№3 (347) март 2022 г.

Армяне Кувейта живут национальными традициями

Просмотров: 2770

Ровно год назад в рамках взаимных визитов Ереван посетила дочь XIV эмира Кувейта – шейха Хесса Саад Аль-Абдулла Аль-Сабах. Принцесса отметила, что это не первый ее визит в Армению и каждый раз она с радостью сюда приезжает. «Это тем более важно, что моя бабушка – армянка по имени Елизавета. Во время геноцида армян в Турции она из Зейтуна добралась до пустыни Дейр-эз-Зор, где и встретила своего будущего мужа, моего дедушку, – рассказала восточная леди. – Я благодарна ей за ту значительную роль, которую она сыграла в моей жизни. Это учеба и умение бороться за достижение поставленных целей».

А годом ранее в Ереван впервые прибыла жена шейха Кувейта – Хуса Сабах Аль-Салем Аль-Сабах. Генеральный директор Музея исламских древностей Кувейта (DAI) и совладелица коллекции Аль-Сабах в ознакомительной поездке побывала в Научно-исследовательском институте древних рукописей Матенадаран имени Месропа Маштоца, в Центре искусств Гафесчяна, в Национальной картинной галерее Армении и в Музее истории, где познакомилась с историческим и культурным наследием нашего народа. Гостья не скрывала своего восхищения. «Армения – особенная страна. Она маленькая, но люди тут полны креатива. Здесь сконцентрировано много интересного – искусство, наука, культура. Мы представляли вашу страну яркой и интересной. Рада, что мы не ошиблись», – поделилась гостья своим мнением с журналистами, одновременно отметив, что у ее семьи много армянских друзей, которые живут в Кувейте и других общинах Востока. По ее словам, это достойные люди, пользующиеся уважением на ее родине.

Первая миграция армян в Кувейт, находящийся в то время под английским протекторатом, относится к концу 1890-х – 1900 годам. Это были армяне из Турции. Но сама община сформировалась лишь к середине ХХ века, когда, спасаясь от беспорядков в Иране и Сирии, в страну стали приезжать новые мигранты. В основном это были мастеровые люди и техническая интеллигенция. В 1947 году здесь была создана первая армянская семья Богоса Овакимяна и Арусиаг, а их сын Овак стал первым армянином, родившимся в Кувейте. В дальнейшем его следы затерялись, поскольку некоторые семьи переехали в Америку, другие перебрались в Канаду. Прокатившаяся в 1958 году по Сирии и Египту волна арабского национализма, а затем создание Объединенной Арабской Республики спровоцировали массовый отъезд армян не только за океан, но и в более близкий регион Юго-Западной Азии – Кувейт. Поселившись в основном в эмиратской столице, они работали в легкой промышленности, занимались ремонтом автомобилей, сантехники, электрики. В 1960 году в стольном Эль-Кувейте Вигено Шагзо и его брат Аршавир Шагзо при поддержке авторитетных представителей армянской общины основали первую в этой стране армянскую школу и армянскую апостольскую церковь Св. Вардана. К середине 1980-х годов численность армян в Кувейте достигла пика – 12.000 человек. Однако война в Персидском заливе и операция «Буря в пустыне» вызвали их массовую миграцию в Северную Америку. В результате к началу 90-х годов армянская община сократилась до 500 человек. Это были в основном рабочие, которым некуда было бежать. В этой истории примечателен один факт: во время военных действий армянская школа и церковь были закрыты и охранялись на уровне государства, чтобы не стали объектами разграбления.

Вскоре после окончания войны армянская община вновь стала восстанавливаться за счет тех, кто решил вернуться домой. В настоящее время в столице Кувейта проживают от четырех до шести тысяч наших соотечественников. Она полностью армяноязычна и состоит на 70 процентов из сирийских и ливанских армян. Здесь созданы скаутские организации, молодежные и благотворительные объединения, культурные центры. При общине действует армянская школа. Причем это единственное зарубежное учебное заведение в стране, которому разрешено включать свою титульную религию в учебную программу. Еще одним штрихом сохранения национальной идентичности можно назвать тот факт, что подавляющее большинство кувейтских армян придерживаются традиционной веры и посещают армянскую апостольскую церковь, находящуюся под юрисдикцией Святого Престола Киликии.

Взрослое население общины занято в сфере торговли, ремесел и услуг, хотя среди них достаточно много врачей, банковских работников, ювелиров, учителей. Армяне в этой стране признаны квалифицированными мастерами, надежными и лояльными партнерами и высококлассными специалистами. В предпандемийный период был зафиксирован рост числа приезжающих из Кувейта в Армению с познавательными целями. Однако в связи с коронавирусными ограничениями он стал заметно сходить на нет. Но тем не менее это не стало поводом для ограничения бизнес-связей. И хотя считается, что община интегрирована в кувейтскую действительность, тем не менее это не мешает жить национальными традициями, которые здесь строго соблюдаются, будь то язык или религия. Представители армянской общины пользуются уважением властей страны, которые высоко ценят деятельность армян в различных сферах экономики и одновременно не препятствуют национально-культурной деятельности армянской структуры. Как отмечают в самой общине, в жизни на чужбине есть свои плюсы и минусы. В Кувейте армяне живут спокойно, есть работа. Но вместе с тем они стараются не вмешиваться в политические процессы. Возможно, поэтому с коренным населением сложились теплые отношения и армян там не воспринимают, как агрессивно настроенных чужаков.

Что касается взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами, то товарооборот составляет пока всего лишь несколько десятков тысяч долларов, но его планируется увеличить в несколько раз. Так, например, Кувейт заинтересован в сельскохозяйственных товарах Армении. Обоюдный интерес есть и в области образования. В рамках научно-образовательного сотрудничества международный комплекс «Семинария Ширакаци» и армянская национальная гимназия Кувейта планируют осуществлять ряд программ по проведению онлайн-олимпиад, организации летних лагерей, обмену профессиональной информацией. Также там периодически проходят выставки наших соотечественников. В частности, экспозиция армянской художницы Маро Саркисян привлекла внимание не только ценителей искусства, но и представителей высшего руководства страны. Кстати, в ходе последнего визита шейхи Хесса Саад Аль-Абдулла Аль-Сабах в Армению достигнуты договоренности о демонстрации в Ереване экспонатов из коллекции Аль-Сабах, а жители Эль-Кувейта в свою очередь увидят арабские рукописи из армянского Матенадарана. Этим событиям будут предшествовать перекрестные Недели культуры.

Сергей Тигранян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты