№1 (345) январь 2022 г.

Армянский Сюник в центре глобальной геополитики

Просмотров: 3861

С самого своего создания в 1949 году процесс расширения Североатлантического альянса принял неустанный характер, все больше приближаясь к границам основного противника – СССР, а после 1991 года, с распадом Советского Союза, – к границам России. Всего за свою историю состав стран – членов НАТО расширялся семь раз, однако после присоединения к альянсу в 2017 году Черногории приходится констатировать, что процесс расширения приостановился. И основной причиной данного обстоятельства является отнюдь не снижение числа стран, стремящихся приобщиться к евроатлантической системе обеспечения безопасности. К примеру, из стран постсоветского пространства в НАТО активно стремятся соседняя с Арменией Грузия, Украина и Молдова. Однако принимать их в свои ряды в Брюсселе не спешат в первую очередь по причине территориальных проблем и конфликтов, в которые вовлечены данные страны.

Тем не менее представляется, что приостановка расширения НАТО на Восток отнюдь не стала препятствием для попыток его продвижения на все тот же Восток. Однако уже не в направлении собственно западных границ РФ, к примеру Калининградской области, а с юга в направлении стран Центральной Азии: Туркменистана, Узбекистана, Кыргызстана и Казахстана. Примечательно, что две из этих стран – Казахстан и Кыргызстан – являются членами Организации Договора о коллективной безопасности. И вот здесь самое время вспомнить о членстве в НАТО такой страны, как Турция. А также о ее роли в период существования СССР и холодной войны. Именно Турция с самого своего присоединения в 1952 году к НАТО в качестве 13-го члена этого военно-политического блока являлась аванпостом НАТО на его восточных, граничащих с СССР рубежах. И следует отметить, что с распадом Советского Союза авиабаза НАТО в турецком городе Инджирлик, а также базы у подножия расположенной на границе с Арменией горы Арарат никуда не делись. Они и сегодня по-прежнему продолжают нести боевое дежурство.

И вот здесь самое время вспомнить о «Великом Туране», «Большом Туране», а также других громких наименованиях тюркского мира, идею которого активно продвигает действующий президент Турции Реджеп Эрдоган, о политической идеологии неоосманизма, неооттоманизма, на основе которой Эрдоган и его Партия справедливости и развития вознамерились наращивать политическое влияние Турции в странах, ранее входивших в состав Османской империи. Сегодня, в XXI веке, неоосманизм стал обозначать в турецкой политике направление, где возрождение османских культурных традиций способствует росту популярности правящей ПСР. Поддержка этой идеологии правящей партией вызвала изменения в социальной политике Турции, негативно повлияв на ее республиканские и светские достижения. Дальше больше – 12 ноября на 8-м саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств в Стамбуле Тюркский совет был торжественно переименован Эрдоганом в Организацию тюркских государств. В настоящий момент в Организацию тюркских государств входят Турция, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан. В качестве наблюдателей в его деятельности участвуют Венгрия и Туркменистан.

Сам Эрдоган неоднократно заявлял, что его мечтой является появление шести государств и одной нации. Но его коалиционный партнер, лидер Партии националистического движения Девлет Бахчели пошел еще дальше и по итогам все того же тюркского саммита в Стамбуле преподнес Эрдогану «карту тюркского мира», на которой полностью или частично оказались территории 15 стран, включая Армению, Россию, Украину, Грецию, Кипр, Болгарию, Иран, Афганистан, Монголию и Китай. И то, что фотография со встречи Эрдогана с Бахчели на фоне карты «Великого Турана» была опубликована по завершении саммита Организации тюркских государств, несомненно, придало происходящему еще большую недвусмысленность. До недавних пор в Анкаре, рисуя карты «Великого Турана», закрашивали в цвета Турции лишь Азербайджан и тюркоязычные государства Центральной Азии. Но, как мы видим, со временем аппетиты стали возрастать, а турецкий экспансионизм уже сегодня наглядно проявляет себя в деле. Причем в направлении Востока – стран Центральной Азии, расположенных на постсоветском пространстве, а еще точнее – в подбрюшье России, в зоне ответственности ОДКБ.

И тем не менее на пути реализации экспансионистских планов Эрдогана в центрально-азиатском направлении есть одно препятствие, которое стоит костью в горле у турецких националистов и называется Республика Армения. И не имея возможности окончательно ликвидировать это препятствие здесь и сейчас, Турция руками «меньшего брата» Азербайджана учинила осенью прошлого года в армянском Арцахе 44-дневное кровопролитие. В результате сумев протащить в итоговое трехстороннее Заявление о перемирии с участием Армении, России и Азербайджана от 10 ноября 9-й пункт. Дабы избежать обычных в подобных случаях разночтений, процитируем пункт полностью. «Разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе. Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль над транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России. По согласованию Сторон будет обеспечено строительство новых транспортных коммуникаций, связывающих Нахичеванскую Автономную Республику с западными районами Азербайджана».

Весь прошедший после 44-дневной войны год Эрдоган и Алиев как заведенные продолжают твердить о Зангезурском коридоре. А 26 октября даже заложили его фундамент, запустив на оккупированных территориях Арцаха строительство новой автомагистрали Горадиз – Джебраил – Зангилан – Агбенд. А 28 октября Эрдоган, выступая на саммите ОЭС в Ашхабаде, особо подчеркнул значимость Зангезурского коридора в деле установления прямого дорожного сообщения между Турцией и регионом Центральной Азии. Таким образом, связь между Зангезурским коридором и реализацией экспансионистских планов Эрдогана в центрально-азиатском направлении налицо. И вот здесь возникает вопрос о мере соответствия этих планов интересам коллективного Запада в лице все того же НАТО. Для получения ответа на данный вопрос необходимо задаться несколькими другими вопросами. Риторическими. В частности, соответствует или же противоречит интересам США, Франции, других стран НАТО дальнейшее продвижение Турции, а соответственно самого НАТО на Восток? Соответствует ли их интересам окружение России с юга? Соответствует ли их интересам дальнейшая тюркизация членов ОДКБ Казахстана и Киргизии, а также Туркменистана? Соответствует ли реализация «турановских» экспансионистских планов Эрдогана на центрально-азиатском направлении политике Запада, в первую очередь США в направлении сдерживания Китая?

16 ноября Азербайджан совершил очередной неприкрытый акт военной агрессии в отношении Армении в виде атаки на позиции ВС Армении на восточном направлении на горе Цицернакар в Сюникской области страны. Локальные бои с применением артиллерии и бронетехники прекратились с 18:30 того же дня при посредничестве министра обороны РФ Сергея Шойгу. По последним данным, число погибших армянских военных достигло шести, судьба еще 20 неизвестна, в плену оказались еще 13 военнослужащих ВС Армении. Точное число потерь агрессора, как обычно в подобных случаях, не называется, но, по различным неофициальным данным, колеблется от нескольких до двухсот человек. Как и любой акт агрессии в исполнении апшеронского диктатора в отношении Арцаха и Армении, данная атака, вне всяких сомнений, была обусловлена еще одной попыткой давления на Ереван с целью получения очередных уступок в ведущихся переговорах. И здесь вновь в качестве основной цели Турции и Азербайджана на первый план выходит обретение возможности вожделенной наземной коммуникации через Сюникскую область Армении, а еще точнее – через Мегри.

Армения отреагировала на акт агрессии немедленным устным обращением к РФ в рамках Договора от 1997 года с призывом защиты своей суверенной территории и ее восстановления. В тот же день секретарь Совбеза Армении Армен Григорян анонсировал шаги Еревана как председателя ОДКБ в направлении полноценного задействования механизмов организации с целью защиты территориальной целостности Армении. Впрочем, в тот же день, 16 ноября, руководство Армении на различных уровнях дипломатических каналов проинформировало об азербайджанской агрессии не только РФ, но и США, Францию, Иран, Совбез ООН, Евросоюз, Совет Европы, ОБСЕ, другие международные структуры. В ответ на все эти обращения практически все их адресаты в общих чертах призвали Баку и… Ереван проявлять сдержанность и решать противоречия мирным путем. Особо подчеркнем, что в некоторых случаях стороны конфликта призывались к «разблокированию региональных экономических и транспортных связей в соответствии с соглашением о прекращении огня от 10 ноября и обеспечению связи между западными регионами Азербайджана и Нахичеваном».

Данная международная реакция на азербайджанское вторжение на суверенную территорию Армении представляется зеркальным отражением текущих геополитических процессов вокруг Южного Кавказа в целом и вокруг коридора через Сюникскую область Армении в частности. Турция по-прежнему является членом НАТО и по-прежнему выполняет все отведенные ей в рамках членства в альянсе функции и обязательства. В этой связи причины равноудаленности коллективного Запада в ответ на очевидное очередное проявление азербайджанской агрессии в отношении Армении налицо. Это наличие международного консенсуса в вопросе коридора через армянский Сюник. Такой коридор по понятным причинам не устраивает лишь Иран. Заручиться же согласием Москвы на предоставление возможности наземной связи через территорию Армении Турция и Азербайджан могут в единственном случае – если контроль над этим коридором будут осуществлять российские военные. Как это сказано все в том же 9-м пункте трехстороннего Заявления от 10 ноября.

Давид Степанян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 1 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты