№2 (370) февраль 2024 г.

Нападки на Церковь – угроза всему армянству

Просмотров: 2312

Последние минуты уходящего 2023 года ознаменовались в общественном пространстве Армении, а вернее на «первой кнопке» местного Общественного телевидения, довольно неприличным инцидентом, последствия которого обсуждаются до сих пор. Впервые за годы Третьей Республики светские власти буквально за несколько минут до полуночи без объяснения причин отлучили от трансляции Католикоса всех армян Гарегина Второго с его традиционным новогодним обращением. Хотя слово «отлучить» изначально ассоциируется с религиозным правом принудительного отлучения от Церкви циничных еретиков и закоренелых грешников. Что, кстати, подтверждает всезнающий Google, сразу же вынося на запрос в поисковике именно такую трактовку.

Впрочем, адресованное пастве послание Его Святейшества все же успели выпустить в эфир до наступления Нового года независимые армянские медиа-

ресурсы. «Мы – наследники той нации, которая мучилась и страдала, но не сдавалась, подвергалась геноциду, но не была уничтожена, предавалась мечу, но не умирала. Поистине, не может быть прервана история такого народа, чья летопись украшена чудесными свидетельствами богопочитания и патриотизма, непрестанным стремлением жить и творить. Испытания часто случаются в жизни народов, однако из трудных ситуаций выходят победителями те нации, которые остаются неукротимыми духом, с верой в Бога смело противостоят испытаниям и вызовам», – отметил в своем выступлении Гарегин Второй. Пропустить такое в эфир «бархатная» цензура, естественно не могла, дабы не обидеть «миролюбивых» соседей.

Между тем столь смелый шаг с трансляцией выступления Католикоса для многих представителей СМИ мог обернуться очередными репрессиями. Но заложенное веками на генетическом уровне христианское уважение к собственной вере – хранительнице национальной идентичности и культуры – не позволило им встать на путь предательства по отношению к Армянской Апостольской Церкви и Верховному Патриарху. Согласно статистике, выступление Католикоса по телевизору и интернет-каналам посмотрели 90 процентов населения Армении, что стало неприятным сюрпризом для новоявленных цензоров. Кроме протеста против ограничения религиозных прав и свобод, сработал эффект Стрейзанд – социальный феномен, выражающийся в том, что попытка изъять определенную информацию из публичного доступа приводит лишь к ее более широкому распространению. Кстати, в ту же ночь у здания Общественного телевидения Армении молодежь провела акцию протеста, прикрепив к въездным воротам главного телерупора правительства плакаты с надписями: «Позор ОТА – TRT1», где ОТА отождествлялось с турецким телеканалом TRT1.

Эксперты, обратили внимание на тот факт, что запрет на выступление духовного лидера армян был вполне ожидаем с позиций протурецкой политики нынешней власти. Ведь за циничной и лживой «повесткой мира» маскируются антиармянские нарративы, призванные уничтожить такие государствообразующие элементы, как патриотизм, национальная безопасность и церковные каноны. Сегодня, как и много веков назад, именно Церковь является противовесом идеологии «бархатной» власти, стремящейся как можно скорее сломать архитектуру собственного суверенитета в угоду турецко-азербайджанскому тандему. А потому неожиданностью для властей стали возмущенные отклики различных слоев населения, откровенно выносящих на всеобщее обозрение антиармянское неглиже правящей верхушки.

В силу широкого резонанса столь небогоугодного деяния совет общественного вещателя попытался оправдаться, слабо мотивируя заказ «сверху» тем, что, во-первых, всего лишь перенес выступление Католикоса на менее популярное время, а во-вторых, в Армении нет законодательного регулирования трансляций новогодних посланий, как нет и четкой градации последовательности выступлений официальных лиц. Первыми на сей опус откликнулись журналистские организации, распространив совместное заявление, в котором говорилось, что представленный аргумент возможен к пониманию, если бы совет заранее выступил с такой инициативой или сделал данную тему предметом многостороннего обсуждения. «С другой стороны, оправдание сторонников отказа от трансляции обращения Католикоса в традиционном формате тем, что Патриарх и Церковь сегодня не пользуются уважением общества, создает возможность говорить в ответ о рейтинге премьер-министра РА, о доверии к общественному вещателю и о праве на отмену традиции, сложившейся с момента обретения независимости Армении», – говорится в заявлении журналистского сообщества Армении.

Спорный тезис в письме ОТА о падении авторитета ААЦ давно раскручивался в Армении многочисленными западными НКО, а с приходом «бархатной» власти уже откровенно был направлен против Его Святейшества. Тогда же с попустительства уличных «рюкзаков» адепты революции под лозунгом «Новая Армения – новый Католикос» устроили сатанинский шабаш среди икон и религиозных символов Святого Эчмиадзина, на неделю греховно превратив Первопрестол то ли в шашлычно-водочный шинок, то ли в отхожее место, то ли в притон наркоманов. Пьяную голытьбу под нажимом общественности тогда все-таки удалось вывести из храма, но гонения на Церковь продолжились в более изощренной форме.

Так, если в начале своей премьерской карьеры Пашинян в ходе предвыборной кампании только пригрозил Церкви устроить революцию и там в случае непослушания, то в апреле прошлого года в отместку за призыв Католикоса к отставке Пашиняна Никол Воваевич в ходе выступления в парламенте фактически объявил себя Творцом: «Если у Церкви плохие отношения с правительством, то у нее плохие отношения с Богом». И даже процитировал по случаю отрывок из письма апостола Павла римлянам: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога. Посему противящийся власти противится Божию установлению». Любовь к цитированию псалмов проявилась у него и в этом году. Когда Армянская Апостольская Церковь отмечала праздник Богоявления и Рождества Христова, премьер, демонстративно не присутствовавший в храме, процитировал на светские камеры псалом Давида из Ветхого Завета. И это тоже была своеобразная вендетта в отношении Церкви за непризнание ею школьного учебника, откуда вымараны целые страницы нашей истории, а также за то, что в конце прошлого года на расширенном заседании Высшего духовного совета было решено сохранить Арцахскую епархию. «Никол вообразил себя Католикосом, духовным пастырем народа, – считает эксперт Тигран Кочарян. – Это типичная позиция сектанта. В его нарушенной системе ценностей два Католикоса не могут говорить одновременно в новогоднюю ночь. Скажу больше, в своем воспаленном мозгу он представляет себя следующим Католикосом или чем-то вроде того. Он уже был эпидемиологом номер один, потом военным спарапетом – Верховным главнокомандующим. Что или кто может помешать ему создать и руководить какой-то новой духовной структурой?»

Кстати, в канун Рождества, когда в церкви Св. Гаяне при большом стечении народа Его Святейшество совершал Святую Сретенскую литургию, антицерковники и сектанты разных мастей попытались устроить во дворе провокацию. Среди организаторов были те, про кого можно сказать: «Ба! Знакомые все лица!» Это некий экс-тер Саак Галстян, которого в свое время просто выперли из ААЦ за мужеложство, неоднократно имевшая большие проблемы с законом за кражи, шантаж и дачу ложных показаний за деньги «журналистка» Тереза Асатрян, горе-журналюшка и блогер на поводке «бархатного» режима «Ромашка» Багдасарян, распространяющий в соцсетях ролики фейкового содержания о Церкви, участники движения «Новая Армения – новый Католикос», а также члены тоталитарных сект, коих сегодня в стране насчитывается около 360 тысяч человек. Как писала пресса, их цель – отстранить законно избранного Католикоса и привести своего марионеточного служаку, но не Богу, а земному идолу с его идеями «мирной повестки».

Конечно, по-разному можно относиться к личности Католикоса всех армян Гарегину Второму и даже к запущенной еще при «бывших» затасканной байке «Католикос-коррупционер», но не стоит забывать, что и верховные патриархи, и временщики во власти приходят и уходят, а религия и государство, очищаясь от скверны, остаются незыблемыми твердынями для своего народа.

К сожалению, сегодня нет гарантии, что нападки на Церковь не продолжатся. По мнению экспертов, политологов и комментаторов, в подоплеке всей этой истории лежат политическая интрига руководства страны угодить новым азеро-турецким партнерам и «удобный» повод убрать Церковь из общественной повестки, нивелировать ее роль в «бархатной» реальности. Попытка раскола Церкви длится без малого уже шесть лет. До этого по затасканным методичкам была подготовлена соответствующая почва, которую кукловоды умело активировали в 2018 году. По словам руководителя информационно-аналитического центра «Луйс» Айка Айвазяна, нацелившись на Армянскую Апостольскую Церковь и Католикоса всех армян, условный Запад пытается полностью подчинить себе Армению и использовать ее в качестве инструмента против Российской Федерации и Исламской Республики Иран.

«Коллективный Запад и их армянские подельники пытаются с помощью лжи дискредитировать Церковь, ее духовного лидера и духовенство, чтобы вбить клин между Церковью и верующими людьми. Таким образом они пытаются уничтожить национальную идентичность армян, исказить армянскую культуру, сфальсифицировать историю Армении. С другой стороны, союзников и друзей Армении представить в качестве врагов, а противников и врагов Армении представить друзьями. Всем эти процессам препятствует Армянская Апостольская Церковь, – написал он в своем ТГ-канале. – Фактически, предпринимается попытка превратить Армению во вторую Украину, где западные спецслужбы уже осуществили раскол Украинской Православной Церкви, конфискацию церквей и церковного имущества, аресты и преследования священнослужителей, а сепаратистское духовенство, ставшее приспешником нацистского режима в Киеве, подталкивает украинцев к братоубийственной войне в интересах США, Великобритании и их союзников. Очевидно, что коллективный Запад стремится совершить те же действия и в Армении. Единственная возможность провала вышеуказанных планов империи зла в лице коллективного Запада – это тесное союзничество и сотрудничество с теми странами и народами, которые ведут борьбу за суверенитет, за сохранение национальной идентичности, за освобождение от колониального господства коллективного Запада».

По сути, ААЦ сегодня, как и много веков назад, остается той единственной структурой, которая противостоит оболваниванию народа, уничтожению наших святынь, искажению истории, разрушению духовных и национальных ценностей. Примечательно, что после Нового года в Св. Эчмиадзине стали проходить спонтанные акции в поддержку ААЦ. Как отмечают их участники, они приходят сюда, чтобы высказать сыновнее почтение Церкви и предложить ей свою поддержку. И если на Украине внешним силам удалось расколоть православие, да и страну в целом, то в Армении западные методички в этом процессе пока не имеют особого успеха, поскольку посягательства на веру, а тем более смену веры здесь воспринимают, как экзистенциальную угрозу всему армянству.

Александр Маркосян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 2 человека

Оставьте свои комментарии

Ваш комментарий

* Обязательные поля