Петр Кондратенко: Победа будет за нами, и Россию ждет великое будущее
Интервью с директором Веселовского краеведческого музея Запорожской области
– Здравствуйте, Петр Иванович! Вы – хранитель музея истории в поселке Веселое Запорожской области. Когда появился этот музей и чему он посвящен?
– Веселовский краеведческий музей появился в 1971 году, тогда он назывался Веселовский краеведческий музей на общественных началах. Была тогда такая мода – по заданию партии каждый райком обязан был на своей территории открыть музей. Может быть, еще и потому, что приближался юбилей Победы в Великой Отечественной войне. Естественно, Веселовский краеведческий музей освещал значимые события, историю Веселовского края, жизнь выдающихся людей, проживающих и проживавших на нашей территории.
– Как Вам удалось сохранить экспозицию с учетом «декоммунизации» на Украине?
– В Веселом, наверное, произошла такая ситуация, когда не было бы счастья, да несчастье помогло. Как я уже говорил, Веселовский музей был музеем на общественных началах, то есть на него не предусматривалось финансирование, не закладывались средства, и поэтому регистрации его как таковой особо и не было. Пока держался социализм, партийная дисциплина – держался и музей. Выделялась какая-то поддержка со стороны райкома партии, других структур. Но с крахом Советского Союза музей стал никому не нужен. По инерции, по привычке как-то еще поддерживался со стороны власти, небольшие вливания были до 2000-х годов, но и это постепенно сошло на нет. Естественно, никакого штата и никакой заработной платы не предусматривалось.
Музей стал работать в режиме «откроем двери, придут школьники, что-то посмотрят». Потом и это понемногу затухло. Исчезла и часть экспонатов, к сожалению. К 2010–2011 гг. здание совсем обветшало. Затем при украинской власти произошло укрупнение районов. Веселовский район канул в Лету и был включен в большой Мелитопольский район, администрации которого Веселое не было интересно, а Веселовский музей – и подавно. Дело шло к ликвидации, и встал вопрос: кому и как передавать здание музея? Была попытка ремонта, какого-то обновления в музее, но этот процесс затянулся на долгие-долгие годы.
Повторюсь, возможно, именно благодаря этому процессу и удалось сохранить некоторые экспонаты, которые в подавляющем большинстве были все-таки с коммунистическим, с социалистическим оттенком, экспонаты с Великой Отечественной войны, которые к тому моменту украинской власти не то что не были интересны, а были нежелательны. Так как музей был закрыт и выглядел ремонтируемым, он не очень заинтересовал декоммунизаторов, которые посчитали, что ничего интересного тут нет. Ну и слава Богу. Это и спасло музей от краха.
– Если не было финансирования – за счет чего он существовал все это время? И как все же удалось его отстоять, ведь были попытки его закрыть?
– Финансирование было направлено на идеологический отдел. И оттуда какие-то крохи выделялись на музей. С ударением на слово «крохи». Из-за затянувшегося ремонта внешне музей выглядел неработающим, даже вывески не было. Это одна из причин спасения. И конечно же совсем не бандеровская позиция коллектива музея.
– Какие экспонаты музея Вы можете особо выделить?
– Наверное, каждый экспонат по-своему уникален. Солдатское письмо с фронта, от жителя Веселого – уникально? Я думаю – да. Фотографии бойцов, фронтовые фотографии, множество документов советского периода – тоже интересны. Кроме того, у нас есть кости южного слона. По словам специалиста, им от 3 до 5 миллионов лет. Это тоже уникально. Опять-таки по словам специалистов – это довольно большая редкость. Каждый наш экспонат уникален. Сложно что-то особо выделить.
– После того как Запорожье вернулось в состав России, что происходило и происходит с музеем?
– Знаете, сам 2022 год, как это, может быть, ни странно, стал самым прорывным и плодотворным годом для музея. Максимум за полгода нам удалось сделать больше работы, чем за десяток предыдущих лет. Самое важное, самое главное – музей удалось открыть, музей работает. Проводятся экскурсии, работают выставки. Да, еще не вся площадь задействована, не все сделано, но тем не менее музей работает. Его посещают дети, начиная с детских садов, школьники, учащиеся лицеев, взрослые веселовцы, жители других городов Веселовского района. Музей ожил.
– А сейчас власти региона помогают музею?
– Сейчас у нас момент перехода с военно-гражданской администрации на сугубо гражданскую, с января. То есть начинается процесс вхождения в нормальную жизнь. Это совсем не просто. Есть свои нюансы, свои тонкости. А специалистов, юристов и т.д. катастрофически не хватает. И финансов, увы, тоже не хватает. Я и сам депутат окружного Совета, вижу многое изнутри. Конечно, очень хочется сделать всё и быстро.
Вот у нас завязалось знакомство с Государственным Лермонтовским музеем-заповедником «Тарханы», который находится в Пензенской области. В конце 2023 года состоялась рабочая поездка их сотрудников в нашу Запорожскую область. Группу возглавил заместитель директора музея по науке Виктор Юрьевич Кладов. Основной целью их визита было посещение Веселовского краеведческого музея, а также проработка вопросов сотрудничества и помощи, в том числе – с вхождением в российские музейные стандарты. Это тоже очень важно и нужно. Учитывая федеральную линию развития музейного дела в новых регионах, мы обсудили вопрос о создании в краеведческом музее детского центра. Также состоялись встречи с главой администрации Веселовского района Игорем Александровичем Гагариновым, а также советником губернатора Кировской области Александром Ивановичем Будником, который курирует вопросы взаимодействия с новыми регионами. Им был дан ряд поручений, направленных на организацию ремонтно-строительных работ в музее. Также Виктор Юрьевич Кладов рассказал об истории заповедника, села Лермонтово, современной жизни усадьбы, о трудовом подвиге жителей Пензенской области, Тархан, совершенном ими в годы Великой Отечественной войны. Кстати, они нам привезли в подарок книги, конфеты, новогоднюю ёлку и многое другое. А мы им подарили икону архангела Михаила, изготовленную местным умельцем.
Да, от местной власти внимания музею могло бы быть чуть больше. Но это вопрос не к власти в целом, а к отдельным личностям. Ну ничего, прорвемся!
– С какими основными проблемами и сложностями вы сейчас сталкиваетесь?
– Естественно, Вы бы и не поверили, если бы я сказал, что у нас нет никаких проблем и сложностей. Их масса. Может быть, не всё и не всегда удается, получается так, как хотелось бы. Но мы понимаем, какая сейчас вообще обстановка. Сложно и тяжело всем. Населенным пунктам, которые ближе к фронту находятся, гораздо тяжелее и сложнее, поэтому самое главное, что присутствует оптимизм, уверенность в будущем. Все будет хорошо. Все мы доделаем, достроим так, как видится, как мечтается. По-другому и быть не может.
– Много ли посетителей у музея сейчас?
– Если говорить количественно – сказать сложно. Потому что месяц на месяц не приходится. И конечно, сказывается использование не всей площади музея – приходится после каждой экспозиции, выставки полностью все снимать, организовывать по новой. Из-за этого получается такой технический временной промежуток, который снижает общее количество посетителей. Очень часто к нам заходят военнослужащие. Им тоже интересна история местности, где они находятся, как и что здесь происходило, как развивалось. Естественно, как я уже говорил, много детей. Воспитанников детских садов, школьников. В среднем – около тысячи – полутора тысяч человек в месяц посещают музей.
– Что бы Вы хотели пожелать всем жителям России?
– Чтобы хотелось пожелать всем жителям России? Однозначно победы, уверенности в будущем, здоровья. Знаете, в том, что победа будет за нами и Россию ждет великое будущее – у местных жителей нет ни малейшего сомнения. Россия – это навсегда.
Беседу вела Мария Коледа
Оставьте свои комментарии