№2 (346) февраль 2022 г.

Сталин и Святой Эчмиадзин

Просмотров: 3097

В разгар Великой Отечественной войны Сталин изменил свое отношение к Церкви. Председатель Совнаркома СССР и Государственного комитета обороны оценил ее патриотическую деятельность, активную помощь фронту. О приеме Сталиным в 1943 году православных иерархов и позитивном отношении к их просьбам хорошо известно, как и о создании специального Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР. Но мало кто знает, что это была не единственная встреча Сталина с духовенством в годы войны. Через полтора года он принял заместителя Католикоса всех армян архиепископа Геворга Чорекчяна.

Армяно-григорианская Церковь занимала в годы Великой Отечественной войны высокогражданскую, патриотическую позицию. Она призывала своих приверженцев в стране и за ее пределами отдать все силы борьбе с фашистским агрессором, организовывала сбор средств для вооружения Красной армии. На собранные по инициативе Эчмиадзина деньги была создана танковая колонна имени Давида Сасунского, производилось оружие.

Сталин знал о нуждах Армянской Церкви и внимательно отнесся к ним. 29 октября 1943 года было подписано постановление СНК СССР о создании Совета по делам Армяно-григорианской Церкви при Совнаркоме Армянской ССР «для осуществления связи между СНК Армянской ССР и католикосом всех армян по вопросам Эчмиадзина, требующим разрешения правительства Армянской ССР». В документе было сказано «для связи с католикосом». А между тем после кончины 128-го Католикоса всех армян Хорена I в 1938 году место Католикоса оставалось вакантным. Ни в тот год, ни в последующие разрешения на проведение Собора Армянской Церкви для избрания ее главы дано не было.

19 апреля 1945 года Сталин принимает архиепископа Геворга Чорекчяна, исполнявшего обязанности Католикоса. На встрече, вспоминал владыка, он изложил Сталину несколько просьб, в том числе о необходимости провести Собор и избрать Католикоса всех армян, открыть духовные школы, монастыри, приходы, типографию для издания журнала «Эчмиадзин», восстановить при содействии государства святыню армянской Церкви – древний храм Звартноц. Ряд просьб касался верующих армян диаспоры: позволить им приезжать в СССР, вносить пожертвования Эчмиадзину в иностранной валюте, подготавливать для зарубежных приходов кадры духовенства и т.д. Сталин обещал удовлетворить все эти просьбы.

«Прием, устроенный нам И.В. Сталиным, – отмечал впоследствии Геворг Чорекчян, – нужно считать признаком удовлетворения и сочувствия Великого Человека к армянскому народу, а разрешение вопросов путем письменной резолюции – знаком доверия Эчмиадзину. Это исключительное событие». На этой встрече Сталин поручил оказать необходимую помощь в проведении Церковного Собора в Эчмиадзине И.В. Полянскому, председателю Совета по делам религиозных культов при СНК СССР. Совет был создан 19 мая 1944 года специально для организации связи между советским правительством и главами неправославных Церквей и религиозных организаций в Советском Союзе.

Почему Сталин дал добро на проведение Собора Армянской Церкви и выборы Католикоса в начале лета 1945 года? Причин может быть несколько. Возможно, глава Советского государства действовал по заранее обдуманному плану, в котором с определенного времени Церкви уделялась особая роль в создании имиджа государства как демократического и веротерпимого. Не исключено также, что, проучившись одиннадцать лет в духовных училищах и семинарии, Сталин в глубине души мог сохранить уважение к Церкви и вере. В заметно потеплевших отношениях Сталина с духовенством, возможно, был и политический резон. Выстраивание конструктивных отношений с Церковью хорошо воспринималось союзниками по антигитлеровской коалиции, в частности глубоко набожным Д.Ф. Рузвельтом. Шаги Сталина навстречу Церкви вызывали симпатии и в Англии, Канаде, Франции, где позиции религиозных организаций в обществе были весьма сильны. С удовлетворением восприняла их и русская эмиграция.

В феврале 1945 года состоялся Поместный Собор РПЦ, на который были приглашены главы автокефальных и Восточных христианских Церквей, а также иностранные журналисты. Место Патриарха в РПЦ оставалось вакантным с мая 1944 года, и на Соборе глава Русской Православной Церкви был избран. Собор прошел накануне встречи руководителей стран антигитлеровской коалиции в Ялте.

По похожему сценарию развивалась ситуация и с проведением Собора Армянской Церкви. Во время встречи Сталина с архиепископом Геворгом Чорекчяном, кандидатом на пост Католикоса, были обговорены практически все вопросы, требующие разрешения. Дату открытия Собора назначили на конец июня 1945 года. В конце июля 1945 года должна была состояться конференция глав антигитлеровской коалиции в Потсдаме.

Армянская Церковь уникальна. Она поддерживает духовную связь с миллионами армян по всему миру, объединяя их и являясь для них авторитетом. Тысячами невидимых нитей проживающие в разных странах армяне связаны с Эчмиадзином. Проведение в Эчмиадзине Церковного Собора могло иметь большой положительный отклик во всей мировой армянской диаспоре. Армяне повсюду зарекомендовали себя талантливыми коммерсантами, банкирами, промышленниками, учеными. Многие из них представляли состоятельную и влиятельную часть общества, были готовы поддержать Святой Эчмиадзин и морально, и материально. Приезд в древний Эчмиадзин представителей религиозных общин армян со всего света способствовал бы еще большему повышению международного престижа СССР.

На Собор в Эчмиадзин съехались 111 делегатов из Советского Союза и 15 стран мира. В числе участников были Католикос Киликии Гарегин I, Патриарх Иерусалимский Кюрег II, начальник Египетской епархии епископ Мамбре Сирунян, руководитель Европейской епархии архиепископ Артавазд Сюрмеян, а также делегаты от армянских общин из Англии, Франции, США, Индии, Болгарии, Румынии, Ирана, Сирии, Ливана, Египта и других стран. На Соборе присутствовал делегат из Румынии архимандрит Вазген Балджян, будущий Католикос всех армян Вазген I.

Особое внимание было оказано английскому гостю – Хьюлетту Джонсону, настоятелю Кентерберийского собора, который в те дни путешествовал по стране по личному приглашению Сталина. С Джонсоном, председателем английского Объединенного Комитета помощи Советскому Союзу и вице-председателем Лондонского общества культурного сближения с СССР, Сталина связывала оживленная переписка. Джонсон испытывал к Сталину большую личную симпатию. В одном из писем к нему Джонсон писал: «Под вдохновенным руководством своего великого вождя Сталина Красная армия демонстрирует всему миру то, что социализм дал Советскому Союзу… Я приветствую доблестную Красную армию, ее организаторов, генералов и ее великого вождя Сталина».

Сталин ценил контакты с Джонсоном. В своих письмах он передавал Джонсону теплые пожелания, приглашал посетить Советский Союз. Первая делегация Англиканской Церкви во главе с архиепископом Йоркским посетила Москву еще в конце 1943 года. Следующий визит Англиканской Церкви в СССР состоялся через полтора года. В составе делегации находился Джонсон. Поездка по стране началась 6 июня и продолжалась месяц. Делегация посетила Ленинград, Москву, затем Армению. Присутствие Джонсона на Соборе Армянской Церкви в Эчмиадзине стало центральным пунктом его визита в Советский Союз.

Выступая на пресс-конференции по случаю проведения Собора Армянской Церкви, Джонсон сказал: «В соответствии с провозглашенной советской властью свободой совести и равенства всех в вероисповедании Армянская Церковь начинает новую жизнь…» Джонсон отметил, что «полностью и от всего сердца согласен с тем, что области, отторгнутые Турцией, должны быть как можно скорее возвращены Армении. Декларация Национального совета армян Америки, по моему мнению, вполне справедлива и обоснованна. Турция намеренно задерживала нормальное экономическое развитие отторгнутых областей. Население до сих пор непропорционально мало, в то время как их законные обитатели рассеяны по всему миру. Турция с невероятной жестокостью истребляла армянское население. Державы-победительницы после Первой мировой войны заявили, что справедливость требует возвращения этих областей их законным владельцам. То, что было записано тогда, должно быть проведено в жизнь теперь».

Эти слова Джонсона полностью отвечали позиции Сталина. 7 июля 1945 года Джонсон был приглашен в Кремль, где его принимал Сталин. 20 июля в Кремле Джонсону была вручена высокая правительственная награда – орден Трудового Красного Знамени.

На соборе Армянской Церкви в Эчмиадзине наряду с зарубежными представителями и делегатами присутствовали рабочие, служащие, врачи, инженеры, ученые, академики, архитекторы, адвокаты, литераторы. Собор стал поистине полномочным и авторитетным высшим собранием Армянской Церкви.

16 июня 1945 года в зале духовной академии в Эчмиадзине Собор начал свою работу «для избрания Католикоса всех армян и принятия Конституции Армянской Церкви». Собор дважды – в начале работы и по завершении – принимал обращение к Сталину. В обращении говорилось: «Делегаты Всеармянского Церковного Собора… считают своим приятным долгом выразить Вам, товарищ Сталин, свою сердечную благодарность. …Мы глубоко сознаем, что все это возможно стало лишь потому, что армянский народ имеет счастье быть членом великого Советского Союза и пользоваться Вашим отеческим попечением и благосклонным вниманием. Мы питаем большую надежду, что государственная и политическая мудрость Советского Союза найдет также пути и исход для устранения той несправедливости, жертвой которой стал армянский народ со времени Первой мировой войны».

Со специальным посланием к Сталину обратились иностранные делегаты и гости, заявившие о своей признательности и благодарности за предоставленную возможность посетить любимую родину, оказанное гостеприимство в «цветущей и свободной Армении».

Собор подготовил и обнародовал «Обращение ко всему христианскому миру», в котором отмечалось, что «христианские религии и Церкви призваны сыграть чрезвычайную роль – это воплощение в жизнь идеи братства, справедливости и свободы в жизни всего христианского мира и человечества». Особое место в обращении уделялось критике позиций Ватикана, который, как указывалось, «ввязывается в политические цели, препятствуя тем самым претворению в жизнь возвышенных целей христианства, и защищает немецкую разрушительную силу, которая явилась источником бедствия для всего человечества». Это обращение подписали руководители всех религиозных организаций, присутствовавшие на Соборе.

Собор в Эчмиадзине выполнил главную задачу – на нем был избран Католикос всех армян. Им стал архиепископ Геворг Чорекчян, принявший после возведения в сан имя Геворг VI. Из 111 делегатов 110 отдали свои голоса за его кандидатуру. Сам Геворг Чорекчян из скромности от голосования воздержался.

Геворг Хачатурович Чорекчян родился в 1869 году. Получил духовное образование в Эчмиадзине, светское – в Лейпцигском университете. Окончил также консерваторию, был образованным, высококультурным, духовным человеком. В 1913 году он посвящается в сан архимандрита, а в 1917 году становится епископом. В 1938 году становится заместителем Католикоса всех армян. Все, знавшие Геворга Чорекчяна, подчеркивали его исключительные человеческие качества, патриотизм и гражданскую смелость.

На Соборе от имени советского правительства выступал председатель Совета по делам религий при СНК СССР И.В. Полянский. Он отмечал большую роль Армянской Церкви в патриотической и миротворческой деятельности в период Великой Отечественной войны. «Роль Армянской Церкви, роль хранительницы национального единства, – сказал Полянский, – не может считаться законченной и в настоящее время, особенно в условиях рассеяния армянского народа по всему миру». Полянский особо отметил, что «между Советом (по делам религий. – Ред.) и руководством Армянской Церкви установились такие отношения, которые способствуют разрешению всех вопросов». От имени председателя Совнаркома СССР Полянский передал Католикосу в подарок легковой автомобиль ЗИС. Таков был жест Сталина.

В одном из своих писем Полянскому Католикос Геворг VI писал: «Заботами Советского правительства и возрожденной цветущей Советской Армении возродилась Армянская Церковь, и верующие армяне имеют полное основание быть бесконечно признательными Советскому правительству и его главе Великому Сталину». Личные заслуги Католикоса Геворга VI были оценены руководством страны, он был награжден медалью «За оборону Кавказа».

Церковный Собор 1945 года вдохнул новые силы в древний Эчмиадзин. В структуре Армянской Церкви в 1945 году открылись 6 епархий в СССР и 6 – за рубежом: на Балканах, Ближнем Востоке, в США, Южной Америке, Западной Европе. Была принята Конституция Армянской Церкви. В Эчмиадзине, как и обещал Сталин, были возрождены духовные школы, монастырь, типография, налажен выпуск церковного журнала. Было разрешено получать материальную помощь от зарубежных общин. Положение Церкви улучшалось и вследствие других причин – число приходов Армянской Церкви и монастырей в СССР возрастало.

Как свидетельствует история, Сталин с уважением отнесся к чаяниям армянского народа, который вместе со всем прогрессивным человечеством участвовал в разгроме фашизма и мечтал о мире, укреплению которого служила и Армянская Церковь.

По материалам журнала «Агитатор»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 21 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты