№1 (345) январь 2022 г.

Ваан Бабаян: Альтернативы союзу Армении с Россией нет

Просмотров: 7181

Сегодня политическое поле Армении разделено на несколько секторов, каждый из которых условно можно назвать прозападным, пророссийским, национальным, националистическим… И хотя в программе каждой партии отражена национальная идея на основе демократии, тем не менее у западников доминируют европейские ценности, свободы и, конечно, сама демократия. «Не лишне спросить, что они подразумевают под этим словом? Если грамотно донести до сознания, что на самом деле означает западная демократия, то, уверен, наша молодежь выберет мир, безопасность и благополучие для своей страны в контексте дружественных отношений с Россией», – считает председатель Партии реформистов Армении, депутат V созыва НС РА Ваан Бабаян.

– Господин Бабаян, Вы являетесь председателем Партии реформистов. Расскажите, пожалуйста, когда и с какой целью она была создана. С учетом нынешней ситуации были ли внесены изменения в ее программу?

– Партия была учреждена в 2016 году, ее цели и деятельность вытекают из понятия ценностей нации и Родины в гармоничном сочетании с мировыми идеями и достижениями. Если говорить конкретнее, то главной задачей было создание платформы, исключающей различные потрясения и революционные перевороты в нашей стране. В программе партии указано, что будущее Армении – за реформами, а не за «цветными» сценариями, которые в мире уже тогда начинали набирать обороты. Конечно, после 2018 года наши идеи стали более актуальными, поскольку на примерах многих стран, прошедших стадию революционных преобразований, становился все очевидней тот факт, что подобные перевороты не принесли им за прошедшие десятилетия никаких изменений в лучшую сторону. Поэтому в данном вопросе мы по-прежнему твердо стоим на своих позициях, ибо уверены, что Армении не нужны революции и потрясения. Ей нужны всеобъемлющие реформы. Но, к сожалению, нас не услышали тогда, нас не слышат и сегодня, вернее, не так уж много тех, кто прислушивается к нашим призывам и беспокойству о судьбе и будущем Родины.

Вторым и не менее важным пунктом нашей программы считаю добрые отношения с Россией. К сожалению, с недавних пор у определенной части общества появились настроения, близкие к антироссийской истерии, возрастающий градус которой мы наблюдаем сегодня. Я не раз обращался к этой теме, однако в обществе давно сложился устойчивый стереотип о крепких российско-армянских отношениях. В принципе так и было. Была уверенность, что Армения никогда не пойдет по пути Грузии, Украины, да и ряда других государств. Однако в последнее время все стало складываться с точностью до наоборот. Силы, пришедшие к власти в 2018 году, лишь декларативно озвучивают тезисы о продолжающемся стратегическом партнерстве или об отсутствии изменений во внешней политике с Россией. Но мы-то видим, что на самом деле это просто слова. Это уже даже не комплементарная политика. Наблюдается конкретный поворот действующей власти в сторону Запада. Сегодня Армения уже не то государство, которое было до 2018 года. Поэтому, исходя из сложившейся обстановки, деятельность нашей партии, как и в 2016 году, направлена на работу с обществом, на разъяснение создавшейся ситуации. В сегодняшних реалиях эти два важных пункта являются главными в нашей работе.

– Недавно завершились трехсторонние переговоры в Сочи между лидерами России, Армении и Азербайджана. Заявление по итогам встречи оставило впечатление недосказанности по вопросу военнопленных, делимитации и демаркации границы, статуса Нагорного Карабаха, аннексии исторических территорий Армении в Сюнике… На Ваш взгляд, что кроется за завесой такой секретности? Или нас ожидают новые неприятные сюрпризы?

– Думаю, что те, кто представлял нашу страну в Сочи на трехсторонней встрече, сознательно не затрагивали во время переговорного процесса ряд вопросов, касающихся урегулирования статуса Нагорного Карабаха на основе права нации на самоопределение, а не территориальных претензий, темы делимитации-демаркации государственной границы, постоянно существующей напряженности на участках соприкосновения, проблемы с военнопленными и другими удерживаемыми лицами, использования Азербайджаном в ходе 44-дневной войны запрещенного международными организациями фосфорного оружия. Также не было дано четких определений в отношении Сюника, разблокировки коммуникаций.

И хотя по итогам было зачитано совместное Заявление, тем не менее основные договоренности так и остались за рамками публичности, что не позволяет общественности ознакомиться с ними. Сегодня в Армении никто не может сказать, о чем конкретно шла речь на переговорах, что еще ожидает нас в ближайшем будущем. Вместе с тем вызывает озабоченность и настораживает заявление главы МИД Турции о том, что он удовлетворен армяно-азербайджанскими договоренностями в Сочи. Особенно если учесть, что до этого Чавушоглу никогда не высказывался в подобном ключе о встречах такого формата.

Между тем на фоне сочинской встречи определенная часть нашего общества вновь стала упрекать Россию в ничегонеделании. Но позвольте, если наше правительство ничего не делает в этом направлении, то почему решать наши проблемы должна Россия? Нелогично получается. Ведь на столь представительных международных площадках именно Армении необходимо поднимать волнующие ее вопросы, а не третьей стороне. Именно Армения должна быть заинтересована в этом в первую очередь.

– При обсуждении делимитации-демаркации границы обычно используется (в основном для внутреннего пользования) терминология «де-юре», «де-факто». А в итоге народ Армении оказывается уже перед свершившимся фактом сдачи тех или иных участков суверенной территории страны, которые по непонятным картам якобы раньше принадлежали Азербайджану. На встрече в Сочи президент РФ Владимир Путин отметил, что армяно-азербайджанская граница не уточнена, а Никол Пашинян продолжает утверждать, что эти территории являются азербайджанскими. То есть на трехстороннюю встречу наш глава кабмина поехал или неподготовленным, или просто для галочки, имея при этом собственное мнение о разграничении территорий?

– Тут действительно много вопросов. Если в прошлом году нам говорили о разграничении по GPS, то потом появились карты Советского Азербайджана. А теперь из заявления президента РФ мы узнаем о том, что границы до сих пор не уточнены. Получается, что целый год непонятно на каком основании некоторые наши территории заняты вооруженными силами противника. Естественно, делимитация и демаркация необходимы, это вопрос первостепенной важности. Но в первую очередь мы сами должны поставить в известность мировую общественность о том, что Азербайджан продолжает и сегодня свои агрессивные действия на территории Армении. К сожалению, мировая политика пока не слышит нас. Почему? Ответов тоже нет. Нужно скрупулезно анализировать ситуацию и искать выход из сложившейся ситуации. Уверен, что всё еще впереди.

– Сегодня в Армении небольшой кучкой грантовых содержантов озвучивается мнение о предательстве России в ходе 44-дневной войны и, как следствие, необходимости вывода 102-й российской базы, российских пограничников, миротворцев с территории Армении и Арцаха. Эти вбросы очень умело вкладываются в умы местных адептов «бархатной» власти, точнее – одной четвертой части населения. Но, к сожалению, затем их подхватывают либеральные российские СМИ с расчетом на рейтинг о массовых русофобских настроениях в Армении. Таким образом, возникает двоякая ситуация. С одной стороны, в России формируется мнение о русофобии в Армении, а в Армении аналогично пытаются создать суждение о предательской роли России. Это сопряженные звенья одной цепи, созданной по единой методичке от третьей стороны? Или экспромт нашей власти?

– Это конкретная политика заокеанских кураторов, которые мечтают о политической монополии и хотят уничтожения России как сверхдержавы. В этой связи замечу, что идет информационная война, причем не только в Армении, но и в России и в странах бывшего СССР. Это не экспромт одного человека, облеченного сегодня властью, это продуманная политика кукловодов. Сотрудники этой сети получают зарплаты и гранты за свою работу, которая заключается в наполнении контента соцсетей или ангажированных СМИ определенного рода информацией. А рядовые граждане читают или смотрят все это, порой совершенно не затрудняя себя объективным анализом. Таким образом, среди некоторой части населения Армении создается определенное мнение о России, и наоборот – такая же ситуация наблюдается в России. Хочу заметить, что нынешняя Армения, конечно, уже не та, что была до 2018 года, но тем не менее здесь далеки от тех настроений, которые просматриваются в Грузии или на Украине. Можно сказать, что Армения находится где-то посередине, и поэтому сегодня нужны антимеры для перекрытия подобных каналов. То есть должны создаваться рычаги влияния в информационном поле. Думаю, и в России, и в Армении, и в других странах СНГ есть над чем подумать в этом направлении, потому что распространение вируса русофобии, армянофобии и так далее приведет к разобщению на этнической почве, чего так добиваются заокеанские сторонники однополярного владычества. Если этого не сделать сегодня, завтра может возникнуть гораздо больше проблем.

– В продолжение сказанному Вами добавлю, что буквально в начале декабря генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил на пресс-конференции, что считает неприемлемой даже мысль о том, что у России может быть своя сфера влияния, поскольку все ее соседи – это суверенные государства…

– Мы должны понять одно: идет не только политическая война, идет цивилизационная война, когда один вид цивилизации пытается уничтожить другой. Я не буду сейчас уточнять, какие страны и организации этим занимаются, но скажу, что они реально существуют. И именно этот политический полюс стремится к изоляции России, к отделению союзников от России любыми способами. Но Армения всегда была верным и, пожалуй, единственным союзником России на Южном Кавказе. Конечно, и у нас есть персонажи, которые пытаются нанести удары по РФ. Наша задача заключается в том, чтобы мы устояли в этом сражении и нашли противодействие подобным атакам любыми способами.

– Вновь возвращаясь к теме прошлогодней войны, хочется спросить, что Вы можете сказать о «предательстве» России при выполнении или невыполнении ею своих обязательств по двустороннему договору, куда в период военных действий (в противовес Франции и США) отправились за поддержкой представители высшего эшелона власти нашей страны?

– Могу лишь напомнить предложение президента России Владимира Путина о попытке остановить войну. Но этого не случилось. Кстати, не по вине России. Тут есть много вопросов, которые ждут своего разрешения. Однако возвращаясь к теме «предательства», замечу, что такие разговоры действительно ведутся среди определенной части населения. Но здесь я всегда задаю лишь один вопрос: а кто сейчас обеспечивает мир в Нагорном Карабахе? Кто охраняет границы Армении с Азербайджаном и Турцией. Кто? Франция? США? Британия? Нет! Конечно, Россия. Это факт, с которым нельзя не считаться.

История армяно-российских отношений – это не сиюминутный порыв любви. У нас вековая дружба и история, ментальность, вера. Но рушить все это из-за грантоедов на содержании Запада представляется мне чистейшей нелепостью. 44-дневная война осенью 2020 года очень ясно показала, кто наш друг. Кроме России, ни одна страна мира (не считая формальных заявлений с их стороны) не оказала нам реальной поддержки. В конце концов, нельзя быть настолько неблагодарными по отношению к государству, которое так долго было единственным, кто возвращал и возвращает наших пленных из Азербайджана. К сожалению, сегодня в Ереване есть люди, которые все еще ждут, что Байден или Макрон придут со своей армией на помощь Армении. Они или не читали историю, или читали ту фейковую информацию, которую пытаются им вбить в голову прозападные адепты. Я не понимаю этих людей. Не понимаю категории, которыми они мыслят. Не понимаю, почему они позволяют манипулировать собой.

– Представители некоторых партий, например так называемые «полярники» из альянса «Полюс», думают, как Остап Бендер: заграница им поможет…

– Ну, у них работа такая…

– На протяжении практически трех десятков лет информационная составляющая внутренней и внешней политики оставалась в роли падчерицы. На нее не находили подходящей графы для финансирования. Хотя, например, посольство США в Армении щедро спонсировало подобные проекты, в том числе в СМИ и соцсетях, с целью пропаганды собственных идей в ущерб нашей национальной идее. Фактически сегодня мы собираем русофобский материал именно на этой почве. Ведь «мягкая сила» и народная дипломатия, о которых так любят говорить обе стороны, не могут являться определяющими векторами в межгосударственных отношениях. На Ваш взгляд, нужен ли новый, более гибкий курс в этой сфере?

– Нужно создавать новые информационные площадки с пропагандой собственных идей. Нужно поддерживать уже действующие ресурсы, которые много лет успешно работают в этом направлении. Причем поддержать их деятельность необходимо в том числе и финансово. И конечно же отдельную ставку нужно сделать на молодежную политику. Новое поколение должно четко понимать, куда может завести «демократия» западных или заокеанских кукловодов. Армения может лишиться не только своей территории, но даже своей истории. Куда может завести западная «демократия», видно на примере тех стран, где уже прошлась так называемая западная демократия. В целом же сегодня необходимо переформатирование старых методов на новые через реформирование устаревших традиций на современные. Если мы хотим жить в мире, то нужно активно привлекать молодежь в эти процессы.

– Ваан Шотаевич, в январе нынешнего года Вы представили перспективы нового движения «Сильная Армения вместе с Россией». Это политическая, экономическая или гуманитарная структура? Какие задачи ставит перед собой данная инициатива и когда реально заработает?

– Я не являюсь представителем этой организации, и, наверное, на интересующие вас вопросы более точно ответят ее непосредственные представители. Но наша партия всегда была за интеграционные, за углубленные интеграционные процессы с Россией. И мы всегда будем участвовать во всех мероприятиях, где будут обсуждаться эти вопросы, поскольку считаю, что будущее Армении связано с новой интеграционной политикой между Арменией и Россией. Снова повторю, что после 2018 года у нас недостаточно ресурсов и возможностей для обеспечения собственной стабильности. А такие площадки, направленные на интеграцию с Россией, Евразийским пространством и республиками бывшего Союза, могут привести к положительным результатам. Переиначив известную пословицу, скажу: как ни крути, все дороги все равно ведут в Москву. И мы это прекрасно знаем. Конечно, есть (что невозможно скрыть) определенная категория лиц, рассчитывающих на западную поддержку. Но повторю, ключ к стабилизации в регионе, к решению многих политических и геополитических вопросов находится не в Брюсселе, Вашингтоне или Лондоне, а в Москве.

– Приветствуя российско-армянские инициативы, Вы тем не менее отклонили приглашение участвовать в другом российско-армянском форуме – «Новое поколение – 2021». Почему?

– Я считаю этот форум исключительным проектом в области развития армяно-российских отношений под эгидой Россотрудничества. Свой мотивированный отказ я направил организаторам, где, в частности, отметил: «Высоко оценивая важность мероприятия, в котором я при иных обстоятельствах с готовностью принял бы участие, вынужден сообщить, что, исходя из политических соображений, не могу принять участие в форуме. Считаю категорически неприемлемым принимать участие в одном мероприятии вместе с представителями капитулянтских властей. С надеждой на дальнейшее сотрудничество во благо армяно-российских отношений».

– Говоря откровенно об углублении отношений между Арменией и Россией, Вы, наверное, не раз слышали упрек в том, что забываете о независимости своей страны, о ее национальных интересах? Как Вы отвечаете на подобные выпады?

– В этом случае у меня возникает встречный вопрос: а сейчас мы независимая страна? Мы были независимыми до 2018 года. А сейчас о какой независимости идет речь? Именно сейчас мы сильно зависимы. И если обратим свой взгляд на Запад, то, уверяю вас, там нас ждет Турция. Возможно, у определенной части населения турецкая зависимость считается независимостью. На наша партия против такого будущего. Объясню, почему. Это участие в НАТО, это выстраивание отношений с Турцией, где нам смутно что-то обещают. Но исходя из исторического опыта, следует понимать, что нас там может ожидать. С другой стороны, почему дружба и интеграция с Россией означает потерю собственной независимости? Поэтому здесь я отвечаю категорическим нет!

Конечно, Армения – независимая страна и должна оставаться таковой. Но независимость должна быть обеспечена безопасностью, стабильностью, спокойной жизнью, что возможно в союзе с Россией. Причем независимо от статуса юридических соглашений: будь то союз, федерация, конфедерация, евразийская интеграция или какой-либо другой формат сотрудничества. По факту название значения не имеет, потому что альтернативы союзу Армении с Россией нет. Безопасность Республики Армения будет гарантирована только военно-политическим союзом с Россией. И мы должны работать над углублением отношений с нашим северным соседом.

– Делать прогнозы в столь непростое время очень сложно. Но в преддверии Нового года хочется надеяться, что 2022 год принесет нашей стране изменения в лучшую сторону. Что бы Вы пожелали Армении и России, нашим читателям, себе, своей семье в год Тигра?

– Главное – это мир, поэтому хочу пожелать в первую очередь нашей земле мира. Но если нынешняя власть, которая уже принесла армянскому народу много горя, останется, то ни мира, ни стабильности на нашей земле не будет. Поэтому мы должны мобилизовать, сконцентрировать все наши усилия, чтобы в 2022 году освободиться от «бархатного» режима. Это касается всего армянства, потому что с потерей Армении мы потеряем себя. А этого не должно случиться. Что касается взаимоотношений с Россией, то уверен, что они будут выстроены в ключе взаимовыгодного сотрудничества, дружеских интересов и важных интеграционных процессов в различных сферах нашей деятельности. Такова сегодняшняя политическая повестка дня, которая станет возможной только после смещения нынешней власти.

Беседу вела Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 8 человек