№1 (345) январь 2022 г.

Севак Петросян: Национальный армянский танец – символ веры

Просмотров: 3357

«Танец выражает характерные черты каждой нации, особенно ее нравы и степень цивилизации».

Комитас

Своеобразие, характер, глубина и богатство истории армянского народа отражены в его танцах. Народный танец невозможно спутать ни с каким другим. В нем каждый жест, каждый шаг наполнен сакральным смыслом. Танец – телесный язык народа, сопровождающий его уже не первое тысячелетие. Танцем знаменуются все важные события в жизни отдельного человека и всей общины.

Рождение, вступление во взрослую жизнь, вступление в брак, война, смерть… Танцуют, чтобы приобретать опыт, танцуют, чтобы накапливать силы, танцуют, чтобы разделить горе и радость.

О танце и его душе мы беседуем с летописцем и исследователем армянского национального танца, хореографом Севаком Петросяном. Севак Петросян – автор проекта «Гипотезы», цель которого – исследование этимологии названий армянских танцев.

– Севак Вазгенович, расскажите о себе. Откуда Вы, как оказались в ЛРЦНК имени К.С. Мазлумяна?

– Я родом из Армении, города Севан. В 1982 году поступил в школу хореографии в Севане. По ее окончании стал солистом ансамбля народного танца «Севан» под руководством заслуженного артиста Республики Армения Енока Бадаляна.

С 1993 года по приглашению заведующего отделом по вопросам культуры и искусства администрации Лазаревского района города Сочи Крикора Сааковича Мазлумяна прибыл в Лазаревский центр армянской культуры. По рекомендации художественного руководителя народного ансамбля армянской музыки, песни и танца «Амшен» Вартана Погосяна стал солистом коллектива «Амшен», участником творческих проектов, концертных выступлений, конкурсов и фестивалей. С 1995 года стал ассистентом балетмейстера ансамбля «Амшен».

В 2009 году переехал в Туапсинский район по приглашению районного управления по вопросам образования и науки. Руководил ансамблем народного танца «Тарон», который в 2010 году успешно защитил звание «Образцовый художественный коллектив».

С 2014 по 2019 год был педагогом-хореографом школы хореографии в Москве. С 2019 года по сегодняшний день работаю в Лазаревском районном центре национальных культур имени К.С. Мазлумяна.

– Когда и как родилась идея проекта «Гипотезы»?

– Идея проекта появилась не случайно. В социальных сетях сложилось мнение, что армянский танец «Шалахо» относится также и к другим народам Кавказа и Закавказья. Моя задача состояла в том, чтобы объяснить, а точнее, выдвинуть гипотезу относительно того, что «Шалахо» – исконно армянский танец. Сформулированные мной тезисы – тому подтверждение. По той же причине был создан видеопроект о танце «Титерме», который исполняют в разной интерпретации народы, проживающие на территории Черноморского побережья. «Гипотезы» – это поиск исторической истины.

– Сейчас в публичном доступе находятся две видеогипотезы о танцах «Шалахо» и «Титерме». Какие еще материалы готовятся к публикации?

– Если позволите, не буду приоткрывать завесу тайны и называть тему новой гипотезы, поэтому скажу только, что следующий видеоматериал будет посвящен старинному музыкальному инструменту амшенских армян – кеманче.

– Для такого глубокого и полноценного исследования требуются и время, и исторические источники. На какую научную литературу, документы Вы опираетесь?

– Да, источников действительно много. Это и узкопрофессиональные, и исторические материалы. Основной источник – беседы со специалистами по фольклору, этнографии и истории Армении. Для создания проекта «Титерме» я обращался с официальными запросами в музеи истории и этнографии Италии и Греции. Изучал также исторические документы национального книгохранилища Матенадаран, консультировался со специалистами по фольклору и этнографии.

– Как давно ведется работа над проектом?

– Над проектом «Гипотезы» работаю уже второй год. Весь мой жизненный и профессиональный путь стал подготовительным этапом. Знания и опыт копились годами и дали плоды.

– Кто оказывает Вам помощь и поддержку в работе над проектом?

– Прежде всего хотел бы поблагодарить за помощь и поддержку руководителей и весь творческий коллектив Лазаревского центра армянской культуры, а также руководителей Лазаревского районного центра национальных культур имени К.С. Мазлумяна. Особую благодарность хочется выразить начальнику Лазаревского территориального отдела управления по образованию и науке администрации города Сочи Анастасии Ивановне Гнусаревой. Вклад в развитие и реализацию проекта внесли администрация Лазаревского внутригородского района Сочи и управление культуры администрации города.

Содействие и дружеское участие в реализации проекта оказали Общероссийская общественная организация «Союз армян России» и лично председатель Лазаревского отделения САР Сочи Варужан Сергеевич Дзыконян.

Начальник Лазаревского территориального отдела управления по образованию и науке администрации города Сочи Анастасия Гнусарева отметила в нашей беседе важность и образовательную ценность проекта «Гипотезы» для жителей многонационального Сочи. «Творческая и просветительская деятельность, направленная на сплочение и созидание между народами, населяющими Краснодарский край, будет получать поддержку и развитие со стороны управления по образованию и науке, – подчеркнула она. – Видеоматериалы проекта «Гипотезы» Севака Петросяна уже сейчас используются педагогами при разработке и проведении классных часов. У проекта большие перспективы, в том числе и в сфере внедрения его результатов в образовательный процесс».

– Л.Н. Толстой писал: «В танце – душа народа». Что для Вас является источником вдохновения?

– Мое вдохновение – мой народ. Из глубины веков армяне несли с собой свет и созидание. Народ, который не создан разрушать, создает нетленные культурные творения не только в камне, но и в музыке, поэзии и, конечно, танце. Танец – стихия национального характера, разные ипостаси которого я воплощал сначала как танцор, затем как хореограф, а сегодня и как исследователь. Проект «Гипотезы» – это послание из прошлого в будущее с призывом сохранять и приумножать культурные традиции наших предков.

– «Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец, как теньеровский немец, русский не так, как француз, как азиатец… Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражается в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность», – писал Н.В. Гоголь.

– Что оставили в танцах наши предки-армяне? Возможно, славу былых и грядущих побед, возможно, культурный и жизненный опыт, возможно, страсть и любовь к жизни. Мнений может быть много, и каждое будет верным по-своему, но, на мой взгляд, национальный армянский танец – символ веры. Веры в Бога. Веры в себя. Веры в будущее. Если мы не можем изменить мир, мы заставим его танцевать!

Видеоматериалы проекта «Гипотезы» размещены на интернет-канале YouTube на официальной странице ЛРЦНК им. К.С. Мазлумяна https://youtu.be/C88RcpkHSzA

Беседу вела Лиана Габрелян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты