№8 (352) август 2022 г.

Доллар и евро упали, а дна не видно

Просмотров: 1776

Ситуация на валютном розничном рынке Армении крайне тревожная. В чем, собственно, дело? Речь идет об укреплении армянского драма по отношению к основным резервным валютам, а именно к доллару США и евро.

Складывающаяся ситуация с укреплением драма объясняется несколькими причинами:

– беспрецедентными масштабными комплексными и секторальными санкциями США и Европы в отношении России на фоне специальной операции России по защите народных республик Донбасса. В частности, в текущем году с 24 февраля по 1 июля на розничном валютном рынке Армении драм укрепился как по отношению к доллару США – на 17% (с 485 до 407 драмов за 1 доллар), так и по отношению к евро – на 21% (с 535 до 426 драмов за 1 евро). При этом драм по отношению к российскому рублю ослабел на 19% – в среднем до 7,1 драма за 1 рубль. Ничего удивительного в этом нет, учитывая тесную взаимосвязь экономик Армении и России;

– приездом в Армению свыше 100 тысяч экономических мигрантов из России, Белоруссии и Украины, которые привезли с собой большие по меркам маленькой страны суммы в валюте. Многие из них открыли счета в банках Армении, куда поступают денежные переводы из западных стран. Россияне, белорусы и украинцы зарегистрировали в Армении множество обществ с ограниченной ответственностью, закрытых акционерных обществ, фондов или зарегистрировались как индивидуальные предприниматели (точные цифры мы не можем указать, но они достаточно впечатляющие и все время растут). Естественно, что все это также увеличило приток валюты в Армению, которая, в отличие от России, не находится под санкциями. Схожая тенденция наблюдается и в соседней Грузии;

– резко увеличился и приток туристов. Так, только в I квартале 2022 г. количество туристических посещений достигло порядка 250.000, что в 2,9 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Еще 100 тысяч туристов приехали в апреле. Армения уверенно входит в тройку туристических предпочтений россиян в этом году. Естественно, что туристы тоже едут в Армению не с пустыми руками;

– в ценовом плане увеличился объем экспорта. Прежде всего речь идет о повышении цен на медь и молибден.

Совершенно очевидно, что экономики таких малых стран, как Армения, в сложившейся ситуации не могут в такое короткое время переварить подобный приток валюты. Соответственно этот процесс привел к укреплению драма, что и ударило по интересам прежде всего экспортеров. Последние начали давить на правительство, парламент и, естественно, руководство Центрального банка (ЦБ) с требованием снизить ставку рефинансирования. 15 июня заместитель председателя правления ЦБ Нерсес Ерицян вынужден был выступить с разъяснениями. Ерицян назвал текущее положение с валютным курсом «нормальным колебанием».

«Оно краткосрочно, в долгосрочном [периоде] нужно понимание. Ревальвация имеет тенденцию, тренд, против которого мы не идем. Не ЦБ создал ревальвацию, это явление, идущее из внешнего сектора – есть рост внешнего спроса, быстрый рост экспорта, приток капитала – в этих условиях курс ревальвируется. Волатильность наблюдалась на протяжении всей истории существования драма, мы должны научиться управлять этой волатильностью, этим рыночным риском», – сказал он, пояснив, что это касается экспортеров и импортеров. Зампред ЦБ отметил, что девальвация доллара связана не только с притоком валюты в страну. «Также улучшился текущий счет, экспорт растет высокими темпами, есть существенный рост трансфертов физических лиц в коммерческих целях. Имеется также приток иных капитальных средств, который со временем должен быть оценен», – пояснил он. Отвечая на вопрос о том, не противоречит ли усиление драма экспортоориентированной политике Армении, Ерицян сказал, что учитывается также инфляция в государстве-партнере. Между тем уровень инфляции по положению на конец мая – 9%, а экономическая активность – 10,2% (показатель, близкий к уровню роста ВВП). Председатель ЦБ Мартын Галстян также пока остался глух к призывам о необходимости искусственного входа на рынок для ослабления имеющегося курса, отметив, что подобные действия регулятора, возможно, помогут определенному сегменту бизнеса – экспортерам, однако в результате за это заплатят широкие слои общественности. Удержание роста цен является одной из основных прописанных законом функций мандата ЦБ. Если руководство регулятора пойдет против своего мандата, искусственно обесценив драм, то страна столкнется с новой волной инфляции, которая зацепит всех.

Точка зрения на сложившуюся ситуацию министра экономики Ваана Керобяна несколько иная. В частности, он вспомнил 2000-е годы, когда тоже было падение курса доллара по отношению к драму (1 доллар обменивался на 300 драмов). Тогда пострадали армянские производители и экспортеры – продукты местного производства на прилавках магазинов сменились товарами из России, Украины и Турции. Исходя из этого и находясь на посту министра экономики, Керобян заявил, что не может позволить повторения прошедших сценариев, сославшись в этом контексте на принятую правительством политику промышленного развития. Отметив, что косвенными бенефициарами перерабатывающей промышленности являются фермеры, министр сказал, что последних необходимо держать в центре внимания, учитывая уровень их дохода. Говоря о политике ЦБ, Керобян подчеркнул: «Мы живем в нетривиальное время, и сегодня необходимо использовать все инструменты, чтобы экономика вышла на высокие темпы роста». При этом он указал на большой объем работы, который проводит Министерство экономики с целью разделения контроля над инфляцией с ЦБ, в частности, посредством субсидирования импорта различных товаров.

С руководством ЦБ пытался договориться и председатель парламентской комиссии по экономическим вопросам Бабкен Тунян, но безуспешно. Руководство ЦБ демонстрирует жесткую позицию. На политику регулятора пытались воздействовать и предприниматели Армении, которые выступили с заявлением. В нем обозначено, что от укрепления драма наиболее пострадали экспортеры сельскохозяйственной продукции, напитков, а также туристическая сфера, сектор IT и застройщики. В частности, было отмечено, что в выигрыше от этой ситуации остались финансовые власти страны, т.е. ЦБ. «Они боятся понести репутационный ущерб из-за инфляции, поскольку для приостановки укрепления драма потребуется скупать валюту, что в свою очередь подхлестнет инфляцию. Короче говоря, для создания впечатления краткосрочной выгоды чиновники жертвуют долгосрочным развитием и ростом», – говорится в заявлении. Пострадать могут инвестиции, так как, чтобы добиться того же результата в Армении, теперь инвесторы должны вкладывать в проекты на 20% больше валютных средств, что снизит привлекательность страны.

В некотором смысле ситуация на валютном розничном рынке и среди экспортоориентированного сектора экономики пока остается подвешенной. Хотя во властном лагере есть и оптимисты. Так, депутат от фракции «Гражданский договор» Сергей Багратян, коснувшись девальвации доллара в последние месяцы, предположил, что в ближайший месяц он придет к своему реальному курсу 470–480 драмов.

Сложившаяся ситуация достаточно серьезна, и она уже оказывает на политическую устойчивость правительства премьер-министра Никола Пашиняна куда большее воздействие, чем митинговый полуторамесячник парламентской оппозиции. Правительству и ЦБ надо решить нетривиальную задачу – «чтобы и волки были сыты, и овцы целы». Пока не очень получается, поэтому доллар и евро «не отжались».

Это неудивительно, необходимо учитывать, что сейчас творится в мировой экономике – кругом между крупными игроками санкции и рестрикции. Маленьким экономикам приходится непросто. Может быть, в этой ситуации нужно ориентироваться на прогнозы крупных игроков и, исходя из этих прогнозов, формировать долгосрочную финансово-экономическую политику.

К примеру, бывший директор-распорядитель МВФ и нынешний президент Европейского центрального банка (ЕЦБ) Кристин Лагард считает, что мировая экономика вряд ли вернется к низкоинфляционной среде, в которой находилась в последние 10 лет.

«Я не думаю, что мы вернемся назад к низкоинфляционной среде. Я полагаю, что силы, высвобожденные в результате пандемии COVID-19, в результате масштабного геополитического шока, с которым мы столкнулись сейчас, поменяют ландшафт, в котором мы будем находиться», – заявила Лагард.

Скорее всего прогнозы ЦБ РФ будут близки к прогнозам Лагарда. Компетентным органам Армении следует исходить из этого при планировании инфляции, курса драма и прочих ключевых финансово-экономических показателей, с тем чтобы, с одной стороны, поддержать своего производителя и экспортера, а с другой – не скатиться к нынешнему уровню инфляции стран Восточной Европы и соседней Турции.

Илья Погосов

Москва – Ереван – Москва

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 1 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты