№11 (355) ноябрь 2022 г.

Рубен Маргарян: Запад не может обеспечить безопасность Армении и заменить Россию в регионе

Просмотров: 5533

О политических реалиях в Армении и встречах высшего руководства страны на международных площадках, о судьбе Арцаха и влиянии на Армению спецоперации России на Украине – беседа с политическим аналитиком, известным журналистом Рубеном Маргаряном.

– Господин Маргарян, сегодня трудно назвать тему, на которой можно было бы сконцентрироваться, поскольку каждый день власти Армении преподносят новые сюрпризы. Причем, не очень приятные. И тем не менее, на Ваш взгляд, какие из них больше всего сегодня волнуют наше общество?

– Это проблемы безопасности Армении. После войны 2020 года эта тема – самая актуальная. Поскольку очевидно, что команда, которая сегодня у власти, не может решать проблемы безопасности Армении, тем более Арцаха. Другое дело, что властям, в первую очередь Николу Пашиняну, удается посредством различных манипуляций перекладывать вину за постоянные провалы в этой сфере на других: бывшие власти, Россию, геополитические обстоятельства, вплоть до коронавируса… По крайней мере, в глазах определенной части общества Пашиняну это пока удается. Но с каждым новым провалом в сфере безопасности число верящих тем или иным манипулятивным утверждениям, а зачастую просто откровенной лжи Пашиняна и его команды неуклонно уменьшается. Это объективная тенденция.

– До саммита Европейского политического сообщества в Праге Ильхам Алиев заявил, что «не намерен обсуждать ни с одним международным центром вопрос Карабаха». Получается, что, воспользовавшись ситуацией, когда геополитическая система пошла вразнос и теряются геополитические авторитеты, Азербайджан демонстративно игнорирует решения международных структур и пытается реализовать свои требования?

– Алиев сразу заявляет высокую планку своих требований, но обсуждения тем не менее идут. Алиев стремится не только исключить Ереван из этих обсуждений, но свести к минимуму роль международного сообщества и центров силы. Так, согласно утечкам в СМИ, в ходе последней сентябрьской встречи в Вашингтоне секретаря Совбеза Армении Армена Григоряна и помощника президента Алиева Хикмета Гаджиева при посредничестве госсекретаря США Энтони Блинкена обсуждался вариант некоего документа, который должен лечь в основу мирного урегулирования между Арменией и Азербайджаном. Один из пунктов этого документа, согласно телеграмм-каналам, гласит: «Правительство Азербайджана назначит представителя для работы с аналогичным представителем армянской этнической общины Нагорного Карабаха и проведет обсуждение прав и безопасности жителей Нагорного Карабаха. Представители обеспечат прозрачность обсуждений международному сообществу. Стороны также будут совместно обсуждать роль международных наблюдателей без ущерба для суверенитета Азербайджана, а также для обеспечения защиты группы меньшинств в Нагорном Карабахе».

Как видим, этот пункт укладывается в позицию Баку и соответствует заявлениям Алиева о том, что руководство Азербайджана само будет решать, когда и как разговаривать с «гражданами Азербайджана армянского происхождения, проживающими в зоне временной ответственности российского миротворческого контингента». Баку вообще исключает Ереван из этого процесса, а международным структурам отводится роль наблюдателей. Ну а что предложит Баку Степанакерту, тоже легко можно предположить по публикациям в азербайджанских СМИ: через два года Баку поставит вопрос о выводе российского миротворческого контингента из зоны конфликта, а арцахцам предложит либо принять гражданство Азербайджана и доказать свое неучастие в «военных преступлениях», либо покинуть Нагорный Карабах.

– На Ваш взгляд, были ли существенные подвижки по арцахской повестке при трехсторонних переговорах на полях саммита ЕС в Праге? Кстати, этот же вопрос можно задать и в отношении прошедшей на следующий день в Санкт-Петербурге неформальной встрече глав государств – участников СНГ.

– Вряд ли можно говорить о каких-либо существенных подвижках после встречи в Праге. Ну да, Ереван и Баку заявили, что признают территориальную целостность друг друга и намерены на этой основе разрабатывать текст мирного договора. Но это никак не гарантия от новых агрессивных шагов Азербайджана, поскольку всегда можно найти повод устроить очередную провокацию. Что касается встречи в Санкт-Петербурге, то она прошла в день рождения Владимира Путина, и полагаю, что лидеры стран СНГ собрались скорее именно с целью поздравить российского коллегу. Правда, можно предположить, что Алиеву и Пашиняну был уготован холодный прием, поскольку приехали они в Санкт-Петербург поздравлять Путина сразу после участия в очевидно антироссийском саммите в Праге. Такой вывод напрашивается по отсутствию вообще каких-либо сообщений о пребывании Алиева и Пашиняна в Санкт-Петербурге 7 октября. Ну кроме сообщений об их прилете и отлете… Напомним также, что Москва не раз, в том числе и на официальном уровне, давала понять, что не приветствует попытки Запада заменить Россию как модератора урегулирования армяно-азербайджанских отношений. В Москве полагают, и с большим основанием, что Вашингтон и Брюссель в своих попытках играть ведущую роль в урегулировании армяно-азербайджанских отношений в первую очередь руководствуются желанием ослабить влияние России в регионе.

– В армянском обществе открыто говорят о том, что действующие власти «слили» Арцах Азербайджану. Подобное мнение представители охлократии и сами не раз озвучивали с высоких трибун, прикрываясь фразой «ради благополучия и спокойствия Армении». Но сегодня враг уже занимает позиции на суверенной территории Армении, а на границе продолжает нагнетаться напряженная обстановка. Даже в дни пражской встречи были зафиксированы обстрелы армянской территории. Стоит ли надеяться на так называемую «эпоху мира», которую насильственно предлагают Армении, что по сути не решает ее экзистенциальных проблем?

– «Эпоха мира» – не более чем красивый фантик, в который правящая команда стремится обернуть свое желание хотя бы о чем-то и побыстрее договориться с Азербайджаном, чтобы Алиев поскорее оставил их в покое и позволил дальше наслаждаться благами власти. Если бы это было не так, то за два года после 44-дневной войны власти предприняли бы шаги по укреплению армянского приграничья и возможностей вооруженных сил. Этого не видно, поскольку этого нет.

– Провозглашенный Уставом ООН принцип «права наций на самоопределение» имеет положительные прецеденты в мировой практике. Однако в вопросе Арцаха этот принцип игнорируется всеми без исключения международными структурами. Проблема только в том, что Армения за 30 лет сама не сделала этого шага, а нынешний политический кризис в стране лишь усугубил ситуацию? Или система двойных стандартов наших друзей из ближнего и дальнего зарубежья не позволяет реализовать этот пункт ООН в отношении Арцаха?

– До войны 2020 года по факту этот принцип в Арцахе был реализован. Если международное сообщество формально не признавало те очевидные реалии, что Арцах – часть Армении, его жители имеют армянские паспорта, в Арцахе функционирует армянская валюта, а государственные структуры в той или иной степени аффилированы с аналогичными структурами Армении, то только потому, что стремилось убедить Азербайджан принять эти реалии, чтобы снять проблему с международной повестки окончательно. Увы, в 2018 году в Армении пришла к власти команда, которая допустила слишком много ошибок как в дипломатическом плане, так и в сфере военного строительства, что позволило Баку нарушить данное международному сообществу обещание урегулировать конфликт мирным путем и развязать войну, в которой при поддержке Турции Азербайджану удалось одержать победу. И сейчас путем шантажа бесхребетных властей Армении угрозой новой войны Азербайджан стремится нивелировать все достижения народа Арцаха на пути реализации своего права на самоопределение.

– Комплементарность в политике всегда была присуща официальному Еревану, но при этом Россия оставалась главным стратегическим партнером и союзником. Однако сегодня со стороны России озвучиваются мнения о том, что Армения пытается «усидеть на двух стульях» и даже меняет свой политический вектор в сторону Запада. Выводы, видимо, делаются на основании участившихся в последнее время визитах членов нашего правительства на Запад, а также хоть и небольшой, но все-таки обозначившейся волны русофобии, которая проявляется в совместных усилиях понаехавших российских диссидентов, бандеровцев Украины, а также местных ультранационалистов. Насколько это соответствует действительности в наших реалиях?

– Бессмысленно спорить с тем, что определенными кругами в Армении искусственно разжигаются антироссийские настроения. Ряд факторов вы уже перечислили. Добавим сюда, как уже сказали, стремление Пашиняна переложить вину за свои провалы на кого-то другого. В условиях конфликта Запада с Россией Пашинян, по-видимому, решил, что ориентация на Запад в сегодняшних условиях более выгодна для Армении. Но, как говорится в одной поговорке, это хуже, чем преступление: это очередная большая ошибка команды Пашиняна. Кстати, эта ошибка очень напоминает такую же, совершенную руководителями Первой Республики Армения 1918-1920 годов. Тогдашние руководители Армении, по-видимому, тоже посчитали, что гражданская война в России, интервенция в Россию западных стран окончательно вытеснили Россию из нашего региона, и польстились на посулы западных стран, в частности план Вудро Вильсона, согласно которому территория Армении могла составить до 160 тысяч квадратных километров. Однако посулы остались посулами, Россия победила в войне, а результатом неверного выбора геополитического вектора стала утрата Арменией ряда исторических территорий: Карса, Сурмалу, Нахичевана, того же Карабаха… Сегодня, как видим, история просто насмехается над нами за неуважение к ее урокам.

– Одно из требований местных русофобов – это замена 102-й российской базы на миротворцев НАТО, а также выход из состава ОДКБ. Мотивировка известна: неоказание помощи Армении как члену этой структуры в ходе азербайджанской агрессии. Так ли необходимы эти требования в наших реалиях и действительно ли заграница нам поможет в случае нагнетания новой эскалации со стороны Азербайджана?

– На этот вопрос в свое время дал ответ один из премьер-министров Англии лорд Солсбери в ответ на просьбу армян о помощи после очередных армянских погромов в Османской Турции. Он сказал: «Английские корабли не могут взобраться на армянские горы». С тех пор прогресс ушел далеко вперед в плане оснащенности вооруженных сил, но в принципиальных подходах мало что изменилось. Да, однозначное осуждение шагов Азербайджана со стороны Запада – важный фактор, например резолюция сената Франции с призывом к своему правительству признать независимость Нагорного Карабаха. Но по большему счету бумага – это только бумага, а реально, на земле, работает Россия. 102-я база и пограничные войска ФСБ России обеспечивают безопасность армяно-турецкой границы, а российский миротворческий контингент в Арцахе – мир для Нагорного Карабаха.

– Прошедшая недавно встреча трех бывших президентов РА с Католикосом всех армян не внесла ясности в перспективы страны. И даже показала, насколько велик разрыв между программами, которые каждый из них предлагает. А тем временем проблема потери государственности приобретает все более реальные очертания. Протестные митинги, даже при всей пассионарности их лидеров, не принесли должных результатов в требованиях по смене власти. Здесь возникает два вопроса: почему акцентируется внимание именно на легитимных методах смены власти и не пора ли уже подумать о некоей третьей силе, которая готова взять на себя эффективное решение накопившихся вопросов?

– Пашинян очень боится потерять власть, поскольку не без оснований опасается за свою дальнейшую судьбу. Это не Левон Тер-Петросян, не Роберт Кочарян, не Серж Саргсян: каждый из которых по-разному, но доказали, что удержание власти любой ценой не является для них приоритетом. Сегодня мы имеем ситуацию, когда защищающий границу военнослужащий-контрактник получает меньшую зарплату, чем полицейский, прикрывающий тыл господина Пашиняна. Это позор, конечно. Выручает Пашиняна и то, что противостоят ему ярко выраженные государственники, которые и стремятся отстранить Пашиняна от власти именно легитимным путем, чтобы не ставить ослабленное государство под дополнительные риски. Что касается «третьей силы», то ей будет очень трудно закрепиться в политическом поле Армении, которое и так уже перенасыщено. Думаю, главные оппоненты Пашиняна далеко себя не исчерпали и в ближайшее время в Армении снова будет жарко.

– На Ваш взгляд, итоги российской спецоперации на Украине могут привести к изменениям политического расклада на Южном Кавказе?

– Армения – страна, которая искренне, именно искренне, заинтересована в прекращении военных действий на Украине. Это способствовало бы как общей стабильности в мире, так и в нашем регионе. И существенно бы умерило пантуркистские амбиции Турции и Азербайджана. Что же касается возможного исхода военных действий, то можно снова обратиться к урокам 1918-1920 годов.

Беседу вела Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 4 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты