№ 6 (189) Апрель (1–15) 2012 года.

Праздники Армянской Апостольской Церкви

Просмотров: 7118

7 апреля

Великая Суббота:

Пасхальный сочельник

В вечер Великой субботы совершается литургия, а после нее – предпразднество Светлого Воскресения Христова.

Аветум. Благовещение

Пресвятой Богородицы

Благовещение – один из Великих праздников Церкви и наиболее древний в честь Девы Марии. Его празднование восходит к IV веку. Еще Иоанн Златоуст называл этот праздник «первым» и «корнем празд­ников». Он установлен в честь возвещения Деве Ма­рии благой вести о том, что выбор Творца пал на нее и она родит миру Спасителя, Сына Божия. Архангел Гавриил явился Марии в галилейском городе Назарете: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою, благосло­венна Ты между женами... Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему рождаемое Святое наречется Сыном Божиим... Ибо у Бога не остается бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Важную роль в утверждении праздника сыграло возведение церкви Пресвятой Богородицы в Наза­рете в 326 году. День освящения церкви вылился в праздник Благовещения, который уже к VII веку от­мечал весь христианский мир.

8 апреля

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО

ВОСКРЕСЕНИЕ. ЗАТИК. ПАСХА

Воскресение Христово является главным христианским праздником. В его основе лежит идея воскресения – центральная, основополага­ющая доктрина христианства, смысл которой – в переходе от смерти к вечной жизни, от земли к небу.

Обратимся к евангельским текстам. Вспом­нив слова Иисуса о том, что Он воскреснет на третий день после смерти,

иудейские первосвя­щенники потребовали у римского наместника Понтия Пилата «охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: «воскрес из мертвых». По приказу Пилата вход в гробницу запечатали и приставили к ней стражу. На третий день учени­цы Иисуса утром пришли к гробнице совершить послепогребальный обряд и увидели, что огром­ная каменная плита отвалена от входа в гробни­цу, а внутри сидит ангел. «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес; Его здесь нет», – успокоил посланец небес. Увидев гробницу пустой, римские солдаты в ужасе помчались к старейшинам поведать о мистическом исчезновении. Посовещавшись, те заплатили во­инам и обещали спасти их от гнева Пилата при условии утверждать, что ночью тело Христа выкрали Его ученики.

Первой, кому воскресший Христос явился после воскресения, была Мария Магдалина. Ей, бросившейся обнять Учителю ноги, Он велел: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Затем Христос явился десяти апостолам. Отсутствовавший апостол Фома, услышав о явлении Христа, не поверил и воскликнул: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вло­жу руки моей в ребра Его, не поверю». Через неделю Христос явился молившимся в том же доме одиннадцати апостолам и обратился к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой!» Иисус говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие». Третьим по счету стало явление Христа семерым апостолам у Галилейского озера, где Он поручил апостолу Петру Свою земную паству.

Ранняя Церковь в день Пасхи отмечала рас­пятие Христа. С IV века акцент был смещен на Воскресение Христово, которое взяло на себя основную смысловую нагрузку. Конкретный день празднования Пасхи долгое время оставался причиной дискуссий. Вспомним, что многие церковные праздники связаны с солнечным циклом и потому неподвижны. Поскольку Пасха связана с лунным календарем, то является подвижным праздником и дата ее празднования с годами дает расхождение. Вопрос был окончательно решен на Первом Вселенском Соборе (325 год), который постановил, что ее «следует отмечать в следующее после полнолуния воскресенье, наступающее после весеннего равноденствия». Когда Пасха стала отмечаться как подвижный праздник, стали составляться специальные таблицы – пасхалии, определяющие даты празднования на много лет вперед.

Армянское слово «Затик», которым обозна­чается Пасха, происходит, по всей видимости, от «азатутюн, азатвел» (свобода, освобождаться) и означает избавление от страданий, зла и смерти.

С чем связано крашение яиц к Пасхе? Во мно­гих религиях яйцо считается символом воскресе­ния, так как содержит семя жизни. Яйцо красили в красный цвет, символизирующий пролитую кровь Христову. Св. Григор Татеваци видел в яйце симво­лическое строение мира: «Скорлупа напоминает небо, бесцветный слой под скорлупой – воздух, бе­лок – воду, желток – землю. А красный цвет означа­ет, что мир искуплен кровью Христа».

Приветствуя друг друга в день Пасхи, русские христиане произносят: «Христос воскресе!» и от­вечают: «Воистину воскресе!» Армянские христи­ане говорят друг другу: «Христос воскрес из мерт­вых!» и отвечают: «Благословенно Воскресение Христово!»

9 апреля

Поминовение усопших

14 апреля

Усекновение головы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В обличении порочной жизни властителей пророка Иоанна не останавливала даже угроза расправы, нависшая над ним из-за обвинений в адрес правителя Галилеи Ирода Антипы. Он осуждал Антипу за его мерзостные деяния, за женитьбу на Иродиаде – жене его сводного брата Филиппа. Антипа собирался казнить Иоанна, но боялся гнева народа, который почитал пророка за святого. В день рождения

Антипы его падчерица Саломия исполнила такую головокружительную пляску, что кровь ударила в голову правителю и он поклялся дать ей все, что она попросит. По наущению Иродиады, затаившей злобу на Иоанна, Саломия потребовала голову пророка. «И опечалился царь, но ради клятвы и возлежавших с ним, повелел дать ей. И послал отсечь Иоанну голову в темни­це. И принесли голову его на блюде и дали девице, она же отнесла матери своей».

По преданию, Иродиада проткнула язык Иоанна булавкой и выбросила голову, а ученица Христа Иоанна погребла ее на Елеонской горе. Мовсес Каганкатваци (VII век) в «Истории страны Агванк» изложил предание о том, как голову Иоанна привезли в Арцахскую (Карабахскую) область в Армении, погребли в Гандзасаре, а на месте погребения возвели знаменитый поныне храм Св. Иоанна Гандзасарского.

15 апреля

Новое Воскресенье

Первое воскресенье после Пасхи называют Новым, реже – воскресеньем Фомы или Антипасхой (греч. «вместо Пасхи»). Армянское слово «кираки», которым обозначается воскресный день вообще, происходит от греческого «кюракэ», что значит «день Господень», ибо в этот день недели воскрес Христос. Праздник Нового воскресенья установлен в честь основания Церкви Христовой через пропо­ведническую деятельность апостолов и крещение языческих народов.

22 апреля

Ашхараматур.

Зеленое воскресенье

Второе воскресенье после Пасхи называется Зеленым. Иначе его называют Ашхараматур – Всемирная Церковь. Этот символ происходит от горницы иерусалимского дома, где после Воскресения Христова собирались апостолы и которая послужила прообразом христианской Церкви. Символ представляет собой идеальную Церковь Христову, исповедующую братство и равенство. «Верующие были вместе и имели все общее», – описывает св. Лука начальный период Апостольской Церкви.

Почему воскресенье называется Зеленым – неизвестно. Некоторые связывают его с расцветом природы, другие под иерусалимской горницей подразумевают символическую первую поросль мирового христианского древа.

24 апреля

95-я годовщина Геноцида армян в Османской Турции (1915). Поминовение жертв Геноцида

24 апреля Армения и диаспора отмечают память невинных жертв геноцида армян 1915 года.

В 1908 году турецкое правительство заявило о своих претензиях на территорию всетурецкой мировой державы, Великого Турана – от Балкан до Гималаев, включая Алтай, Волжский бассейн и Кавказ. Поскольку Армения клином врезалась в вожделенное пространство, то жителям Западной Армении, насильственно введенной в состав Османской империи, было откровенно предложе­но покинуть родину, иначе им положат конец. В феврале 1914 года Турция под давлением России подписала обязательство о проведении peформ в армянских областях. Однако, вступив в Первую мировую войну на стороне Германии, турки воспользовались военными условиями, чтобы осуществить чудовищный план геноцида. Турок поддерживала Германия, пытавшаяся ослабить Россию путем уничтожения союзной Армении. Турция объявила России «священную войну», отзвуком чего стал геноцид армян.

Мобилизовав мужское население Западной Армении, турецкое командование изолировало армянских офицеров и солдат и расстреливало их группами. 24 апреля началось планомерное истребление гражданского населения. Турки начали вырезать армянскую интеллигенцию, чтобы лишить народ его лидеров. Свыше полутора миллионов людей были убиты и замучены: армянские дети, женщины и старики умирали на дорогах ссылки, были утоплены в волнах Тигра и Евфрата, сожжены заживо. Армянам разрезали грудь крест-накрест и издевательски вопрошали: «Ну, где ваш Христос? Где ваш Иисус? Почему он не спасает вас?» Вместе с армянами были убиты сотни тысяч представите­лей других христианских народов, населявших Ос­манскую империю.

Государства Европы, в том числе Россия (в 1995 году), осудили геноцид как преступление против человечества и человечности.

29 апреля

Красное воскресенье

Третье послепасхальное воскресенье называется Красным. Каких-либо церковных обрядов, проливающих свет на происхождение названия, не имеется. Единственным источником можно считать труд Католикоса Бабкена I (V-VI века) «Христианство», где цитируются стихи о том, что Красное воскресенье напоминает о пролитой крови Господней.

Календарь церковных праздников Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ, 2012 г.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 12 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Геноцид армян - сатанинский план нелюдей! Проклятие потомкам организаторов, исполнителей Геноцида, до седьмого поколения страдать им на кусочки плоти распадаясь и воспроизводя ублюдков с синдромом Дауна! после седьмого поколения - да иссякнут эти роды нелюдей с лица земли!
  2. Քրիստոս յարեաւ ի մեռելոց, օրհնեալ է հարութիւնն Քրիստոսի: Христос воскрес из мертвых! Благословенно воскресение христово!
  3. админ ну зачем???Без критики нет развитие...
  4. Затем, что есть критика, а есть злобная, наглая ложь и оскорбления, которые необходимо пресекать.И, надеюсь, так и будет.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты