№1 (345) январь 2022 г.

Армянский мигрант: Не хочу быть пушечным мясом для «бархатных» властей

Просмотров: 3640

Согласно данным статистики, за девять месяцев 2021 года из Армении выехало более ста тысяч человек, точнее – 103.410 наших сограждан. Для сравнения за тот же период 2018 и 2019 годов покинули страну 42 тысячи и 36 тысяч соответственно.

Отток населения стал особенно очевидным после открытия в феврале 2021 года воздушного сообщения, которое было прервано коронавирусным локдауном. Несмотря на уверения властей о возвращении наших граждан на родину, отрицательное сальдо по-прежнему сохраняется. Только за последние три месяца уходящего года цифра выросла на 33 процента. При этом можно предположить, что уезжающие из Армении люди едут отнюдь не на заработки, поскольку традиционный «хопан» начинается с середины января.

В ереванском аэропорту Звартноц российские направления остаются самыми популярными, а самолеты летят с полной загрузкой. Кстати, и по российским источникам, Армения сегодня входит там в первую тройку по числу мигрантов. И если со слов комиссара по делам диаспоры Заре Синаняна эти процессы связаны с психологическим шоком после войны, то по мнению председателя Союза работодателей Армении Гагика Макаряна, существуют и другие, более глубинные причины, связанные с неопределенностью, низким уровнем доходности, отсутствием работы и полноценных гарантий безопасности. «Люди стали руководствоваться временными категориями, поскольку нет уверенности в завтрашнем дне», – считает собеседник. Мнение эксперта подтверждают и рядовые граждане, столкнувшиеся с бытовыми неурядицами и опасающиеся возврата к голодным и холодным девяностым. «Второй раз мы этого уже не переживем, – говорит участник первой Арцахской войны Размик Мартиросян. – Да, уезжали и тогда ради элементарного выживания. Но моя семья, пока я воевал, оставалась в Армении. У нас ни на минуту не закрадывалась мысль покинуть родину. Но тогда, при всех минусах постсоветского развала, мы верили в победу, в построение нового государства. Сегодня же этой веры нет. Совершенно нет. А хаос, в который за последние три года погрузилась страна, не оставляет мне выбора. Это не дезертирство. Может, прозвучит высокопарно, но это желание сохранить наш ген. Я не хочу, чтобы мои дети были пушечным мясом для капризов некомпетентной «бархатной» власти. Хотя готов вернуться в любой момент, если стране нужна будет моя поддержка».

Можно по-разному трактовать смысл слов «отъезд» и «дезертирство», но факт нового исхода населения из Армении вполне очевиден. Причем уезжают и те, кто изначально не принял переворот, и бывшие фанаты «рюкзачков», разочаровавшиеся в своих кумирах. Причем последние особенно агрессивно вспоминают всех родственников правящей партии, обвиняя их в крушении своих надежд. «Мы всей семьей несколько раз отдавали Николу свой голос. Но сейчас вижу, что ему совершенно безразлично, как живет его «любимый» народ. У кого есть возможность, тот уезжает. А те, кто не может, остаются здесь в неизвестности. Никол спрятался за спинами охраны и снайперов. Арцах сдал. Армению откусывают по кусочкам азербайджанцы. А оппозиция в это время просто разгуливает по вечерним улицам с песнями. Цены растут ежедневно. Вот как теперь жить, если я все еще не хочу уезжать?» – задает риторический вопрос водитель такси Армен. Кстати, эта прослойка люмпенов считается самой политизированной в Ереване. Впрочем, он тут же отвечает сам себе с горькой иронией: «Зато апага ка, а вернее, апа кака». Стоит объяснить, что это предвыборный лозунг мойшаговцев, который буквально означает «будущее есть». Однако народный фольклор, используя игру слов, говорит сейчас немного по-другому: а пока – гуано! На родном армянском это получается более звучно. Хотя и тут возникает вопрос, кто тот словоблуд при власти, придумывающий подобные слоганы: от первобытно-общинного «дмб-дмб-ху», до сомнительного «апага ка»? Впрочем, если вдуматься, они полностью отражают всю суть нынешней власти, которая, судя по последним выборам в местные общины, уже не находится в фаворе даже у жителей регионов, где в 2018 году мойшаговцы имели самый мощный электорат. Конечно, этот факт говорит о многом, но, к сожалению, пока вряд ли может служить тем решающим фактором, который что-то сможет изменить в стране. Народ инертно молчит.

Александр Маркосян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты