№1 (345) январь 2022 г.

Полеты его жизни

Просмотров: 3260

3 декабря 2021 года исполняется год со дня завершения земного пути заслуженного летчика СССР, многолетнего начальника Армянского управления гражданской авиации МГА СССР (1971–1987), президента Национальной авиационной ассоциации Армении, руководителя подкомиссии по авиации Общественного совета Республики Армения, заслуженного работника транспорта Армении, кавалера двух орденов Трудового Красного Знамени Дмитрия Александровича Атбашьяна.

К этой памятной дате в Ростове-на-Дону издана книга Д.А. Атбашьяна «Моя авиация», которую Дмитрий Александрович написал в последние годы своей очень интересной и насыщенной жизни.

В предисловии к этому изданию В.Г. Шелковников, лауреат Государственнои? премии СССР в области безопасности полетов, почетныи? председатель Общественного совета Международного общественного движения «Аэронавигация без границ», отмечает: «Дмитрии? Александрович Атбашьян – человек-легенда советскои? и армянскои? авиации, заслуженныи? летчик СССР, «почетныи? Аэронавигатор»... Большую часть жизни он посвятил суровои? Арктике и своеи? любимои? Армении. В советское время под его длительным руководством в качестве начальника Армянского управления гражданскои? авиации Министерства гражданскои? авиации СССР он обеспечил показатель аэрофикации региона самого высокого значения в Советском Союзе. Он создал 14 взлетно-посадочных полос и жемчужины армянскои? авиации – аэропорты Звартноц, Гюмри, Капан... В новое время при нем был создан аэропорт Степанакерт. Человек огромного философского ума, прямои?, смелыи?, открытыи? для общения на любом уровне; великолепныи? пилот Дмитрии? Александрович всегда бился за развитие безопасности полетов, где бы он ни работал, в Арктике или в Армении».

Книга издана при содействии и поддержке Ростовского филиала Московского государственного технического университета гражданской авиации в рамках проведенной в вузе научно-практической конференции с международным участием «АвиаТранс-2021». Как отмечает директор Ростовского филиала МГТУ ГА профессор Григорий Акопов: «Данное издание представляет большой научный и практический интерес для историков, работников гражданской авиации и, разумеется, наших студентов. Дмитрий Александрович регулярно принимал активное участие в наших научно-практических конференциях, выступал перед студентами и оказывал весомую поддержку в вопросах развития двусторонних отношений с организациями гражданской авиации Республики Армения. Несколько лет назад Дмитрий Александрович рассказал мне о том, что работает над книгой «Моя авиация», и я очень признателен его супруге и дочерям, доверившим нам издание этой замечательной книги».

Особое место в книге «Моя авиация» уделено подготовке кадров для гражданской авиации Армении, отмечено, что ежегодно из авиационных учебных заведении? СССР в Армению прибывало до 600 подготовленных авиаспециалистов.

Немалую часть студентов Ростовского филиала КИИГА (ныне МГТУ ГА) составляли посланцы Армении, которые сегодня успешно работают в гражданской авиации этой страны, имея дипломы об окончании нашего вуза.

Яркую характеристику Д.А. Атбашьяну дал в свое время известный писатель и общественный деятель, народный депутат СССР Зорий Балаян, а именно: «Летопись нашей авиации зафиксировала, какая шла в республике борьба за освоение нового самолета ИЛ-86. Сопротивлялись этому не только в Москве, но и в Ереване. Ведя борьбу с противниками и оппонентами, Атбашьяну надо было одновременно готовиться к освоению супераэробусов и начинать строительство нового типа посадочных полос, аварийно-спасательной станции и других объектов, без которых Москва не отдавала… ИЛ-86. Надо было также готовить кадры. И Дмитрий Атбашьян пять месяцев провел в Ульяновске, потом перебрался во Внуково, чтобы взнуздать 350-местный гигант. Он торопился, словно боялся, что кто-то помешает… Но Атбашьян спешил не только потому, что боялся тех, кому очень не хотелось, чтобы в Армении воздвигли воздушный храм. Он словно чувствовал, что на родину нагрянет очередная беда. Да еще какая – спитакская! И когда начиная с одиннадцати часов сорока одной минуты 7 декабря 1988-го в Звартноце стали приземляться один за другим большие лайнеры под флагами ста стран, уже, увы, никто не помнил Атбашьяна. Он к тому времени стал одной из первых жертв перестройки и работал просто летчиком. Забыли, что его уволили за то, что он, «одержимый строительством аэропортов», построил сооружение, позволившее обслуживать в час две тысячи сто пассажиров».

Уникальный труд почти на шести сотнях страниц не только повествует о жизни легендарного авиатора, он открывает перед читателем исторические документы, эпохальные события и взгляд на них со стороны автора.

Книга Д.А. Атбашьяна «Моя авиация» размещена на сайте «Нахичевань.ru», ее можно прочитать по ссылке: http://nahichevan.ru/wp-content/uploads/2021/11/moja-aviacija.pdf

Анна Акопова, член Союза журналистов России www.nahichevan.ru

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 10 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты