Акция устрашения, или Почему «убийство» прикрывается «разбоем и хулиганством»
«Ноев Ковчег» информировал читателей о расследовании уголовного дела по факту убийства 25-летнего Вагика Карапетяна, гражданина России, армянина по национальности, эколога-экономиста, в гостиничном комплексе «Усадьба» города Новосибирска в ночь с 13 на 14 февраля 2009 года, в котором участвовали не менее 20 человек. Наконец дело передано в Калининский районный суд г. Новосибирска.
Потерпевшие, а это 6 человек, включая отца убитого, надеялись, что в ходе многомесячного предварительного расследования будет выявлен не только круг исполнителей, но и заказчиков, поскольку подсудимые неоднократно в своих показаниях поясняли, что они действовали по указанию других лиц. В их показаниях содержатся описания, по крайней мере, мужчины возраста 35-40 лет, который инструктировал нападавших непосредственно перед так называемой «акцией устрашения». У представителя потерпевших нет никаких сомнений в том, что вызывающее бездействие и беспомощность следственных и иных правоохранительных органов преследовали совершенно другую цель – содействовать уклонению от привлечения к уголовной ответственности заказчиков и покровителей этого преступления, получившего общественный резонанс как в России, так и за ее пределами…
Мы прекрасно знаем, что при желании представители правоохранительных органов могут раскрыть любое преступление. Примеров много. Создание иллюзии мира, в том числе и путем нежелания квалифицировать преступления по явным признакам межнациональной розни, смертельно опасно для всего общества.
В нашем конкретном случае мы реально надеялись, что в первую очередь политическое руководство региона в лице губернатора и его окружения, а также высшие должностные лица прокуратуры, МВД, ФСБ примут необходимые меры по выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению этого преступления.
Однако этого не произошло!
Государство в лице правоохранительных органов не только не реализует конституционные гарантии охраны прав потерпевших от преступлений, не только не обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию путем полного, всестороннего и объективного расследования, но наоборот – своим бездействием всячески препятствует установлению истинной картины преступления, выявлению роли всех участников – как исполнителей, так и организаторов.
Анализ материалов уголовного дела позволяет сделать вывод, что руководители Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Новосибирской области, а также руководители прокуратуры региона заведомо сузили круг потенциальных подсудимых, ими не вменен обвиняемым квалифицирующий признак, предусмотренный ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство, совершенное организованной группой, сопряженное с разбоем, по мотиву национальной ненависти или вражды).
Мы не исключаем, что подобные процессуальные уловки преследовали вроде бы благородную цель – установление межнационального мира путем привлечения к ответственности виновных лиц. В итоге – вопиющее, особо опасное преступление в результате названных уловок стало относиться к категории общеуголовных, т. е. без политической окраски. Иными словами: сокрыто особо опасное преступление, не установлены и не привлечены к уголовной ответственности заказчики и покровители, не выявлены причины и условия, способствовавшие совершению данного преступления.
В ходе первого же заседания судебного разбирательства в Калининском районном суде г. Новосибирска выявились вопиющие недостатки предварительного следствия, в т. ч. имеющие важный процессуальный характер.
Выявились грубые нарушения прав на защиту как обвиняемых, так и потерпевших, одно из которых настолько очевидно, что не требует особых комментариев: так, двое подсудимых заявили о неполучении ими копии обвинительного заключения по делу, что должно было повлечь возвращение уголовного дела прокурору для устранения ошибок. Но судья почему-то не усмотрела нарушений и вместо вынесения решения о возврате дела прокурору объявила перерыв до 27.04.2010 г.
Реальное положение дел в такой особенно чувствительной сфере, как межнациональные отношения, таково, что, к сожалению, имеет место проявление нетерпимости, а то и банальная провокация со стороны националистически настроенных лиц, которыми умело манипулируют заинтересованные граждане и организации, у которых свои цели.
В подобных случаях необходимо полно, всесторонне и объективно установить истинную картину, выявить роль всех участников, особо акцентируя внимание на заказчиках и покровителях, организовавших эту показательную «акцию устрашения».
Очень надеемся, что суд не только вернет дело прокурору на дорасследование для устранения недостатков, допущенных следствием, но и значительно расширит круг обвиняемых, включив в него заказчиков и организаторов этого ужасного преступления.
Карен Нерсисян
Оставьте свои комментарии