№2 (346) февраль 2022 г.

«Щелкунчик» снова в Ереване, и снова добро побеждает зло

Просмотров: 2085

В то время как под занавес 2021 года в Берлине запретили к показу балет «Щелкунчик» из-за нетолерантного «блэкфейса» одного из персонажей, ереванский зритель соприкоснулся с магией этой рождественской сказки на сцене Национального академического театра оперы и балета им. Спендиарова. После тридцатилетнего перерыва долгожданная премьера состоялась в дни зимних каникул, что очень порадовало ребятишек и их родителей.

Впрочем, пятью годами ранее здесь попытались воссоздать анимационную 3D-версию балета, в котором приняли участие воспитанники Государственного хореографического училища. По мнению строгих критиков, столь современное прочтение старой сказки стало в мире классического танцевального искусства своеобразным ноу-хау, где органично переплелись волшебная музыка, «нарисованное» трехмерное пространство и живые персонажи. Что касается нынешней постановки, то в этот раз критики и зрители были на редкость единодушны: новогодняя сказка в исполнении армянских танцоров заслуживает самой высокой оценки. Не случайно все дни показа прошли при аншлаге. «Еще в репетиционный период билеты на спектакли были полностью распроданы. Думаю, феномен этого шедевра заключается в том, что общество (независимо от временных рамок и географии) нуждается в сказке, позитиве, празднике. И в данном случае новогодняя фантазия и интерес общества полностью совпали», – считает приглашенный в театр известный балетмейстер, заслуженный деятель искусств России, народный артист Татарстана Георгий Ковтун. На его счету более 300 балетных спектаклей, хореографических миниатюр, мюзиклов и оперетт, представленных на театральных подмостках стран бывшего СССР. Большой успех имел балет «Спартак» Арама Хачатуряна в Михайловском театре Санкт-Петербурга. Над «Щелкунчиком» российский балетмейстер работал в разных странах мира, однако считает, что в Ереване получилось совершенно новое действо. «Таких спектаклей я еще нигде не ставил. Во-первых, каждый театр имеет свои краски, свою ауру, свою душу. Но именно здесь я поменял личное отношение к произведению. Последний раз мне пришлось поработать над ним за рубежом примерно лет восемь назад. За прошедшие годы, естественно, что-то изменилось в моем мировоззрении, многое начинаю воспринимать иначе. Я благодарен армянской стороне за приглашение к сотрудничеству. В Ереване очень благодарный зритель, интересная балетная труппа и потрясающие артисты, многие из которых могут стать украшением любой сцены мира», – сказал собеседник, одновременно добавив, что главным итогом своей работы считает возвращение армянским детям доброй музыкальной сказки, которая сегодня востребована во всем мире.

Хотя еще полтора-два века назад ее соавторы вряд ли могли предугадать столь ошеломительный успех своего детища. Рождественская повесть немецкого писателя Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» была включена на его родине в общий сборник сказок, но особым вниманием не пользовалась. Позже Александр Дюма представил переработанную версию под собственным названием «История Щелкунчика». Русский композитор Петр Чайковский написал музыку, а французский танцор и главный балетмейстер России Мариус Петипа впервые поставил на пуанты сказку о зубастике-орехоколе в Мариинском театре 18 декабря 1892 года. Некоторые критики посчитали тогда спектакль скучным. Да и сам Чайковский признавался, что балет ему не нравится из-за «аляповатости». В последующие годы не раз предпринимались попытки переосмыслить сказочную феерию различными интерпретациями. Однако триумфальное шествие «Щелкунчика» по миру началось много позже – с легендарной постановки Юрия Григоровича в 1966 году на сцене Большого театра. Именно тогда мировая пресса запестрела заголовками о «новой жемчужине советского балета».

В свои 130 лет балетная сказка, где добро побеждает темные силы зла, остается по-прежнему юной и актуальной. Примечательно, что в преддверии юбилея премьера классической хореографии состоялась и в Ереване, подарив армянским зрителям незабываемую встречу с замечательными артистами. Причем выход каждого из них встречался бурными аплодисментами, постольку в любом па чувствовалась завершенная филигранность великолепного исполнения. Да и волнующая музыка Чайковского с переходами от лирической романтики до трагических глубин не могла оставить равнодушными никого. «Мне хотелось, чтобы в наше трудное время получилась постановка, музыкальная драматургия которой захватывала бы добротой, теплом, любовью. Доброта ведь никогда не пропадает, она возвращается сторицей», – говорит директор оперного театра, дирижер Карен Дургарян. «Щелкунчик» уже прописался в репертуаре отечественного Театра оперы и балета, но это не означает, что его увидят только в столице. В скором времени сказочные герои собираются отправиться в гастрольное турне по регионам Армении.

Сергей Тигранян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты