Армянская женщина: на стыке гендерных и социальных проблем
7 апреля в Армении отмечается День материнства и красоты. Этот красивый праздник стал отмечаться в республике с самого начала ее независимости, после того как депутаты тогда еще Верховного Совета решили с маху отменить празднование Международного женского дня 8 марта. Однако решение это так и осталось на бумаге, а армянские женщины продолжали получать поздравления от мужчин именно 8 марта, а не 7 апреля. В дальнейшем все это вылилось в так называемый «миамсяк», в течение которого представительниц прекрасного пола в Армении стали поздравлять не только 8 марта и 7 апреля, но и на протяжении всего месяца между этими двумя датами.
Сегодня для того, чтобы понять, как живет современная армянская женщина, с какими проблемами сталкивается и какие достижения имеет, в республике на гранты западных организаций проводятся десятки исследований, которые при этом, будучи зачастую противоречивыми, слабо отражают истинное положение вещей…
По данным Национальной статистической службы Армении, в республике проживает 1 миллион 684 тысячи женщин, на 100 тысяч больше, чем мужчин, что составляет 51,5% от общего числа населения республики. В большинстве своем это образованные, вполне трудоспособные люди, но лишь часть их востребована в собственной стране, которая очень плохо использует свой богатый женский ресурс. Среди 18 членов правительства всего 2 женщины – министр культуры Асмик Погосян и министр диаспоры Грануш Акопян.
Несмотря на образованность и активное участие в общественной жизни, у женщин лишь 9% депутатских мандатов. Также крайне мало женщин среди топ-менеджеров в бизнесе. Хотя по закону у женщин в Армении равные права с мужчинами, на долю представительниц прекрасного пола приходится 71,4% безработных и 60% пенсионеров.
Следует особо отметить, что на законодательном уровне в Армении права женщин защищаются как нигде в мире. Впрочем, Армения общеизвестна своим либеральным законодательством, другой вопрос, как исполняются все эти законы. Национальное собрание Армении на очередном заседании 6 февраля в первом чтении приняло проект закона «Об обеспечении равных прав и равных возможностей между мужчинами и женщинами». Представленный законопроект устанавливает политические, экономические, социальные, культурные и общественные гарантии обеспечения равных прав между мужчинами и женщинами. Законопроект также устанавливает целый ряд положений, касающихся таких понятий, как гендерное равенство, равные права и обязанности между мужчинами и женщинами. В частности, в законопроекте установлено, что представительство женщин в Национальном собрании страны должно составлять как минимум 20%. На реализацию программ по пропаганде гендерного равенства в бюджет 2012 года предусмотрено направить соответствующие средства.
Впрочем, законопроект по своей сути вряд ли внесет радикальные перемены в армянскую гендерную политику, о которой большая часть населения по сей день имеет весьма смутное представление. Согласно опросу «Особенности общественно-политического гендерного участия в Армении» исследовательского центра «Кавказ», проведенному при содействии армянского представительства Фонда народонаселения ООН (UNFPA), 46,6% респондентов считают, что в Армении к женщинам относятся предвзято, а по мнению 41,1%, такого отношения к женщинам нет. В общественном мнении есть некоторые положительные изменения к женщинам, занимающимся политикой. Однако, несмотря на положительные тенденции, общество пока скептически относится к образу женщины-руководителя, этому способствует также тот фактор, что в большинстве случаев женщины сами не уверены в своих силах, а также уже испытали разочарование, участвуя в политических и общественных процессах. Важным показателем остается традиционная роль женщины в семье, так как она более загружена обязанностями и проблемами, чем мужчина, и это мешает ее самореализации. 6% респондентов утверждают, что в Армении по отношению к женщинам применяется гендерное насилие.
Данному опросу противоречит опубликованный буквально на днях Международный деловой доклад компании Grant Thronton, согласно которому в Армении каждую третью руководящую должность, или 38%, занимает женщина. Учитывая, что женщины в Европе занимают 24% руководящих должностей, а средний показатель по миру в этом году равен 21%, результаты «армянского» доклада выглядят не в меру оптимистично. В другом докладе – «Гендерное равенство-2012» по 154 странам, опубликованном международной правозащитной организацией Social Watch, по уровню гендерного равенства Армения отстает от среднеевропейского показателя, но опережает соседей по региону. Уровень гендерного равенства в Армении был оценен в 70 из 100 возможных баллов, что на 3 балла меньше среднеевропейского показателя. Уровень равенства образованности мужчин и женщин в Армении был оценен в 100 баллов, экономической активности – 74, а прав и обязанностей – 36. При этом Турция набрала 45 баллов, Иран – 51 балл, Азербайджан – 64 балла и Грузия – 67 баллов. В начале минувшего года Фонд народонаселения ООН представил результаты социального исследования о гендерном участии женщин Армении в общественно-политической жизни страны. Оптимизма они не внушили, поскольку выяснилось, что уровень этого участия недопустим для цивилизованного государства, а армянские мужчины практически захватили все лидирующие позиции, и речь идет уже о скрытой дискриминации по половому признаку, в чем просвещенная и основательно феминизированная Европа не замедлила нас укорить.
С целью понять, насколько обоснованны эти претензии, мы обратились к главе Центра социологических исследований «Социометр» Агарону Адибекяну с просьбой ответить на вопрос, насколько соответствуют армянские женщины веяниям XXI века, согласно которым женщина должна быть равной мужчине по силе и возможностям. Согласно исследованиям социолога, армяне, несмотря ни на что, являются носителями арийской культуры, где мужчины играют доминирующую роль в обществе. При этом пассивность женской половины армянского общества Адибекян объясняет тем, что «наши женщины себя не ценят и привыкли во всем подчиняться мужчинам». Не изменилась роль женщин в Армении и после обретения независимости, что позволяет предполагать, что средства, тратящиеся на образование женщин государством, неэффективны, особенно учитывая, что большую часть безработных в Армении составляют женщины с высшим образованием. Лишь 18% зарегистрированных в Армении компаний принадлежат женщинам. Притом что роль эта зачастую носит фиктивный характер, так как те же депутаты регистрируют свой бизнес на жен. Словом, армянские женщины избегают ответственности и лидерства.
К сожалению, проблемы армянских женщин очень далеки от проблем, обозначенных в докладах международных организаций, реализованных на западные гранты. В реальности с неравенством армянские девушки сталкиваются еще во время учебы в вузах, поскольку в аспирантуру принимают лишь парней, стремящихся таким путем откосить от армии. В результате соотношение безработных мужчин и женщин составляет примерно 40 к 60, и это притом что женщины в Армении, несмотря ни на что, по уровню образованности опережают мужчин. Зарабатывают женщины почти вдвое меньше, и даже в этих условиях работодатели охотно принимают на работу молодых, красивых и преимущественно незамужних. После замужества и рождения ребенка сотрудница любой частной фирмы стремится уже через пару месяцев после родов выйти на работу, чтобы не навлечь на себя недовольство руководства, сопровождаемое неминуемым увольнением. Кстати, социологи считают вполне оправданное опасение многих потенциальных мам потерять из-за родов и ухода за ребенком вожделенную работу одной из причин снижения рождаемости. Однако основной причиной низкого уровня рождаемости в Армении по-прежнему остается социальная. По последним данным, половина армянских женщин после второго ребенка прибегает к искусственному прерыванию беременности. Родовой сертификат, так сильно разрекламированный государством, дает женщине право только на бесплатное родовспоможение, а все остальные затраты ложатся на плечи молодой семьи, нередко безработной. В результате, даже по официальным данным, на одну армянскую женщину репродуктивного возраста в 2011 году пришлось 1,5–1,6 рождений, что не обеспечивает даже простого воспроизводства. Отдельной проблемой являются селективные аборты. В минувшем году в Армении родилось почти на 3 тысячи мальчиков больше, чем девочек. Подобный дисбаланс – естественный результат селективных абортов, с помощью которых будущие родители избавляются от нежелательных девочек. По числу селективных абортов Армения входит в тройку стран-лидеров.
Однако и это еще не главная проблема армянских представительниц прекрасного пола. Если в столице волнующая мир проблема неравенства полов хоть как-то проявляется, то в армянской деревне эта проблема вообще не стоит… по причине отсутствия мужчин. В Армении много сел, да и провинциальных городов, из которых на заработки периодически уезжают практически все мужчины, оставив на женщин и чуть подросших детей всю тяжелую крестьянскую работу.
Мужчины уезжают в основном в Россию на 8-9 месяцев в году, приезжая в родные дома лишь на несколько зимних месяцев. В результате женщины страдают не только физически, но и психологически, поскольку молодая женщина, видящая мужа лишь 3-4 месяца в году, неминуемо теряет здоровье, подвергаясь нервным срывам. Подобных случаев на селе множество, и колоссальное физическое напряжение усиливается тоской сельских женщин по покинувшим их мужьям, страхом, что в долгой разлуке они обзаведутся на чужбине новой семьей и уже никогда не вернутся обратно. Именно поэтому существующие в Армении гендерные проблемы в первую очередь обосновываются проблемами социальными, а уже потом мифическим стремлением армянских мужчин отодвинуть представительниц прекрасного пола на второй план, о котором так сильно трубят организации, именуемые в народе «грантоедами». В целом же армянская женщина в первую очередь уважаема, востребована и пользуется авторитетом в семье, а уже потом на работе.
Давид Степанян
Оставьте свои комментарии