№2 (370) февраль 2024 г.

Мечта Алиева – Зангезур: «не Восточный или Западный, а весь Зангезур является территорией Азербайджана…»

Просмотров: 4679

Из интервью президента Азербайджана Ильхама Алиева, которое он дал 10 января 2024 года местным телеканалам: «После советизации Азербайджана в апреле 1920 года уже в ноябре советское правительство вывело значительную часть Западного Зангезура из состава Азербайджана и передала Армении. Это тоже исторический факт, есть карты, карты начала ХХ века. Есть карта Азербайджанской Демократической Республики, где Зангезур – не Восточный или Западный, а весь Зангезур является территорией Азербайджана…»

Еще раньше – 14 июля 2021 года – лидер Азербайджана на церемонии вручения квартир и автомобилей семьям погибших и инвалидам войны в Карабахе подчеркнул: «Восточный Зангезур – это наша историческая земля, как и Западный Зангезур… Это земля наших предков, мы туда должны вернуться, вернемся и возвращаемся. Нас никто не сможет остановить. Мы обязательно вернемся, так как другого пути нет».

Надо полагать, что Ильхам Алиев под «Западным Зангезуром» подразумевает Сюникскую область Республики Армения.

«Зангезурский коридор будет проходить через эти земли… Наша родная земля – Зангезур, наша родная земля – Гейча, Иреван. Мы конечно же вернемся», – резюмировал президент Азербайджана.

«Гейча» – это озеро Севан, или Гегамское море. Персы называли его Дерия-Ширин (Сладкое озеро), турки – Гокча или Гекче (Голубое озеро). А «Иреван» – это Ереван, столица Армении. Есть пословица «Аппетит приходит во время еды», а это означает, что человек может не чувствовать голода до тех пор, пока не начнет есть. А когда приступает к трапезе, аппетит у него возрастает, и он может съесть гораздо больше, чем собирался изначально. Карабах взят – а почему не съесть и «Гейчу» с «Иреваном»?

Из публикации Галии Алиевой «Край уникальных артефактов» в ежедневной общественно-политической газете «Бакинский рабочий» от 18.04.2023 г. (учредители: Управление делами президента Азербайджанской Республики и редколлегия газеты):

«Историко-археологическим памятникам Восточного Зангезура – более пяти тысяч лет. Зангезур – одна из исторических территорий Азербайджана, регион с богатейшими памятниками культуры, археологии и истории, свидетельствующими о тысячелетней древности этого уникального края. В этом преимущественно горном районе есть стоянки древнего каменного века, поселения, погребальные памятники и петроглифы бронзового века, албанские храмы и гробницы Средневековья.

Российско-советская империя разделила Зангезур на две части – западная половина этой древней азербайджанской земли была включена в состав искусственно созданного образования под названием Армения. А Восточный Зангезур, на территории которого располагаются Кельбаджарский, Лачинский, Губадлинский, Зангиланский и Джебраильский районы, остался в составе Азербайджанской Республики».

Если исключить из первого абзаца данного опуса Галии Алиевой фразу «Зангезур – одна из исторических территорий Азербайджана», все остальное соответствует истине.

Правда и то, что Российско-советская империя разделила Зангезур на две части, но с небольшим уточнением: не было понятия Западный и Восточный Зангезур. Этот единый край входил в состав исторического Сюника-Сисакана, который с 189 года до нашей эры (н. э.) находился в составе Великой Армении. Азербайджан же как государство родился спустя 2107 лет – 28 мая 1918 года.

ИСТОРИЧЕСКИЙ СЮНИК

В VIII веке до нашей эры племена, населявшие Сюник, начали постепенно вовлекаться в сферу политического влияния царства Урарту. В 782 году до н. э. власть Аргишти I распространилась до северо-западных берегов Севана. Сардури II присоединил к Урарту все побережье Севана.

С конца V и до IV века до нашей эры Сюник сначала был частью 18-й сатрапии Ахеменидской Персии, а затем входил в состав Айраратского царства Ервандидов. С 189 года до нашей эры Сюник находился в составе Великой Армении, которой правили представители династии Арташесидов, а в I–IV веках нашей эры – династии Аршакидов.

Сюник являлся одним из сильнейших нахарарств (княжеств) Армении. Согласно «Зоранамаку», во время войны провинция Сюник выставляла конницу, насчитывающую до 19.400 всадников, а согласно «Гахнамаку», сюникский князь занимал первый ранг среди армянской аристократии при царском дворе.

«Зоранамак» (арм. дословно: «Военное письмо») – Военный регистр (грамота) Великой Армении – представляет собой список армянских княжеских династий и количество представляемой ими конницы в царском войске. «Зоранамак» использовался в Армении до падения царской династии Аршакуни (конец IV – начало V вв. нашей эры), был составлен между VI и VIII вв. Более вероятным считается промежуток между 579 и 651 годами. Грамота имела вид четырехгранной таблицы в соответствии с четырьмя воеводствами (воинскими округами) Великой Армении: Северные, Южные, Восточные и Западные врата. Каждое воеводство состояло из 21 или 22 нахарарств (княжеств) с указанием количества их воинских сил.

Наибольшее количество войск представляли нахарарства: Сюник – 19.400, Мазазаци – 500, Амаскони – 200, Авацаци – 200, Вардзавуни – 200, Тамбераци – 100, Цохкепан – 100.

«Гахнамак» (дословно: «Тронная грамота») – официальная грамота, упорядочивающая список мест-тронов и бардзов («подушек»), занимаемых армянскими аристократами при царском дворе Великой Армении. Трон рода, занимаемый его главой при дворе, определялся традиционным положением рода (пативом), а также его экономическим и военным могуществом (последнее определялось в «Зоранамаке»). «Гахнамак» составлялся и закреплялся решением царя.

После раздела Великой Армении в 387 г. Сюник остался частью вассального Армянского царства. Со второй половины 390-х годов в гаварах Ернджак и Гохтн провинции Сюник великий армянский просветитель и ученый Месроп Маштоц осуществлял просветительскую деятельность, а после создания армянского алфавита (406 г.) с помощью князей Вагинака и Васака Сюни он открыл здесь первые школы, в которых обучал учеников новой армянской письменности.

Вслед за тем Маштоц выехал в другие земли Сюника, где с боголюбивой покорностью принял его тот же князь Вагинак, от которого получил большую помощь и объездил все пределы Сюника. Об этом пишет также историк Сюника Степанос Орбелян: Месроп Маштоц «открыл школы в стране Сюника... и немедленно всех обучил армянской словесности».

С 428 года, после ликвидации Армянского царства, Сюник входил в состав Армянского марзпанства (административная единица в Сасанидской Персии в 428–642 гг.).

В 885 г. Сюник вошел в состав Багратидской Армении. В 987–1170 гг. со столицей в городе Капан существовало армянское государство – Сюникское царство, поверженное сельджуками. В 1211 г. армяно-грузинские войска под предводительством Закаре и Иване Закарянов освободили весь Сюник от сельджукского ига, образовав два княжества – Орбелянов и Прошянов (Хагабакянов).

С XVI века до первой половины XVIII века Армения и прилегающие регионы неоднократно становились ареной войн между Османской империей и Персией. В начале XVII века персидский царь Аббас Великий (шах Аббас) заселил земли между Арцахом (Нагорным Карабахом) и Сюником курдскими племенами.

В 1722 г. армяне Сюника восстали против персидского ига. Восстание возглавил Давид Бек, который освободил юг региона, включая город Капан. После смерти Давид Бека в 1728 г. кампанию за независимость Сюника возглавил Мхитар Спарапет. Два года спустя армянский военачальник был убит, и восстание армян в Сюнике постепенно пошло на убыль.

С середины XVIII века побережье Севана находилось в границах Эриванского ханства, а южный Сюник – в границах Карабахского ханства.

ГАВАРЫ СЮНИКА ПО «АШХАРАЦУЙЦУ»

Согласно «Ашхарацуйцу» (VII в.), Сюник был разделен на 12 административно-территориальных районов – гаваров (провинций, уездов):

«Сюник, к востоку от Айрарата, между Ерасхом (Араксом) и Арцахом, имеет 12 областей: 1. Ернджак, 2. Чагук, 3. Вайоц-дзор, 4. Гелакуни с морем, 5. Сотк, 6. Агахечк, 7. Цгак или Цгук, 8. Абанд, 9. Багк или Балк, 10. Дзорк, 11. Аревик, 12. Кусакан. В этой провинции растут: мирт, герери и гранат. В ней много гористых местностей».

Анания Ширакаци (ок. 610?г. – ок. 685 г.) – армянский географ, философ, математик, картограф, историк, астроном, основоположник древнеармянского естествознания, автор «Географического атласа мира», более известного как «Ашхарацуйц», в котором содержатся подробные сведения об исторической географии Армении. Здесь наряду с географическими и картографическими сведениями, касающимися стран Азии, Европы и Ливии (Африка), подробно описывается исторически сложившееся административно-политическое состояние территории древней и раннесредневековой Армении в границах Великой Армении и находившейся к западу от нее Малой Армении. Впервые труд был издан в 1683 г. в Марселе.

Из книги «История дома Сисакан», оставленной нам митрополитом Сюника (с 1286 г.) Степаносом Орбеляном (? – 1304), достоверно известно: в 1299 г. 47 селений гавара Гегаркуни (Гелакуни) площадью в 1735 квадратных километров несли Татевскому монастырю дань в 532 дахекана (серебряная монета весом в 4,53 грамма).

В том же 1299-м Сотк (Содк) состоявший из 75 селений, нес положенную монастырю Татев десятину – 761 дахекан.

В 1995 г. территории Гегаркуни и Сотка вошли в состав новообразованной Гегаркуникской области (5349 кв. км) Республики Армения.

Дань Татеву, согласно Сводной книге податей X века, с 92 селений Вайоц дзора, разбросанных на площади в 2350 кв. км, составляла 854 дахекана. На территории гавара Вайоц дзор в том же 1995 г. образована Вайоцдзорская область (2308 кв. км) Республики Армения.

Из гавара Чагук (Чахук – в современной транскрипции) площадью 1130 кв. км в Татев ежегодно с 47 селений притекало 534 дахекана. В Ернджаке площадью 600 кв. км насчитывалось 30 селений, обложенных данью в 360 дахеканов в пользу все того же Татева. Ныне территории гаваров Чахук и Ернджак – в пределах Нахичеванской Автономной Республики Азербайджана.

Из двенадцати гаваров (уездов) Сюника в составе Зангезура находились семь: Агахечк (Агаэчк), Цгук (Цхук), Габанд (Абанд), Багк или Балк, Дзорк, Аревик и Кусакан (Ковсакан).

Гавар Агаэчк площадью 1402 кв. км в 1921 г. был передан Азербайджану и до роспуска Нагорного Карабаха значился в его составе как Кашатагский район.

Выезжаем в гавар Цхук. С востока охраняют его Агаэчк и Абанд, с северо-запада – Чахук и Вайоц дзор, с юга – Багк, Дзорк, с юго-запада – Ернджак. На севере граничит с уездом Цар, что в пределах Арцаха. Нередко Цхук звали и как Сивник, и как Сисакан. Историки раннего Средневековья часто употребляли эти названия.

В книге поборов Татевского монастыря Цхук значится состоящим из двух отдельных земель – Цхука и Айлаха. В 1299 г. за первым (площадью 1950 кв. км) закреплено было 75 селений, за вторым – 26. И платили они монастырю соответственно 685 и 252 дахекана. Необходимо отметить: иноверцев на этих землях не было.

С 59 селений Абанда Татевский монастырь в том же году взимал 618 дахеканов. Абанд занимал без малого 1325 кв. км.

В той же старой книге податей, взимавшихся Татевским монастырем с шинаканов-крестьян, упоминается 41 село из Багка площадью в 925 кв. км, платившие в XIII веке 376 дахеканов, и 16 – из Дзорка площадью в 525 кв. км, отдававших 154 дахекана. Кашуник же, Миус Багк, обложен был 448 дахеканами – на 52 села.

Юго-восточнее Багка лежит гавар Ковсакан. Его же знают как Грхам, Кусакан, Косакан. Площадь его – 625 кв. км. В точном переводе Ковсакан – «Место выпаса коров» (ков у нас – «корова»). Взимал Татевский монастырь со своих 53 сел 434 дахекана. Славен был Ковсакан неприступными крепостями – Бердакар, Крнасу берд, Кадыр-каласи и Ачкаберд.

Самый южный уезд Сюника – Аревик, что переводится как «Солнышко», распавшись на Таштун и Мегри, граничит на севере с Дзорком, на востоке – с Ковсаканом, на западе – с Гохтном, на юге простирается до берегов Аракса. В казну монастыря Татев Аревик вносил десятину в 262 дахекана с 24 сел общей площадью равных землям Ковсакана.

Шесть гаваров (Цхук, Абанд, Багк, Дзорк, Аревик и Ковсакан), которые находились в пределах Зангезура, в 1995 г. объединились в Сюникскую область (4505 кв. км) Республики Армения.

* * *

В 987–1170 годы со столицей в городе Капан существовало средневековое армянское государство на территории древнеармянской провинции Сюник – Сюникское царство.

Британская энциклопедия причисляет Сюникское царство к тем армянским государственным образованиям, которые сохранили свое существование после падения централизованного Армянского царства династии Багратуни в 1045 г.

В Сюникское царство вошли шесть из двенадцати гаваров Сюника: Цхук, Абанд, Багк, Дзорк, Ковсакан, Аревик, а это 5500 кв. км. Первым правителем царства в 970 г. стал Смбат I Саакян. Его воины довольно долго отражали наскоки арабских отрядов. Отстояв независимость царства, Смбат I усердно взялся за благоустройство своей вотчины, основал суды, укрепил 43 крепости. Под ним было 1008 селений, 48 монастырей, тысячи церквей отправляли службу. В селениях и монастырях ожили ремесла.

Трон Смбата I в 998 г. унаследовал его сын Васак Ктрич (Смельчак), помазанный на царство владыкой Григором III. Сын завершил начатое отцом: укрепил стены монастыря Татев, построил и укрепил столицу царства Капан. Дочь свою Катранидэ выдал за царя Гагика I (989–1020), самого влиятельного из Багратидов.

В канун 1000 года ждали второго пришествия Христова. Пока грешники готовились к Страшному суду, Катранидэ завершила возведение собора в стольном граде Ани, поставив на купол серебряный крест в человеческий рост. Не пожалела денег и на убранство храма, принесла в дар сосуды из золота и серебра, люстры из Индии, покрывала и занавеси, расшитые золотыми и серебряными нитями.

В 1132 г. в Сюник пришли сельджуки и обосновались надолго. В 1151-м была захвачена крепость Шлорут, форпост между Дзорком и Багком. В 1157-м сдалась Мегринская крепость. В 1170-м Багаберд подвергся вторжению, при этом было сожжено более 10.000 армянских рукописей и тем самым закрыта глава об Армянском царстве Сюник.

«Так был положен конец царству Сюник. Так завершилась история рода Сисакан и нахарарства Сюникского». Это событие стало последней точкой в «Истории» Степаноса Орбеляна.

ЗАНГЕЗУР В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

На западе и северо-западе Сюник в веках граничил с Айраратом (до гавара Востан Хайоц с центром в городе Двин), на северо-востоке и востоке (вдоль реки Акера) с Арцахом, на западе и юго-западе с Васпураканом (до гавара Нахчавани), охватывая побережье озера Севан (Гегамского моря), простирался до реки Аракс. Площадь Сюника составляла более 15 тысяч квадратных километров.

В начале царствования императора Александра I (1801–1825) – внука Екатерины II Великой – зангезурские земли в составе Карабахского (Карабагского) ханства были присоединены к Российской империи.

Карабахское ханство делилось на 21 магал: Сисиан, Дамирчигасанли, Кюпара, Баргушат, Багабюрт, Кабирли, Татив, Джаваншир, Талыш, Хачин, Коланылар, Чилаберд, Хырда-пара Дизаг, Пюсиан, Дизаг Джаваншир, Отузики, Ийирмидорд, Гарачорлу, Варанда, Дизаг, Аджанан-Тюрк (Сисиан, Кюпара, Баргушат, Багабюрт, Татив, Пюсиан и Аджанан-Тюрк – в пределах Зангезура).

В 1822 г. Карабахское ханство было упразднено, став российской провинцией. Власти ввели в Карабахской провинции как законодательную, так и политическую структуру русского правления. В «Налоговом реестре» Карабахской провинции значилось 18.563 дыма, из коих 3955 – в семи зангезурских магалах (Сисиан, Кюпара, Аджанан-Тюрк, Баргушат, Багабюрт, Пюсиан), что составляет 21,3% (примерно 20 тыс. чел.) от общего числа населения провинции. В 1828 г. вошли в состав Карабахской провинции южные участки Зангезура – Мигри-Гюней и Чавандур.

На основании закона об административной реформе, утвержденного 10 апреля 1840 г. императором Николаем I под названием «Учреждение для управления Закавказским краем», была учреждена Каспийская область с центром в г. Шемахе, в составе которой был образован Карабахский уезд.

В Карабахский уезд с центром в городе Шуши вошли участки: Мегринский, Кеберлинский, Зангезурский, Джеванширский, Челябюртский и Варандинский. В 1846 г. при переименовании области в губернию Карабахский уезд был назван Шушинским.

В новообразованную в 1849?г. Эриванскую губернию была передана южная часть Зангезура под названием Мегринский участок, который с 1849 по 1867 г. находился в составе Ордубадского уезда данной губернии.

РОЖДЕНИЕ ЗАНГЕЗУРСКОГО УЕЗДА

В связи с образованием в 1868 году Елисаветпольской губернии из состава Шушинского уезда был выделен Зангезурский уезд с возвращением ему Мегринского участка из Эриванской губернии. В дальнейшем Зангезурский уезд был разделен на участки и в таком виде просуществовал до периода советизации. Мусульманское население было в основном сосредоточено в восточной части уезда, а армянское – в западной. Общая площадь территории Зангезурского уезда составляла 6742 кв. версты (1 кв. верста – 1,138 кв. км), или 7672 кв. км.

Высочайшим указом «О преобразовании управления Кавказского и Закавказского края» от 9 декабря 1867 года (Полное собрание Законов Российской Империи, собрание 2-е, т. XLII, ч. 2, ст. 45259) была образована Елисаветпольская губерния с центром в городе Елисаветполь. Последовавший за тем циркуляр наместника Кавказа Великого князя Михаила Николаевича «О преобразовании с 19 февраля 1868 года управления Кавказского и Закавказского края» от 12 февраля того же года гласил: «Из существующих ныне за Кавказом четырех губерний образовать пять – утверждением новой губернии Елисаветпольской, в состав которой входят части нынешних Тифлисской, Бакинской и Эриванской. Елисаветпольская губерния состоит из пяти уездов: Казахский, Елисаветпольский с Самухским Приставством, Шушинский, Зангезурский и Нухинский с Арешским Приставством».

С образованием Зангезурского уезда с центром в Горисе (Герюсах) объединились в одно целое юго-восточные земли исторического Сюника.

Отрывок из повести «Кёрес» классика армянской литературы Акселя Бакунца (в переводе авторов публикации):

«Горис был административным, военным и хозяйственным центром довольно обширного уезда, едва ли не самого большого в Закавказье, протянувшегося от южных гор, окружающих озеро Севан, до реки Аракс. В изрезанном горными цепями и глубокими ущельями крае жили народы различной веры, оседлые и кочевые…

Обширный уезд Зангезур был разрезан горными кряжами и темными ущельями на магалы. Магалы делились на небольшие группы селений, от живущих там можно было услышать: «До вершины горы земля наша, а за нею страна Авганская». Село свое звали они «родиной» или «страной», а то, что по соседству, – «чужой страной» или «землей гариба».

В 1873 году в связи с разукрупнением уездов в Елисаветпольской губернии было образовано три новых – Арешский (с центром Агдаш), Джебраильский (Джебраил) и Джеванширский (Тертер). Два последних были выделены из Шушинского уезда. С 1905 по 1918 год Джебраильский уезд именовался Карягинским.

НАСЕЛЕНИЕ ЕЛИСАВЕТПОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ

«Памятная книга Елисаветпольской губернии на 1914 год» (Тифлис, 1914):

«По имеющимся в распоряжении Губернского Статистического Комитета сведениям к 1 января 1913 года народности в губернии распределены следующим образом: татар (закавказские татары: современные азербайджанцы. – М. и. Г.М.) – 710.248 человек (373.844 муж., 336.404 жен.); армян – 452.294 (231.573 муж., 220.721 жен.); русских – 49.649 (26.144 муж., 23.595 жен.); поляков, немцев и пр. европейских народностей – 6.930 (3.764 муж., 3.166 жен.).

Остальная часть населения падает на евреев, цыган, грузин, курдов, удин и т.д.

По Шопену, татары принадлежат к различным племенам: одни – остатки некогда проходивших орд Тамерлана и Чингис-Хана; другие пришельцы из Аравии; третьи куртинского происхождения; например, татары Казахского уезда принадлежат к потомкам разных тюркских и др. племен, давно сошедших с исторической сцены. Некоторые общества смутно помнят свое прошлое и лишь по названию сохраняют память о племенном своем происхождении…

Переселившееся из Персии татское общество основало селение Татлы в ущелье реки Гасан-Су. С течением времени потомки переселившихся сюда племен слились в один общий татарский элемент...

В губернии почти во всех уездах имеются селения, населенные курдами, или кюрдами, – потомками древних парфян, живших раньше в Ассирии, а потом в степях между рек Тигром и Евфратом. По Легкобытову, слово «курд», или «кюрд», переделано из сирийского слова «керад» («всадник»), так называли сирийцы древних парфян. Шопен полагает, что древние курды (курдуки) составляют, вероятно, одноплеменники древним парфянам. Замечательно, что все курды Елисаветпольской губернии принадлежат к шиитам и между ними нет суннитов, тогда как курды Эриванской губернии или исповедуют суннитское учение, или же принадлежат к иезидской вере (поклонники Сатаны).

По религии татары-мусульмане делятся на два толка: шиитов – последователей пророка Али и суннитов – почитателей учения пророка Омара. Татары, до занятия края русскими, будучи господствующим населением, конечно, заняли лучшие места в губернии. Татарские помещики (беки) захватили в свое владение огромные пространства земли. В губернии есть беки, имеющие землю десятками тысяч десятин. У них лучшие леса, сенокосные луга, пахотные земли, вода.

Русские-сектанты занимают преимущественно нагорную полосу в губернии. Занимаются хлебопашеством, скотоводством, садоводством и извозным промыслом…

Армяне заселяют главным образом нагорную часть губернии. Большинство из них – аборигены страны, о чем свидетельствуют многочисленные исторические памятники христианства в лесах и нагорных частях уездов Джеванширского, Зангезурского, Казахского и Шушинского. Некоторые армянские селения Нухинского и Арешского уездов заселены вследствие исторических событий переселенцами – армянами из Карабаха и из персидских провинций. Главную разницу между армянами разных местностей губернии составляют наречия, на которых они говорят. Армяне – переселенцы из Персии во многом отличаются от коренных армян-карабахцев, как по языку, так и по костюму. Главные занятия армян – торговля, а затем уже хлебопашество, садоводство, виноградарство, шелководство. Малоземелье заставляет их заниматься отхожими промыслами в Баку и Закаспийском крае.

Благодаря своей предприимчивости и склонности к торговле армяне монополизировали почти всю промышленность и торговлю края. Поставив этим другие народности в экономическую от себя зависимость».

«Памятная книга Елисаветпольской губернии на 1914 год» (Тифлис, 1914):

«Населенных пунктов в губернии свыше 1.700, из коих городов только четыре: Елисаветполь, Герюсы, Нуха и Шуша.

Герюсы.

Герюсы – административный центр Зангезурского уезда, на речке Герюсы-чай, левый приток реки Баргушета. Жителей 2.112 обоего пола, главным образом армян. Две церкви – православная и армяно-григорианская.

В начале XIX века селение Герюсы являлось передовым постом нашим на персидской границе.

Торговых и промышленных заведений 134, общая сумма оборотов в 1913 году 387.350 руб. Домов в городе 275, все они каменные с деревянными и железными крышами; площадей четыре, каждая из них занимает пространство в 170 кв. саженей; сквер один в центре города, всего 5.700 кв. саженей; 12 улиц, все не вымощены; освещение – электрическое – 80 фонарей с 8-ю свечными лампочками».

О ТОМ, КАК КУРДЫ ЗАНГЕЗУРСКОГО УЕЗДА СТАЛИ «КАВКАЗСКИМИ ТАТАРАМИ»

В 1752–1780 гг. массово начинается переселение курдов и тюрок в Зангезур из Персии (Ирана) и длится до 1850–1870 гг.

Изначально это были кочевники, которые занимали летние и зимние пастбища возле местных армянских деревень, а позже, они сами начали оседать в брошенных армянских деревнях. Дома свои жители-армяне покинули из-за постоянной угрозы со стороны мусульман.

Из «Свода статистических данных о населении Закавказскаго края, извлеченных из посемейных списков 1886 года» (Тифлис, тип. И. Мартиросиянца, 1893):

В результате, перепись 1886 года показала в Зангезурском уезде 123.997 жителей, из которых: армяне – 57.425 (46%); кавказские татары – 37.653 (30%); курды – 26.824 (22%).

Из «Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года» под редакцией и с предисловием Н.А. Тройницкого (Санкт-Петербург. Издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, 1899–1905. Елисаветпольская губерния, Зангезурский уезд. 1904 г.):

Согласно официальному изданию, в 1897 г. в Зангезуре уже жили 137.871 человек, из которых: армяне – 63.622 (46%); кавказские татары – 71.206 (52%); курды –1807 (1%).

Таким образом, число курдов таинственным образом сокращается с 26.824 (22%) в 1886 г. до 1807 (1%) в 1897 г.

В то же самое время, за тот же самый период число кавказских татар таинственным образом выросло с 37.653 (30%) в 1886 г., до 71.206 (52%) в 1897 году. То есть в 2 раза!

Очевидно, что всех курдов просто записали в «кавказские татары».

Таким образом, мы можем смело сказать, что не менее 40–45% так называемых «кавказских татар» (современных азербайджанцев), живших в Зангезуре, на самом деле были курдами.

После советизации Армении 01.12.1920 г. Советский Азербайджан объявил, что «добровольно отказывается от спорных провинций и декларирует передачу Советской Армении Зангезура, Нахичевани и Нагорного Карабаха». Эта информация содержится в телеграмме от 02.12.1920 г. из Баку в Москву чрезвычайного комиссара Юга России Серго Орджонокидзе и в специальном заявлении наркома национальностей РСФСР Иосифа Сталина. Советская Россия признавала Зангезурский уезд бесспорно входящим в состав территории Армянской ССР 3-м пунктом договора между РСФСР и Армянской ССР от 02.12.1920 г.

Однако во время проведения Кавказским бюро Центрального комитета Российской коммунистической партии (большевиков) арбитража границ в июле 1921 года восточные, населенные курдами и кавказскими татарами районы Зангезурского уезда Советской Армении и небольшой части Нагорного Карабаха были переданы Советскому Азербайджану, образовав Лачинский, Зангеланский и Губадлинский районы.

При этом решением же Кавбюро ЦК РКП(б) от 5 июля 1921 г. Нагорный Карабах был передан Азербайджанской Советской Республике с предоставлением областной автономии.

В состав незаконно переданных Азербайджану, населенных курдами и кавказскими татарами районов входили гавар Агаэчк и подавляющая часть сельских обществ 2-го и 3-го участков Зангезурского уезда (всего 2238 кв. км), по Ильхаму Алиеву – Восточного Зангезура.

КРАСНЫЙ КУРДИСТАН

16 июля 1923 г. указом президиума Центрального исполнительного комитета Азербайджанской ССР под руководством С.М. Кирова был образован Курдистанский уезд. Курдистан становится самостоятельной административной единицей в следующих территориальных границах: на севере Курдистанский уезд был отделен от Гянджинского водоразделом Муровдагского хребта, далее граница с Нор-Баязетским уездом Армянской ССР проходила по Кангуро-Алангезскому хребту, на юго-западе Курдистан граничил с Шаруро-Даралагезским и Зангезурским уездами Армении. На юго-востоке его границы с бывшим Джебраильским уездом соприкасались по реке Акера, начинаясь от селения Эфендиляр до впадения в Акеру реки Малхалаф, ее левого притока. Граница уезда с Нагорным Карабахом начиналась от впадения Малхалафа в Акеру и продолжалась вплоть до Муровдагского хребта. Изначально уездным центром Курдистана было село Пириджан, позже центр был перенесен в село Абдаляр, переименованное в Лачин.

Административный центр уезда – город Лачин (до 1923 г. имел статус поселка, до 1926 г. назывался Абдаляр) – делился на 6 дайр (волостей): Каракишлагскую, Кельбаджарскую, Кубатлинскую, Котурлинскую, Кюрд-Гаджинскую и Мурадханлинскую.

Практически все учреждения Красного Курдистана, за неимением в уезде пригодных городских зданий и помещений, находились в Шуши.

В 1926 г. в уезде проживало 51,2 тыс. человек, 73% которых составляли курды, 26% – кавказские татары. Счастливым курдам татарское руководство Азербайджана вернуло национальность. Но, как показало время, всего на шесть-семь лет. С упразднением Курдистана была упразднена и национальность основных жителей уезда.

Курдистанский уезд был упразднен в 1929 г. при переходе на окружное деление. С 25 мая по 8 августа 1930 г. существовал Курдистанский округ с центром в Лачине. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 июля 1930 г. «О ликвидации округов» округа были упразднены. В соответствии с этим решением окружное деление в Азербайджанской ССР было также упразднено, и на месте Курдистанского округа было образовано несколько районов. Таким образом, Курдистанский округ просуществовал всего 75 дней.

11 июля 1924 г. в результате достигнутого между представителями Армении и Азербайджана – А. Ерзнкяном и М. Багировым – соглашения было решено окончательно «уточнить» границы Армении. Создается комиссия по определению границ Зангезура и Курдистана с участием уполномоченного ЗакЦИКа Кочеткова, председателя АзЦИКа Асада Караева и представителя Наркомзема Армении Акселя Бакунца. В 1925?г. комиссия объезжает приграничный пояс и собирает жалобы и документы о земельных спорах, после этого 11 сентября 1926 г. возобновляет свою работу. Аксель Бакунц, зангезурский уездный агроном, который вплоть до 16 октября принимал участие в размежевании границ, в своей докладной записке, направленной в Наркомзем Армении, перечисляет те села и местности, которые незаконно отошли к Азербайджану. Докладная очень интересна сама по себе, но ограничимся лишь одной выдержкой из нее:

«Не имея пока на руках цифровых данных о спорных территориях, как и о том, сколько десятин этих спорных земель перешло к той или иной стороне после нового определения границ, сейчас можно ограничиться лишь общим выводом о том, что делающий уступки стороной оказывался в большинстве случаев Зангезур…»

Спустя 100 лет все это повторяется. И это только начало.

10 января 2024 г. президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев дал интервью местным телевизионным каналам.

Корреспондент телеканала «Реал» Миршахин Агаев, обращаясь подобострастно к лидеру Азербайджана, выдал следующее: «Господин президент, 15 октября (2023 г. – М. и Г. Мирзоян) Вы подняли азербайджанский флаг в Ханкенди (Степанакерт. – М. и Г. Мирзоян). Мне кажется, что это была не только Ваша рука; это была рука великого лидера Гейдара Алиева, это была рука Панахали хана (первый карабахский хан. – М. и Г. Мирзоян), это была рука основателей Азербайджанской Демократической Республики. Все эти руки объединились в Вашей руке».

Бурные аплодисменты!!!

1902 ГОД: ЗАНГЕЗУРСКИЙ УЕЗД ПО КАРТЕ КОНДРАТЬЕВА И «КАВКАЗСКОМУ КАЛЕНДАРЮ»

Кавказский календарь на 1902 год (Тифлис, 1901)

Зангезурский уезд (город Герусы) Елисаветпольской губернии Кавказского наместничества. Число жителей по участкам и сельским обществам, народность и вероисповедания.

I участок (резиденция сельского общества – Каракилисы)

Армяне-григориане: 1. Алилинское – 1326, 2. Акгелаутское – 2541, 3. Ахлатианское – 2779, 7. Пирнаутское – 2146, 9. Тативское – 2661,

10. Узское – 2441, 11. Хотское – 1926, 12. Шалатское – 2023, 14. Шингеркое – 3181. Итого: 21.024

Армяне-григориане и татары-шииты:

6. Дарабазское – 2759

Русские сектанты: 4. Базарчайское – 630

Татары-шииты: 5. Вагудинское – 3176,

8. Сисианское – 1355, 13. Шекинское – 2314. Итого: 6845

Татары шииты и сунниты: 15. Шихлярское – 1769

Всего жителей по I участку: 33.027.

II участок (резиденция сельского общества – Диг)

Армяне-григориане: 1. Аликуликендское – 2308, 4. Герензурское – 1374, 5. Герусинское – 3176, 8. Дыгское – 3319, 10. Каладарасинское – 2700. 19. Хизниракское – 4475. Итого: 17.362

Армяне и курды: 3. Гарарское – 1041,

17. Сеидлярское – 3178, 18. Хазнаварское – 2534, 21. Шахсуварлинское – 2829. Итого: 9582

Курды: 1. Алианлинское – 878; 6. Джагазурское – 1361, 19. Казикурдалинское – 534,

11. Каракишлагское – 1994, 12. Малибеклинское – 1227, 13. Моллаларское – 1761, 15. Пичанисское – 1631, 16. Софианское – 2244, 20. Шальвинское – 1642, 22. Шихавинское – 1091. Итого: 14.363

Татары-шииты: 2. Баяндурское – 1408,

14. Мусульманларское – 1052. Итого: 2460

Татары-сунниты: 7. Джеджимлинское – 869

Всего жителей по II участку: 44.636.

III участок (резиденция сельского общества – Арцеваник)

Армяне-григориане: 2. Арцеваникское – 3010, 17. Уджанисское – 4614. Итого: 7624

Армяне и татары: 11. Норашеникское – 2314, 12. Охтарское – 1444. Итого: 3758

Татары-шииты: 4. Гальское – 994, 13. Рабандское – 1291. Итого: 2285

Татары-сунниты: 14. Сараллинское – 1645, 16. Сафулинское – 1552. Итого: 3197

Татары шииты и сунниты: 6. Дондарлинское – 1502, 20. Ходжаганское – 1846. Итого: 3348

Татары-шииты и курды: 7. Исандер-беклинское – 936

Курды: 3. Бабалинское – 1394, 5. Гедакларское – 943, 8. Керджаланлинское – 1614, 9. Мамедлинское – 1318, 15. Сары-ятагское – 690. Итого: 5959

Курды и татары-шииты: 1. Али-кули-ушагинское – 2190, 18. Халаджское – 1612, 19. Хандакское – 906. Итого: 4708

Курды и татары-сунниты: 10. Моллинское – 1079

Всего жителей по III участку: 32.894.

IV участок (резиденция сельского общества – Катар)

Армяне: 2. Астазурское – 1245, 5. Гюдгюмское – 2889, 13. Мигринское – 1267, 19. Шихаузское – 2484. Итого: 7855

Армяне и татары-шииты: 1. Алидаринское – 1796, 4. Вартаназурское – 2632, 10. Кавартское – 2144, 11. Киратагское – 3450, 12. Легвазское – 1715. Итого: 11.737

Татары-шииты: 3. Бартазское – 1230, 6. Гягялинское – 627, 8. Джагангирбеклинское – 907,

9. Зангеланское – 1479, 15. Ордаклинское – 1780, 17. Пирчеванское – 1092, 18. Тириское – 383. Итого: 7503

Татары-шииты и татары-сунниты: 16. Охчинское – 4498.

Татары-сунниты: 7. Дзарлинское – 2204

Таты и татары: 14. Нювадинское – 1269

Всего жителей по IV участку: 35.101.

Итого в Зангезурском уезде: всего населенных мест 426, мужчин 78.465, женщин 67.193, общего пола 145.658.

«Кавказский календарь на 1917 год» (Тифлис, 1916)

Пространство Елисаветпольской губернии и ее уездов в квадратных верстах (1 кв. верста – 1,138 кв. км):

Арешский – 2318,10; Джеванширский – 4654,06; Елисаветпольский – 8726,00; Зангезурский – 6742,92; Казахский – 5096,52; Карягинский – 3276,31; Нухинский – 3685,03; Шушинский – 4423,28.

Всего по губернии – 38.922,43.

«Кавказский календарь на 1917 год» (Тифлис, 1916)

Зангезурский уезд.

Пространство в квадратных верстах – 6742,92.

Армяне-григориане: муж. 49.300, жен. 50.031, обоего пола 99.331.

Курды-магометане: муж. 1797, жен. 1841, обоего пола 3638.

Магометане-шииты: муж. 56.196, жен. 54.318, обоего пола 110.514.

Магометане-сунниты: муж. 4574, жен. 4392, обоего пола 8966.

Других исповеданий: муж. 923, жен. 835.

Итого: муж. 112.780, жен. 111.417, обоего пола 224.197.

Жителей на каждую квадратную версту: 33,3.

Подготовили Марина и Гамлет Мирзоян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 14 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Зря не старайтесь мы что нам принадлежит то заберём с помощью АЛЛАХА,ИН ША ЛЛАХ.
  2. Всё, что вы забрали не принадлежит вам и Аллах( Всевышний) это видит. Вы в итоге получите то, что заслужили за свои злодеяния. Добро всегда побеждает зло. А вы - большое зло на Земле.
  3. Сосед правильно сказал. Не нужно прикрываться Аллахом. все злодеяния: убийства. насилие, депортация, которые Азербайджан совершил против армян Карабаха, выйдет у вас из ноздрей. Аллах за мир и справедливость. А вы шайтаны.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты