№2 (346) февраль 2022 г.

Власти Армении торопятся открыть «эру мира» воздушным коридором с Турцией

Просмотров: 2191

После позорной капитуляции Армении в войне осенью 2020 года открытие «эры мира» с соседними далеко не дружественными государствами выглядит по меньшей мере оксюмороном. Причем это не фигура речи и не стилистическая ошибка, построенная на диаметральных противоположностях. Это назойливо продвигаемая нынешними властями новая политическая конфигурация нелогичных на сегодняшний день воздушных и наземных коридоров с Турцией и Азербайджаном.

«Торопиться в данном вопросе не следует. Регион находится на этапе активных трансформаций, и в этом свете обсуждать «повестку мира» как свершившийся факт прежде-

временно. Особенно при наличии на Южном Кавказе конфликтных очагов, содержащих в себе потенциал активизации, когда в регионе может сформироваться совершенно новая военно-политическая ситуация», – считает Чрезвычайный и Полномочный посол, бывший глава МИД Республики Арцах Арман Меликян, одновременно заметив, что после восстановления воздушного сообщения между Арменией и Турцией можно ожидать открытия армяно-турецкой границы и наземного сообщения с Азербайджаном. Но состоявшийся в середине января первый раунд консультаций спецпредставителей по процессу нормализации армяно-турецких отношений ясности не принес. Пресс-релиз внешнеполитического ведомства РА был выдержан в лучших традициях советского официоза с давно затасканными клише: «в конструктивной обстановке», «обменялись мнениями», «процесс урегулирования прошел посредством диалога». Не хватало только «круглого стола» и «теплой дружественной атмосферы». Не случайно заместитель председателя Республиканской партии РА Армен Ашотян на своей странице в ФБ написал, что от армянского народа детали данного процесса держатся в тайне, хотя о его разрушительных рисках сказано немало. Риски действительно существуют. В преддверии анонсированной встречи, да и в день самих переговоров азербайджанскими военными были в очередной раз похищены жители окрестных армянских сел. К счастью, людей удалось вернуть живыми благодаря российским миротворцам. А до этого 11 января Азербайджан устроил очередную провокацию на границе, где погибли армянские солдаты, о чем сухо сообщили пресс-службы профильных министерств. Зато армянский сегмент социальных сетей отреагировал на ситуацию мгновенно: «Это называется «эпохой мира»? Еще не открыты транспортные коммуникации, а на нашей территории уже хозяйничают «миролюбивые» соседи. Что нам ожидать в ближайшей перспективе, когда будут осуществляться регулярные полеты между Арменией и Турцией, а следом откроется сухопутный, так называемый «Зангезурский коридор»?»

И если официальный Ереван не счел нужным представить общественности более подробную информацию, то турецкие издания не поскупились на «сливы» от собственных источников. По их версии, поэтапный план урегулирования открывается в ближайшее время воздушным сообщением между двумя странами. Первой ласточкой стала базирующаяся в Ереване «дочка» молдавского лоукостера FlyOne – армянская бюджетная авиакомпания FlyOne Armenia. Получив отказ на полеты в европейском и российском небе, владельцы решили освоить другое направление – по маршруту Ереван – Стамбул – Ереван. Как сообщил председатель совета директоров компании Арам Ананян, первый рейс запланирован на 2 февраля, а полеты будут осуществляться дважды в неделю. Не менее оперативно сработали и авиационные власти по ту сторону границы, сообщив о перекрестных рейсах своего перевозчика Pegasus Airlines, к которому перейдет эстафета от обанкротившейся года три назад турецкой Atlas Global. По словам министра транспорта и инфраструктуры Турции Адиля Караисмаилоглу, данный проект стартует уже весной в рамках процесса нормализации армяно-турецких отношений, причем все решения по Южному Кавказу принимаются турецким руководством совместно с братским Азербайджаном.

Впрочем, высокопоставленный чиновник слукавил, поскольку пробный шар под названием Turkish Airlines был запущен еще осенью прошлого года по маршруту Гянджа – Нахичевань. Рейс был замечен на публичном веб-сервисе Flightradar24, позволяющем отслеживать положение лайнеров в режиме реального времени. Самолет «Боинг-737» пересек государственную границу Армении над Гегаркуником в районе озера Севан и, пролетев через Вайоц Дзор, вошел в воздушное пространство Нахичеванской автономии. И хотя власти Армении отрицали это, тем не менее факт имел место быть и ему явно предшествовали тайные переговоры, начавшиеся задолго до нынешних московских консультаций.

До сих пор неизвестно, взамен какой услуги Армения позволила географическим соседям выполнять внутренние рейсы через свою территорию. Это притом что в предыдущие годы предпринимался ряд репрессивных мер в отношении армянской авиации. В частности, 24 июля 2020 года Анкара отказалась санкционировать пролет армянского «борта №1» в своем небе; за двадцать дней до военной эскалации на карабахско-азербайджанской границе запретила самолетам с армянской регистрацией входить в турецкое воздушное пространство; в ходе осенней войны это требование распространила и на международные авиакомпании с гуманитарными грузами для Армении. Подобные факты с точностью до наоборот иллюстрируют слова Адиля Караисмаилоглу о желании наладить «добрососедские» отношения между Арменией и турецко-азербайджанским тандемом.

Нынешнюю показную переоценку политических амбиций турецкого истеблишмента армянские эксперты считают усыпляющим маневром для продвижении доктрины Великого Турана. Также, по их мнению, возобновление авиасообщения с Турцией сегодня не может считаться задачей первостепенной важности и вызывает скепсис у здравомыслящей части населения Армении. «Необходимости в этом воздушном коридоре нет, тем более и в былые годы заполняемость бортов турецкой Atlas Global оставляла желать лучшего. Следовательно, не было и сверхприбылей. После 44-дневной войны, в которой Турция принимала непосредственное участие, в армянском обществе углубилось негативное отношение к этой стране. Сегодня она уже не рассматривается в качестве туристического направления, даже с учетом разрекламированных скидок на первые перелеты, – считает тюрколог Андраник Испирян. – Здесь следует учесть другой фактор. Турция всегда заявляла о своей готовности к нормализации отношений с Арменией, но (!) на предусловиях. Сначала это был арцахский вопрос. После войны – сдача большей части Арцаха и создание транспортного коридора. Таким образом, остается открытым вопрос: в обмен на какие уступки армянских властей Турция открывает свое небо? Уверен, даже после выполнения всех требований у нее все равно появятся новые запросы. Например, отказ от признания геноцида армян и так далее. Именно поэтому концепцию любого «коридора» пока надо полностью исключить из переговоров. У Армении есть более актуальные задачи, которые необходимо срочно решать». О внешнеполитической инициативе «бархатных» властей сегодня можно и нужно говорить как о мертворожденном ребенке, а не как об «эпохальном» проекте мира, поскольку в нем полностью отсутствуют гарантии безопасности для Армении, нет четко проработанных рычагов взаимодействия и ответственности между сторонами, отсутствует решение по делимитации и демаркации границы. Как считает вице-спикер НС РА от оппозиционного блока «Армения» Ишхан Сагателян, нынешние власти даже при желании не в состоянии отстоять интересы Армении, а путем программы отуречивания ставится под сомнение существование самого государства. «Мы не против установления армяно-турецких отношений, но вопрос в том, какой ценой и взамен на что, – говорит парламентарий. – Переговоры, в том числе с Азербайджаном, были и раньше, но уступок и потерь не было, поскольку Армения не принимала предусловия. В свете сегодняшних реалий Турция осталась с теми же аппетитами, а Армения, к сожалению, ослабла». При этом, как считают в стане оппозиции, в настоящее время вести переговоры по такому общенациональному вопросу, как армяно-турецкие отношения, нельзя без соответствующих консультаций с диаспорой, поскольку ее участие может сыграть решающую роль.

Александр Маркосян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты