№1 (345) январь 2022 г.

Армен Саркисянц: Уничтожение культуры и духовных ценностей приводит к деградации

Просмотров: 4925

О деятельности Фонда памяти Арно Бабаджаняна, роли культуры в жизни общества редакции газеты «Ноев Ковчег» рассказал генеральный продюсер фонда Армен Саркисянц.

– Армен, какие цели и задачи стоят перед фондом? Какова география его деятельности?

– Прежде всего разрешите поблагодарить газету «Ноев Ковчег» за внимание к деятельности фонда и поддержку в популяризации музыкального наследия Арно Бабаджаняна. Для сохранения национальной культуры, духовного климата армянского общества эта миссия сегодня важна как никогда. Ваша газета стала первым российским изданием, сообщившим летом 2017 года о том, что в честь Арно Бабаджаняна назван самолет «Аэрофлота» Boeing-777–300ER. В августе 2020 года «Ноев Ковчег» рассказал о том, что во Владивостоке имя Арно Бабаджаняна присвоено трансокеанскому танкеру.

Фонд памяти Арно Бабаджаняна был учрежден в 1990 году сыном композитора Араиком Бабаджаняном. Основная задача – сохранение творческого наследия композитора, популяризация его музыки в первую очередь среди молодого поколения. Представители фонда работают в США, Канаде, Германии, Бельгии, Франции, Швеции, Эстонии, Китае, Белоруссии, Киргизии, Казахстане и, конечно, в Армении. В России наряду с Москвой мы представлены в 30 регионах страны. Мир музыки един. Границ для нее нет. Произведения Чайковского и Бетховена звучат во всем мире, так и творчество Бабаджаняна – для всех.

– По каким направлениям ведется работа?

– Прежде всего это исполнительское мастерство, которое включает в себя три категории: 1 – симфоническую, классическую музыку, 2 – камерную и фортепианную и 3 – эстрадную музыку. Эстрадная музыка Арно Бабаджаняна пользуется особым успехом. Она доступна широким слоям населения, люди ее знают.

– Как Вы объясните такой успех?

– У песни два автора – композитор и поэт. Большая часть песен Бабаджаняна написана совместно с известными советскими поэтами – Робертом Рождественским, Евгением Евтушенко, Михаилом Таничем, Михаилом Пляцковским, Леонидом Дербеневым. Список большой. На музыку Арно Бабаджаняна были написаны не слова, как принято говорить сегодня, а стихи высокой поэзии. Эти стихи всегда проникали в суть мелодии композитора. Песни Бабаджаняна начинались с музыки, а стихи уже ложились на нее, как было и с песней «Ноктюрн». Это была концертная пьеса для фортепиано с оркестром. Уже после ухода Арно Бабаджаняна из жизни Роберт Рождественский написал по просьбе Иосифа Кобзона на эту музыку стихи. Но сначала была музыка.

– Насколько известно, Арно Бабаджанян был против того, чтобы это произведение исполнялось как песня.

– Да, однако стихи Роберта Рождественского, что называется, попали в десятку. Ноктюрн – песнь любви. Изначально предполагалось, что «Ноктюрн» – посвящение родителям композитора. По другой версии – его супруге. Роберт Рождественский написал стихи и о любви к родителям, и о любви к жене, и о любви к Родине. Родина – тоже мать. «Ноктюрн» – это посвящение и Армении, Родине композитора. «Между мною и тобою – века» и «Что бы ни случилось, ты... счастливо живи всегда», – говорится в стихах, обращенных к Армении.

– Что в планах фонда?

– Планов много. В наступающем году должна состояться презентация балета Арно Бабаджаняна в Мариинском театре. Хотим выпустить полное собрание сочинений композитора, а это 30 томов. В них будет собрано все, что написано Арно Бабаджаняном. Также планируем организовать в Армении, на родине композитора, несколько международных музыкальных фестивалей. В 2021 году фонд не проводил мероприятий в Армении. Мы решили, что сначала надо перевернуть эту черную страницу нашей истории, поэтому президентом фонда было принято решение перенести мероприятия по случаю 100-летнего юбилея Арно Бабаджаняна на 2022 год.

Таким образом, и 2022 год также станет юбилейным и будет отмечаться и в России, и в Армении, и в других странах. Так, в мае в Берлине должен состояться большой концерт памяти Арно Бабаджаняна. Юбилейные мероприятия пройдут в Армении, Казахстане, в Белоруссии. Мы надеемся, что в Москве, городе, где композитор прожил большую часть своей жизни – 45 лет, будет открыт музей Арно Бабаджаняна, а его именем будет названа улица или сквер. Композитор посвятил столице великой советской державы семь песен. И было бы правильно, если бы Москва помнила об Арно Бабаджаняне. Мы надеемся, что 2022 год подведет итоги празднования 100-летнего юбилея Бабаджаняна.

– Фонд проводит большую работу по популяризации музыкального наследия Арно Бабаджаняна: издаются книги, организуются концерты, фестивали, ведется работа со СМИ. Как Вам удается осуществлять такую разноплановую деятельность?

– То, что мы сделали и продолжаем делать – только половина наших планов, 30–40 процентов задуманного. Многие планы нуждаются в финансировании. Чтобы двигаться дальше, нужны средства.

Книга об Арно Бабаджаняне, изданная к 100-летию композитора, вышла из печати только благодаря поддержке Артура Согомоняна, предпринимателя, общественного деятеля, соучредителя Фонда русско-армянских гуманитарных инициатив «Наследие и прогресс». Сама идея книги «Арно Бабаджанян. Верни мне музыку», в которой собраны воспоминания современников о композиторе, также принадлежит Артуру Согомоняну. Фонд с большим энтузиазмом подержал ее. Большое спасибо Артуру Согомоняну. В моей практике это единственный такой случай. Как правило, это мы обращаемся в разные инстанции, к разным людям с просьбой поддержать тот или иной проект.

– Где можно приобрести книгу?

– В книжных магазинах. Часть тиража передана фонду, мы дарим книги на мероприятиях и концертах.

Официальной презентации издания пока не было. Должны были провести ее в сентябре этого года, ждали приезда в Москву президента фонда. Но по семейным обстоятельствам Ара Бабаджанян приехать не смог. Презентация состоится обязательно.

– Фонд взаимодействует с музыкальным миром Армении?

– Музыкальное сообщество Армении с вниманием и большой теплотой относится к деятельности Фонда памяти Арно Бабаджаняна. Но по библейскому выражению, нет пророка в своем отечестве. 11 ноября этого года исполнилось 38 лет со дня кончины Бабаджаняна. И за эти 38 лет на родине Бабаджаняна, в Армении, не нашлось места для создания музея композитора.

– Фонд обращался с этим вопросом к соответствующим ведомствам?

– Конечно. Нам никто не отказывал, но никто и не поддержал. Дальше обсуждений дело не шло. Сначала землю под музей выделили, затем мэрия Еревана ее отобрала. Предложили другой участок земли, который на бумаге есть, а де-факто его нет. Вопрос не решается в течение 30 лет. Мы отказались от идеи создать музей Арно Бабаджаняна в Ереване. Обратились в Министерство культуры Российской Федерации, было дано поручение, и я надеюсь, в будущем году музей композитора будет открыт в Москве. Как говорил Арно Бабаджанян, я живу в Ереване, а проживаю в Москве.

– Как Вы оцениваете нынешнюю общественно-политическую ситуацию в Армении?

– То, что происходит в Армении сегодня, было ожидаемым. Процесс деградации не происходит в одночасье, это последовательная череда определенных действий со стороны государства. Сегодняшняя ситуация – результат 30-летней «добросовестной» работы властей Армении.

Самое страшное то, что общество в Армении лишено духовности. Идут в церковь и крестят ребенка – через два часа танцуют и празднуют крещение под арабскую музыку, а в Арцахе идет война. Потеря и упадок нравственных и моральных ценностей в обществе, в отдельном человеке стали следствием 30-летней истории независимости. Из страны выдавливалась интеллигенция, закрывались учебные заведения, набирались преподаватели с низким профессиональным уровнем или отсутствием оного. Вспомним, сколько министров культуры Армении на протяжении трех десятков лет не имели к культуре никакого отношения. На этом посту находились математики, химики, спортсмены. Я ничего не имею против них, но каждый должен заниматься своим делом.

Культура для Армении – стратегически важная сфера. Армения, к сожалению, не имеет той мощной экономической базы, которая есть в Китае, России или США, и конкурировать с этими странами не сможет. Не может конкурировать в сфере военно-промышленного комплекса, других областях.

– К сегодняшнему положению Армении привело пренебрежение к культуре?

– В том числе и в большей степени. Уничтожение культуры и духовных ценностей ведет к деградации. Урод, зачатый в 1991 году, сегодня родился на свет.

Когда приезжаешь в Армению и из аэропорта едешь по проспекту Маштоца, видишь расположенные по обеим сторонам старые красивые четырехэтажные здания из черного туфа. Владелец каждого расположенного в них магазина обустраивает вход на свой манер – облицовывает этот туф то красным, то розовым мрамором, то другим каким-то камнем, полностью уродуя фасад здания. В этом тоже проявляется отношение к своей культуре. Мы обвиняем турок в том, что они взрывали армянские церкви и уничтожали хачкары, а такой же вандализм по отношению к своей архитектуре осуществляем сами.

Путь возвращения к старым добрым традициям духовности возможен только через искусство и культуру. Пока мы не возродим культуру в обществе, в каждом человеке, ничего не изменится.

Беспокоит будущее страны. Поколение, которое могло бы быть полезно стране, а это люди от 30 до 50 лет, в Армении не проживает. Кто будет заниматься обучением, воспитанием и образованием юного поколения? Сегодня Армения живет по инерции, но инерция – гаснущая сила. Если от железнодорожного состава, который несется со скоростью 100 километров в час, отцепить последний вагон, он еще будет какое-то время катиться по инерции, но все медленнее и начнет останавливаться, пока не произойдет толчок вперед, новый импульс. А новый импульс, толчок вперед должен идти именно от головы, от руководства страны.

– Инерция закончилась?

– Заканчивается. Пока еще в Армении есть люди, способные придать стране новый импульс. На концерт памяти Арно Бабаджаняна в сентябре этого года в Москву приехали музыканты квартета имени Комитаса. Пока еще есть профессионалы, профессорская школа, есть «осколки» думающей творческой интеллигенции. Но это люди преклонного возраста, и в масштабах страны их недостаточно.

– Что бы Вы пожелали читателям газеты и всем любителям музыки?

– Хочу пожелать читателям, всему трезвомыслящему обществу крепкого здоровья, сегодня нам его не хватает. Хочу пожелать духовного процветания, без духовности человек напоминает полый сосуд. А сосуд должен быть наполнен качественным духовным содержанием, а не суррогатом. Отход от классической музыки ведет к духовно-нравственному упадку. Классика создавалась на все времена, по канонам духовного развития общества, гармонии. Классика несет в себе этническое начало. У Чайковского звучит русская музыка, у Хачатуряна и Бабаджаняна – армянская. Без связи с корнями, с прошлым нет будущего. Надо возвращаться к истокам.

В канун Нового года хочу пожелать благополучия всем нашим друзьям, партнерам, меценатам, членам совета попечителей фонда. В него входят такие выдающиеся люди, как Валерий Гергиев, Армаис Камалов, Алексей Шапошников, входили ушедшие от нас Армен Джигарханян, Иосиф Кобзон, Владимир Шаинский. Когда люди такого масштаба рядом, понимаешь, что ты в этом мире не один.

Благодаря нашим партнерам в год 100-летия Арно Бабаджаняна пяти российским музыкальным школам присвоено имя композитора. Обучающиеся в них дети приобщаются к армянской духовности, через музыку познают древнюю культуру древнего народа, который когда-то был вектором развития цивилизации.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 9 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты