Роль кепки в мировой политике
Одно из главных политических событий последнего времени – это то, что Пашинян обзавелся кепкой типа «хинкали» и настолько ее полюбил, что не снимает ее в помещениях. Если вместе с ней он получил инструкцию носить кепку везде, не снимая, то к его индивидуальности она отношения не имеет.
Но у нас не принято ходить в помещении в головном уборе – люди, знакомые с этикетом, дома его снимают. Более того, мода на кепку с костюмом давно прошла, и даже тогда она использовалась на улице, но никак не в помещении. А тут на тебе – премьер-министру, на которого работают имиджмейкеры и прочие люди со вкусом, вдруг советуют надеть, отряхнув нафталин, кепку из бабушкиного сундука. И тут без затаенных смыслов не обойтись. Если это не прямая инструкция от заказчиков революции, то тут, как кажется, в полный рост сработали комплексы неполноценности, желание как-либо выделиться там, где этого делать не следует. Будут говорить о нем хорошо или плохо – значения не имеет, главное, чтобы говорили. Это проблема самоутверждения, как нувориш, никогда не имевший велосипеда, тайком катается на трехколесном – как бы в компенсацию за бедное детство. Можно назвать это комплексом трехколесного велосипеда.
Кроме того, чем может нувориш от власти выделиться? Вряд ли воспитанностью, эрудицией и умением выстраивать отношения. Во время своей избирательной кампании и в процессе захвата власти он вел себя как человек из низов, и эта роль была для него настолько органичной, что он в общем-то и не играл, а был самим собой. К тому же он не расставался с бейсболкой, отсюда, наверное, и пиетет к головному убору, который привел его в свое время к власти. Он скорее всего осознавал ту линию, которая отделяла его от сильных мира сего, но сегодня, сумев захватить власть, он демонстрирует, что может позволять себе вольности и эпатаж, а как это воспримут – их дело. Правда, на Западе он вряд ли позволит себе не снимать кепсон в помещении.
В первый раз он встал над условностями, когда в Ереван приехал Путин. Согласно протоколу, руководителя государства, являющегося постоянным членом
Совбеза ООН, лидер посещаемой страны встречает в аэропорту. Но Пашинян мало того что не поехал в аэропорт, он еще и встретил его на лестнице, хотя этикет предполагает встречу внизу, после чего они совместно поднимаются по лестнице. Вряд ли ему не объяснили протокол, тут Пашинян скорее всего демонстрировал, что может встать над условностями. Типа «знай наших». Это желание доказать тем, кто его унижал, собственное величие. К сожалению, этот комплекс приводит не только к комическим желаниям доказать собственную значимость, но и генерирует ненависть к окружению, что гораздо хуже. В Армении он уже доказал, что народ для него – ничто, теперь пора продемонстрировать свое закомплексованное величие и в России.
Понятно, что политические отношения выстраиваются не на основе личных симпатий, но когда их нет – отношения вполне могут быть расстроены. Складывается впечатление, что именно этого он и добивается. Вместо выстраивания отношений – демонстрация своего эго. Те, кто за этим наблюдает, делают соответствующие заключения, и в результате получается весьма уязвимый психологический портрет.
Примерно то же демонстрировал Зеленский, затесавшийся в своей мятой маечке среди людей, чтящих дресс-код. На неудовлетворенных женщин это близкое к пляжному облачение может произвести чарующее впечатление, но на серьезных людей – вряд ли. Видимо, где-то эти дресс-коды определяются, причем эффективно. По крайней мере, Зеленскому Запад отсыпает уже из неприкосновенных запасов (НЗ), не заботясь о том, что их страны могут стать добычей террористов, вооруженных всего лишь дробовиками. У Пашиняна проект несколько иной. Арцах он уже отдал, очередь за остальной Арменией Какова в этом проекте кепка зеленщика – неизвестно, но есть подозрение, что это деталь сценария. Естественно, что «цветные революции» направлены на разрушение государств, понятно, почему Запад так легко воспринимает репрессии против граждан страны – они пытаются препятствовать разрушению, и права человека в этом случае – это разговоры в пользу бедных. Жупел, который позволяет рушить государственные институты, препятствующие планам разрушителей.
Но хуже всего то, что инициативы Пашиняна, в кепке или без, находят понимание в некоторых политических и дипломатических кругах России. Его желание отдать Арцах Азербайджану Россия не остановила, не поскупившись заплатить за это жизнями своих миротворцев. И если так пойдет и дальше, то и Армения отойдет Турции, а в не столь отдаленном будущем России уже придется воевать с Турцией на юге своей страны, если пренебречь терактами протурецких сил на севере. Вряд ли Турция удовлетворится сегодняшней уступчивостью России, это совершенно не в ее политической традиции. Понятно, что в Армении к власти пришла группа, наделенная мандатом разрушения, но такое, как мы знаем, может случиться со всяким. Ярчайший пример – Украина, которую Россия просто упустила, дав ей оформиться во врага. В Армении же, особенно на фоне событий в Арцахе, крепнет русофобия. Многим трудно понять, почему это Пашинян вдруг стал наделен правом на геноцид своего народа. Большие державы сами формируют пространство, и если они идут на поводу у назначенных Западом царьков, то это не очень понятно. То ли они сами этого хотят, не просчитав последствия морального урона, то ли идут на временные уступки. По крайней мере, никаких заявлений российской власти, кроме ссылок на Пашиняна, по этому поводу нет.
Теперь в очередной раз о проекте «Туран», или неоосманской империи. Армения для этого проекта – мешающее обстоятельство, кость в горле на пути к соединению тюркоязычных народов, и потому государственные институты здесь должны быть уничтожены, и реализация этого проекта началась сразу после захвата власти «революционерами». Конец проекта – геноцид по примеру Арцаха и полная колонизация Армении. И безопасность тех, кто привел к этому. Правда, насчет их безопасности возникают некоторые сомнения. Вполне может сработать формула «Мавр сделал свое дело – мавр может уходить». А обещания благополучной жизни после выполненной миссии – это всего лишь обещания, и когда они начнут дорого обходиться – о них можно будет забыть, и потому власти предержащей следовало бы крепко задуматься насчет своего будущего.
Немного истории. Армения существует именно благодаря России. Армения была отвоевана у Персии и тем самым вернулась в лоно христианских народов. Понятно, что предполагалось, что армяне со временем обретут возможность ее защищать. Так оно и случилось – и во время Отечественной, и во время первой Карабахской войны армяне продемонстрировали умение сопротивляться и побеждать. И те же армяне легко сдали Арцах, понятно, что в присутствии российских миротворцев, но Арцах – это крепость, и защищать ее было возможно, но мы этого не сделали. Президентом был избран торговец, ныне находящийся в азербайджанской тюрьме. За какие-то 20 лет народ был деморализован. Понятно, что с ним работали – промывка мозгов, не встречая препятствий, шла полным ходом. И все-таки... Даже в изолированной Газе сопротивление не прекращается, а Арцах сдался сразу. В Южной Осетии бои шли в Цхинвале, и только потом подоспела Россия. Причем в начале осетинские силы многократно уступали грузинским. А в Арцахе до тотального сопротивления не дошло. Конечно, отрицательно сработала и надежда на миротворцев, но сопротивление должен был оказать народ, а он этого не сделал, и оружие, с которым можно было сопротивляться, было отдано врагу.
Теперь в российском информационном поле разгоняется негативная информация об Армении. В частности, что мы являемся самой антисемитской нацией на Южном Кавказе, хотя, что такое антисемитизм, в Армении придется долго объяснять. У нас еще держится представление об общности судьбы с евреями и неизвестны случаи плохого отношения к евреям из-за их этнической принадлежности. Более того, даже к азербайджанцам нет такой ненависти, какая старательно генерируется в Азербайджане по отношению к армянам. Здесь хорошо знают, что «народ и партия» если и едины, то не во всем. И остается вычислять: насколько армянофобия имеет отношение к российской госполитике? Это отдельные идиоты разгоняют волну за плату или в этом есть, так сказать, благая воля отдельных чиновников, которые пытаются угадать тренд? Настоящий или будущий. В любом случае и арцахскую трагедию, и армянофобские высказывания русофобы используют для дискредитации России.
Нужно иметь в виду, что, несмотря на все свои проколы в политике, неповоротливость бюрократического аппарата и т.д., Россия сумела в свое время отстроить империю на одной шестой части суши. Потом многое отдала из-за властвующей в стране моноидеологии и следующего отсюда расстройства управления, но сегодня она восстанавливается, потом и кровью. Естественно, ее будут подталкивать к потере Армении, но все-таки есть надежда, что Россия сознает важность Армении даже со своим сегодняшним внешним управлением. Ибо меняется все, но если приложить к этому усилия, то гораздо быстрее.
Из интересного. Секретарь Совбеза Армен Григорян дал интервью пашиняновскому журналисту Петросу Казаряну, супруга которого кооптирована в правительство. Это к тому, что случайности и оговорки здесь практически исключены. Так вот, и круг вопросов, и объем ответов Григоряна явно превосходил и его личный уровень, и уровень премьера, Там было все – и изгнание российских пограничников, и неисполнение Заявления от 9 ноября 2020-го, в общем, практически вся геополитическая картина, о которой сам Пашинян предпочитает говорить намеками, а чаще – не говорить вовсе. Со стороны могло показаться, что мы имеем дело с премьером, а не секретарем Совбеза при нем. Которые обычно отличаются сдержанностью в оценках. Да, есть глобальная путаница в должностных инструкциях, тот же спикер парламента Ален Симонян, презрев свои границы представителя законодательной власти, вторгается и в исполнительную власть, и во внешнюю политику. И каждый раз нужно разбираться, с чем мы имеем дело – с единичным незнанием должностной инструкции или бардаком в управлении.
По крайней мере, Армен Григорян всячески пытается изобразить себя связующим звеном между Арменией и Западом. За ним встречи с госсекретарем США, шефом ЦРУ, с МИ-6 и т.д. Даже будучи всего лишь курьером, он ведет себя как премьер. Как если бы Патрушев говорил за Путина. И тут не только управленческая неразбериха, но и, как кажется, наделение секретаря Совбеза харизмой на случай, если замена Пашиняна окажется необходимой. Пока за ним не числится компры, точнее, она не вброшена в публичное пространство – это об отсутствии недостатков. Но придет момент – и его начнут накачивать политической харизмой. В этом особой проблемы нет, в католической Франции к власти привели двух, как бы это сказать помягче, человек нетрадиционной сексуальной ориентации, активного и пассивного. Одного – в премьеры, другого – министром индел. И ничего, народ не ропщет. Для истинной власти это даже удобно – привести к власти фронтменов с публичными недостатками, памятуя, что они наиболее легко управляемы. То же относится и к США. Министр обороны ядерной сверхдержавы вдруг исчезает из поля зрения. Оказывается, попал в больницу. И это в то время, когда США фактически воюют. На Украине, в Израиле, Йемене и т.д. По регламенту министр обороны каждое утро докладывает президенту ситуацию. И тут либо нашелся информированный заместитель, либо можно обойтись и без докладов. Некоторые из кодов ядерного чемоданчика у министра обороны, но он исчез… И получается, что процессы управления где-то там, в глубине, если министр может позволить себе исчезнуть из поля зрения без особых последствий… Наркоман Зеленский, президент Байден в деменции и т.д. Так что Пашинян легко встраивается в эту управленческую когорту. С одной лишь разницей – если Байден может уйти в отставку, то «цветными революционерами» могут и пожертвовать.
Теперь об Армении как о «мирном перекрестке», о чем разгонялась информационная волна. И хотя Алиев и Пашинян играют в одной связке, Алиев 10 января перешел к прямым угрозам. Во-первых, согласно его заявлениям, процесс строительства армии в Азербайджане будет продолжаться. «Армения должна знать, что, сколько бы оружия она ни приобретала, сколько бы ее ни обнадеживали, в случае какого-либо реального источника угрозы для нас мы его немедленно уничтожим». Хотя по уму ему не нужно было так взвинчивать ставки на фоне его побед в Арцахе с предоставленной ему возможностью безнаказанно убивать российских миротворцев. России нужна стабильность, это понятно, но остается выяснить, насколько при этом от этой стабильности собирается выиграть Азербайджан, уже прямо угрожающий уничтожением Армении.
И также понятно, что для Британии и США Южный Кавказ интересен тем, что его можно использовать против России. Поскольку украинский фронт себя не оправдал, готовится южнокавказский. В американском идеале три южнокавказские республики должны объединить свои армии против России. Для Грузии мотивом рассматривается желание вернуть утраченные автономии, Азербайджан мотивируется членами НАТО Британией и Турцией. Остается Армения. Для полноценного участия в планируемой авантюре ее армия должна быть приведена к стандартам НАТО, поскольку и Азербайджан, и Грузия уже к этим стандартам приведены. Ответственной за процесс назначена Франция. Когда военное присутствие России будет вытеснено из Армении, создастся возможность повторения сценария 1918 года, когда был создан Закавказский сейм, а далее должна была быть отстроена Закавказская армия для борьбы с большевистской Россией. Тогда этот сценарий провалился, противоречия между республиками превзошли объединяющее начало Запада, но прецедент, видимо, время от времени не дает покоя. В современном варианте лидер одной составляющей – Азербайджана – грозит другому «партнеру» уничтожением.
Командование армией, естественно, планируется турецкое – «смотрящего» от Запада на Южном Кавказе, что тоже потребует усилий. И потому для строительства Южнокавказской армии США тоже нужна стабильность, точнее – передышка, в условиях которой необходимо вытеснить Россию из Армении и перевести армянскую армию на натовские стандарты. План кажется фантастическим, но ненамного превосходящим приход Пашиняна к власти после поражения в войне.
Планы Британии несколько отличны – им нужна война здесь и сейчас. Если турко-азербайджанский тандем сумеет победить Армению, то влияние Британии на процессы становится абсолютным. Правда, тем самым она препятствует американским планам, что несколько удивительно, поскольку наблюдается конкуренция проектов. Но в последнее время Британия активно занимает ниши, где ослабляется влияние США, причем не в результате договоренности, а в виде конкуренции. Борис Джонсон в свое время проявил глубокую заинтересованность в войне Украины против России, сегодня его последователь Сунак также проявляет глубокую заинтересованность в продолжении войны, расточая обещания Зеленскому во время своего визита в Киев. Т.е. маленький британский крейсер вновь пытается возглавить американскую армаду. Не повсеместно, но там, где это возможно. США несколько ослабли в роли мирового жандарма, и потому Британия пытается укрепить свои позиции в претензии на англосаксонское лидерство. И Палестина подтверждает этот тезис. В частности, ХАМАС, ставший источником войны, был создан совместными британо-турецкими усилиями с катарским финансированием. США на виду, их базы бомбят, Израиль в глупом положении, Турция свое участие в процессах скрыть не может, поскольку ХАМАС – это те же «Братья-мусульмане» (запрещенная в РФ террористическая организация). И вот тут Британия выходит из-за кулис в белом фраке.
Итак, у нас два пути. Первый – попасть под каток британского проекта, второй – под каток американского, несколько удаленного по срокам. С лозунгом воевать до последнего кавказца, как до последнего украинца на Украине. Сумеют ли Иран и Россия этому противодействовать?
А пока парламент Армении во втором и окончательном чтении одобрил законопроект о внесении изменений в закон «О регулировании оборота оружия». После вступления изменений в силу граждане получат право на ношение огнестрельного оружия. Именно на ношение, а не хранение. Т.е. гражданин Армении после сдачи тестов может прийти в ресторан с автоматом и выпивать с оружием в руках. При этом о реализации концепции «Народ – армия» – ни слова. Закон внесен пашиняновской партией, и объяснения могут быть даны любые – от права на ношение оружия в условиях военной угрозы и до желания спровоцировать гражданскую войну.
Айк Нагапетян, политолог, военный эксперт, полковник запаса, Ереван
Оставьте свои комментарии