№3 (347) март 2022 г.

Законопроектом «Об оккупированных территориях Арцаха» Алиеву дают понять, что новый статус-кво также не вечен

Просмотров: 3121

1 февраля стало известно о состоявшемся 27 января вводе в обращение в регламент Национального Собрания Республики Арцах проекта закона «Об оккупированных территориях Арцаха». Проект был разработан с участием всех пяти парламентских фракций. Планируется его принятие на всех этапах. В соответствии с регламентом НС, 16 февраля проект был рассмотрен в первом чтении. Основные пункты законопроекта указывают на безальтернативность сохранения за Арцахом закрепленных за ним Конституцией территорий, а также на необходимость получения иностранными компаниями разрешения правительства Арцаха на деятельность на его оккупированных территориях.

4 февраля Национальное Собрание Республики Арцах опубликовало законопроект на своем официальном сайте. Примечательно, что данный документ определяет правовой статус территорий Арцаха, оккупированных Азербайджаном в результате совместной с Турцией и международными террористами военной агрессии осенью 2020 года. А также арцахских территорий, оккупированных Азербайджаном в ??1991–1994 годах и в 2016 году. Законопроект также регулирует отношения, связанные с распространяемым на оккупированные территории особым правовым режимом, особенностями деятельности органов государственного управления, местного самоуправления и организаций, с правами и свободами человека и граждан, а также охраной и защитой прав и интересов юридических лиц. Согласно документу, в качестве оккупированных определяются территории, отмеченные в «Законе об административно-территориальном делении Нагорно-Карабахской Республики» и оказавшиеся под контролем Азербайджана. Иными словами, содержание законопроекта сводится к требованию деоккупации арцахских территорий не только до границ от 1994 года, но и по части восстановления всех территорий бывшей НКАО, включая Шаумянский район.

Законопроект особо оговаривает условия въезда, выезда и передвижения иностранных лиц на оккупированных территориях. А именно: исключительно в порядке, установленном законодательством Республики Арцах, нарушение коего влечет ответственность, установленную законодательством Республики Арцах. Аналогичным образом в документе определена любая хозяйственная деятельность на оккупированных территориях. Деятельность, требующая лицензии, разрешения, регистрации, и любое строительство осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Арцах. Нарушение чего влечет ответственность, установленную арцахским законодательством. Доходы, имущество и средства, полученные в результате любой хозяйственной деятельности, осуществленной с нарушением законодательства Республики Арцах на оккупированных территориях, а также возведенные в результате строительства здания являются незаконными и вызывают последствия, установленные законодательством Арцаха.

В целом сам факт появления в обращении в Арцахе данного законопроекта является достаточно любопытным. В первую очередь в силу того, что о факте оккупации Азербайджаном закрепленных за Республикой Арцах ее Конституцией территорий на официальном языке заговорили впервые начиная с 27 сентября 2020 года. Официальные лица в Арцахе, не говоря уже об Армении, фактически молча проглотили итоги 44-дневной азербайджано-турецкой агрессии. Итоги, оформленные трехсторонним Заявлением от 9 ноября 2020 года. По сути, представленный в НС Арцаха проект закона «Об оккупированных территориях Арцаха» призван определить и дать правовую формулировку итогам 44-дневной агрессии Азербайджана в отношении Арцаха и его жителей. В этом свете данный документ и инициатива в целом выглядят вполне естественно, гармонично укладываясь в рамки международной практики. Особенно с учетом сформированного в законопроекте широкого круга правовых проблем, проблем, связанных со статусом беженцев, топонимов и подвергшихся агрессии и оккупации территорий.

Необходимо подчеркнуть, что предусмотренная законопроектом ответственность за оккупацию арцахских территорий, необходимость согласования со Степанакертом любых инвестиций, экономической, гуманитарной деятельности на оккупированных территориях, проблемы, связанные с культурно-историческим наследием, вне всяких сомнений, создают совершенно новые реалии как минимум в правовом поле. И в случае грамотного продвижения вперед с этими реалиями придется считаться всем, включая сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Здесь представляется важным подчеркнуть факт нарушения в результате азербайджано-турецкой агрессии двух из трех международных принципов, на основе которых начиная с 1992 года, собственно, идет урегулирование конфликта: принципа территориальной целостности и принципа неприменения силы. И доказывать все это вполне возможно и нужно, в том числе отталкиваясь от закона «Об оккупированных территориях Арцаха».

Приветствуя саму идею данного законопроекта, руководитель Международного центра человеческого развития, бывший советник президента Армении Теван Погосян считает, что следующим логическим шагом должно стать инициирование в Национальном Собрании Армении процесса признания Арцаха. В текущих реалиях принятие подобного законопроекта представляется аналитику крайне важным. Особенно в условиях, когда Армения, по сути, уже не является гарантом безопасности Арцаха. Причем уже не только де-юре, но и де-факто. Что, по его оценкам, наглядно проявляется в бездеятельности Еревана хотя бы в отношении готовящегося в арцахском парламенте законопроекта об оккупации территорий Республики Арцах Азербайджаном. В целом же представляется возможным охарактеризовать данный законопроект как политический акт, отражающий смену позиций в Степанакерте. Речь идет о том, что начиная с 9 ноября 2020 года из Арцаха звучали совершенно иные утверждения, отражающие логику поствоенного процесса в рамках все того же московского Заявления. Меж тем сегодня практически те же самые, изъявлявшие приверженность Заявлению от 9 ноября арцахские политики сегодня делают прямо противоположные заявления, что должно иметь и обязательно имеет под собой серьезную мотивацию.

Последняя, как представляется, имеет конкретных бенефициаров в Москве. И никоим образом не умаляя важности и национальной ориентированности инициативы арцахских парламентариев, полностью исключать российский след в ее формировании также не приходится. В данном конкретном случае законопроект «Об оккупированных территориях Арцаха» можно и нужно рассматривать как акт проявления политической демонстрации, в свою очередь являющийся результатом геополитического влияния РФ. Иными словами, проект закона адресован Баку и является политическим месседжем Москвы, общая суть которого сводится к угрозе предъявления требований арцахских армян на все приобретения Азербайджана, осуществленные при фактическом непротивлении РФ. В этот раз уже при российской поддержке.

Во всем этом остается главный вопрос: какова может быть мотивация Москвы в деле поддержки инициативы арцахских законодателей? Ответ на данный вопрос видится в хронологии последних событий. Событий вокруг Украины, в которых Баку и, главное, Анкара фактически открыто поддержали Киев, пренебрегая интересами Москвы. Той самой Москвы, которая интересы Эрдогана и Алиева в ходе осенней 44-дневной операции в Арцахе приняла к сведению и учла. Что, вне всяких сомнений, выразилось в формировании новой разделительной линии между арцахцами и азербайджанскими агрессорами. В результате чего Гадрутский район Арцаха и, самое главное, город-крепость Шуши оказались под контролем пожизненного правителя Азербайджана. Представляется возможным предположить, что Москва явно дает понять партнерам в Баку и Анкаре, что текущий статус-кво не вечен и при соответствующем желании его можно сломить, так же как осенью 2020-го был сломлен статус-кво от 1994 года.

В Москве поведение Эрдогана и, главное, Алиева также приняли к сведению. Особенно выраженную по итогам недавнего украинского вояжа Алиева готовность Баку увеличить поставки газа в находящуюся в этом плане в весьма деликатном положении Европу. Таким образом, можно констатировать, что время появления в обращении законопроекта «Об оккупированных территориях Арцаха» было выбрано совершенно не случайно. И арцахцы предварительно заручились одобрением Москвы относительно инициирования подобного законопроекта. При всем уважении к арцахским парламентариям, одной их политической воли для принятия подобного решения все же, представляется, недостаточно. И в заключение, думаю, необходимо упомянуть еще один немаловажный фактор – рабочий визит президента Республики Арцах Араика Арутюняна в Москву, в ходе которого арцахский президент провел встречу с российскими чиновниками, обсудив гуманитарные и другие вопросы. Визит, странным образом совпавший с законодательной инициативой арцахских парламентариев и вызвавший в Баку очередной виток истерического недовольства.

Давид Степанян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

  1. В январе и феврале руководство Арцаха издавало законопроект об оккупированных Азербайджаном территориях, а в апреле Пашинян просто сдал Арцах. Не могу понять депутатов армянского парламента от партии "Гражданский длглвор", которые ведут себя как последние предатели. А история ничего не забывает. Скоро им придется отвечать перед той части народа , который ещё не успели зомбировать.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты