Что в имени тебе моем...
Эти пушкинские строки приходят на память, когда фактически ежедневно слышишь в программах грузинского телевидения примитивные упражнения с армянофобским подтекстом. Безусловное первенство в этой постыдной и чреватой необратимыми последствиями кампании принадлежит оппозиционным каналам.
На днях гостем популярной вечерней передачи канала «Кавкасия» был известный в стране политолог, ректор Дипломатической академии Сосо Цинцадзе. Ведущий программы, любимец радикально настроенного оппозиционного электората Давид Акубардия в присущей ему манере пытался подбить мэтра на дискуссию по реанимируемой время от времени из конъюнктурной потребности «проблеме» Джавахетии.
Провоцируя оппонента, телеведущий не гнушался называть дружественную Армению «московской губернией», а ее президента не иначе как Сержиком. К чести господина Цинцадзе, он профессионально дистанцировался от приглашения составить дуэт и неоднократно советовал не злоупотреблять непроверенными сплетнями.
Телеведущий, так и не получив испрашиваемой взаимности, пытался «дать задний ход», назвав Армению «стратегическим партнером», однако это была разве что не вполне хорошая мина при плохой игре. На следующий день еще одна тема – о «грядущей независимости Джавахетии» была поднята в ночной передаче не менее популярной телеведущей оппозиционного телеканала «Маэстро» Эки Беридзе. Ночным гостем красавицы и умницы Эки был руководитель одной из азербайджанских общественных организаций Грузии Али Бабаев.
Факт приглашения в популярную передачу представителя нацменьшинств сам по себе – нонсенс, так как участниками подавляющего числа программ на грузинских каналах являются исключительно представители титульной нации. Телеведущая мягко подводила гостя к теме «джавахетского сепаратизма», вопрошая о наличии тех же настроений в регионе Квемо Картли, населенном преимущественно этническими азербайджанцами. Гость деликатно уходил от темы, одновременно заверяя, что «у нас такого быть не может, так как мы все до единого – граждане и патриоты Грузии».
Трудно возражать, зная трудолюбие и отсутствие каких-либо амбиций у азербайджанского населения Грузии, но плохо, когда становишься свидетелем явной попытки противопоставить одну общину другой. Невольно приходят на память слова шейха сунитской мечети, сказанные им недавно в интервью одному из государственных каналов: «Мы с епископом Вазгеном, как братья, и часто советуемся друг с другом».
О том же в своих воскресных проповедях говорит и сам владыка Вазген Мирзаханян, неизменно призывая к миру и взаимопониманию народов Южного Кавказа. Опасной тенденцией последних месяцев стало активное участие отдельных грузинских историков и политических деятелей в армяно-азербайджанских дискуссиях на стороне оппонентов. Полностью отвергая третейскую роль грузинской стороны в разрешении карабахского конфликта, неоднократно продекларированную президентом Грузии, они, с легко объяснимым рвением, лжесвидетельствуют против не только армянской, но и собственной истории, полностью опровергая принципы армяно-грузинского единства, заложенные средневековым автором лучшего грузинского первоисточника «Картлис цховреба» («Житие Грузии»).
Примечательно, что практически все армянофобы – выходцы или беженцы из Абхазии, где до трагических событий гражданской войны 1992-1993 гг. наши общины жили в мире и согласии. И хочется думать, что дело отнюдь не в мести или в неприязни к христианскому соседу, но в возможности легко и без натуги заработать на заказе, взорвать общество накануне парламентских выборов, а там хоть трава не расти.
На фоне этого абсолютно неожиданным было решение редакции популярного многотиражного грузинского оппозиционного еженедельника «Асавл-дасавали», отличающегося наиболее частыми антиармянскими публикациями, предоставить целую страницу под интервью с президентом Союза армян Тбилиси Михаилом Татевосовым, в котором он предостерег лжеполитиков и лже-историков от попыток настроить часть грузинского общества против своего же народа и тем самым расколоть страну на радость «оставшимся неизвестными заказчикам».
В качестве примера духовной близости двух народов руководитель союза назвал историческую встречу летом прошлого года двух Католикосов, когда духовный пастырь всех грузин пешком перешел границу и на армянской стороне встретил своего дорогого гостя. В этот же день в главном соборе грузинского патриархата – соборе Святой Троицы впервые в новейшей истории двух церквей прошла совместная служба при участии двух Католикосов.
Итогом того визита стало присвоение Грузинской епархии ААЦ высокого статуса юридического лица публичного права, а также решение о начале полного восстановления двух армянских церквей в Тбилиси. Уже сегодня восстановление церкви Сурб Ншан идет полным ходом.
В планах союза продолжение встреч с редакциями основных изданий – практика показала, что в процессе очных дискуссий с участием специалистов стороны сравнительно легко приходят к искомому консенсусу.
Динара Мелик-Нубарова
Оставьте свои комментарии