№3 (347) март 2022 г.

Кисломолочный скандал на географической кухне

Просмотров: 2997

Заверения в добрососедских отношениях при перекрестных визитах высокопоставленных чиновников Армении и Грузии неожиданно скисли в начале февраля. И пока официальные Ереван и Тбилиси хранили гордое молчание, в прессе развернулись нешуточные баталии по поводу наименования кисломолочного продукта, производимого в обеих странах по схожей технологии.

Традиционный армянский мацун был объявлен в соседней республике вне закона, поскольку еще в 2012 году Грузия зарегистрировала собственный продукт со схожим названием «мацони» как географическое указание. Сделано это было на основании лиссабонского соглашения (Geographical indication, GI) от 1958 года об охране торговых марок. Хотя в Грузии нет ни одного подобного топонима, даже отдаленно близкого по звучанию. Но именно это обстоятельство теперь перекроет армянскому продукту с маркировкой «мацун» транзит через грузинскую территорию в третьи страны. Логика грузин понятна. При быстром развитии сферы туризма и ресторанного сервиса популярные блюда национальной кухни могут принести неплохие дивиденды. Если, конечно, умело раскрутить их под собственным брендом, что сегодня происходит в Грузии.

Правда, как отметила и.о. главы офиса интеллектуальной собственности Министерства экономики РА Кристине Гамбарян, история тянется с 2011 года, когда уполномоченные армянской стороны подали официальное возражение против регистрации наименования «мацони» в соответствующие органы Европейского союза и Грузии. К сожалению, оно не было принято во внимание, а в самой Армении чиновники почему-то забыли об инциденте на целое десятилетие. Зато сегодня во избежание таможенных тёрок некоторые производители мацуна уже изменили название своей продукции на «Армянский горный йогурт». Решение отечественных владельцев молочного бизнеса понятно: в жестких условиях рыночной конъюнктуры изменение логистической карты приведет к дополнительным расходам. Однако подобный хитрый ход с переименованием не гарантирует от претензий со стороны Болгарии, считающейся родиной йогурта.

И если армянский официоз и местный бизнес прогнулись под необоснованные претензии грузинской стороны, то общественность, лингвисты, технологи, языковеды да и просто неравнодушные люди не пустили проблему на самотек, считая политико-экономические передряги в регионе делом неправильным и неправым, особенно в столь непростой период истории. «Я не знаю, может быть, тут присутствует чисто политический вопрос, но мацун – исключительно армянское явление. Армянская кулинария считается одной из древнейших на Южном Кавказе. Еще 2500 лет назад армяне освоили процесс выпечки хлеба, что говорит об использовании рецептуры мацуна, – считает главный повар Армении, глава общественной организации «Развитие и сохранение армянских кулинарных традиций» Седрак Мамулян. – Даже смешно добавлять к окончанию букву «о» или «и». Ведь само слово произошло от армянского глагола «мацел» – «заквашивать», а не от географического названия. Кстати, название продукта часто встречается у средневековых армянских авторов, в частности у Ованеса Ерзнкаци, Григора Татеваци, Григора Магистроса. Последний в своих трудах по грамматике еще в начале первого тысячелетия дает подробное описание происхождения названия этого продукта».

Более профессионально тему этимологии раскрыли филологи, отметив, что слово «мацун» действительно означает «мазать, свертываться, заквашивать», восходит к общему корню индо-европейской группы, куда относится и армянский язык. В дальнейшем при заимствовании оно перешло в персидский, санскрит, греческий, грузинский и другие языки. Примеров подобных множество. «Все переходы терминологии безупречны. А когнаты, то есть однокоренные слова в других самостоятельных языках, вполне логичны, – считает кандидат филологических наук Наталья Белуянц. – Исходя из вышесказанного, еще раз подчеркну, что грузинское слово «мацони» заимствовано из армянского языка. Как и грузинский ?araki от армянского слова «карак», означающий сливочное масло. Вот только в Армении никому не приходило в голову привязывать процесс производства национальных продуктов к географической точке, чтобы потом предъявлять соседям права на собственную эксклюзивность. Не буду говорить о технологиях приготовления кисломолочных продуктов. За небольшими исключениями, от Европы до Азии она практически везде одинаковая. Поэтому желание наших соседей замесить кисломолочный скандал на основе собственной географии больше похоже на провокацию».

А провокация все-таки случилась в эфире грузинского телеканала «Имеди», когда 9 февраля в сюжете «Грузинский мацони против армянского мацуна» на фоновой картинке появились надписи на армянском языке: «Карабах – это Азербайджан» и «Толма тоже азербайджанская». После ноты протеста армянского посольства в МИД Грузии телекомпания официально извинилась за произошедшее, заявив о «технической ошибке». «Можно, конечно, сделать вид, что поверили такой случайности, хотя в данном случае отчетливо видно, чьи уши торчат за всей этой гнусной проделкой. Алгоритм такого отношения можно прокомментировать известной фразой: кто платит, тот и девушку танцует. Жаль, что все это выглядит очень дешево, хотя недешево оплачивается. А вот исполнителям «технической ошибки» хочется напомнить недавние угрозы директора Института истории АН Азербайджана Ягуба Махмудова, заявившего, что Восточная Грузия – исконные азербайджанские земли, Тифлис – древний азербайджанский город, а потому мазутный султанат вправе предъявить права на свои исторические территории. Других вариантов, кроме кнута и пряника, для объяснения поведения грузинской стороны не просматривается», – мгновенно отреагировала виртуальная общественность Армении, выдвинув на первый план классические вопросы: кто виноват и что делать?

На них попыталась ответить пресс-секретарь Министерства экономики Гаянэ Антонян: «Уже имеется договоренность, где в рамках совместной рабочей группы мы должны договориться с Грузией о том, что их «мацони» можно беспрепятственно импортировать на нашу территорию, а наш «мацун» свободно экспортировать в Грузию. Также предполагается, что они позволят перемещать его транзитом для экспорта, например, в Россию. Планируется дать вопросу правовое решение. Как ожидается, соглашение будет подписано сроком на 5 лет». Невнятная перспектива придает ситуации оттенок трагикомичности, поскольку непроизвольно наводит на мысль: какие еще санкции придумает грузинская сторона завтра, чтобы убрать своего конкурента с внешнего рынка? Сегодня из-за блажи соседей, издавших приказ под грифом «для внутреннего пользования», армянский мацун в экспортном варианте приказал долго жить. При этом нам милостиво разрешили пользоваться продуктом «мацун» у себя на территории, но как-то тайком, озираясь, чтобы другие страны об этом не узнали. Кстати, соседний Иран, через который также проходит транспортный коридор, до подобных претензий не опустился. Хотя иранцы тоже производят собственную ферментированную молочку.

Между тем туристическая сфера, гостиничный сервис и ресторанный бизнес уже много лет относятся к приоритетам армянской экономики, а потому аутентичные продукты считаются визитной карточкой страны. Однако, исходя из нынешних реалий, заданные лозунги и национальные бренды остаются всего лишь параллельными прямыми, которые, как известно, никогда не пересекаются. Исконно армянские продукты (будь то материальное или нематериальное наследие) с недавних пор послушно задвигаются в угол. Причем ЮНЕСКО здесь нам не в помощь, особенно если вспомнить постоянные скандалы с толмой, лавашем, коврами, на авторство которых претендует Азербайджан. Существуют еще международные арбитражные организации, где оспариваются подобного рода случаи. Но для этого нужны политическая воля и грамотные юристы по вопросам интеллектуальной собственности в рамках международного права. И только в этом случае можно будет добиться справедливого решения. Однако на сегодняшний день политической воли для эффективной защиты национальных интересов на государственном уровне не наблюдается. А это значит, что популяризация армянского мира под маркой «Сделано в Армении» всего лишь лицемерная маска, скрывающая безразличие тех, кто в первую очередь должен быть заинтересован в этом проекте.

Александр Маркосян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты