровенно подменяют понятие «объективная критика» на «оскорбления» с единственной целью: подать иски на неугодные СМИ. «Данная проблема отражает действительное отношение властей к демократии, правам человека и основным свободам. Глубинная причина кроется в том, что в Армении установилась и усугубляется демократическая по форме, но авторитарная по содержанию система, для которой свобода слова и СМИ являются врагами. Власть вносит очередное вопиющее ограничение, а затем имитацией обсуждения с представителями медиа предпринимается попытка оставить впечатление прогрессивных взглядов и терпимости. Это делается с откровенным цинизмом. Не исключено, что в ближайшее время пресса и свободное слово могут быть объявлены классовым врагом, который мешает властям осуществлять свои планы на основании излюбленного ими «стального» мандата», – отметила глава СЖ, одновременно подчеркнув, что данная ситуация относится не только к журналистам, поскольку отражает общественно-политическую обстановку в стране, а также отношение властей к свободам и правам человека. Считается, что свобода слова является своеобразным барометром состояния общества, по которому можно составить мнение о ситуации с правами человека в стране. Но в нашем государстве с некоторых пор первые три ветви власти (а именно: законодательная, исполнительная и судебная) пытаются писать втайне от четвертой и общества в целом свою, не поддающуюся никакой логике, историю армянского Зазеркалья…

Сергей Тигранян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты