№3 (326) март 2020 г.

Экономика Армении: цифры и реальность

Просмотров: 2135

Власть обязана оправдать вотум народного доверия

Армянская экономика в течение прошлого года продемонстрировала весьма существенный рост. Об этом свидетельствуют статистические данные и более справедливое, чем в прошлые годы, распределение итогов экономического роста и, соответственно, доходной части госбюджета. Тем не менее, последние официальные статистические данные о росте экономики, по мнению экспертов, содержат некоторые необъяснимые противоречия. При этом основной проблемой на пути более эффективного социально-экономического развития Армении представляется отсутствие внятной экономической концепции на сколько-нибудь прогнозируемый период.

9 февраля, ссылаясь на неких независимых экспертов, премьер-министр Армении Никол Пашинян анонсировал на своей странице в Facebook по итогам 2019 года экономический рост в 8,2%. Несмотря на отсутствие к тому времени окончательных официальных статистических данных, очевидно, что поводом для столь оптимистичных прогнозов стали предварительные данные Статистического комитета Армении. Армянская экономика завершила 2019-й с 7,8%-ным ростом экономической активности. Объем услуг вырос на 11%, внешнеторгового оборота – на 10,4%, промышленной продукции – на 9%. При этом объем сельскохозяйственной валовой продукции упал на 4,2%, а производство электроэнергии снизилось на 1,9%.

На 9,4% в сравнении с 2018-м возрос экспорт, достигнув $2 млрд 640 млн 275,1 тысячи. Из них на долю стран ЕАЭС пришлось $760 млн 894,5 тысячи – рост на 10,5%. Экспорт в остальные страны СНГ составил $39 млн 538,2 тысячи, увеличившись в сравнении с 2018-м на 29,4%. Меж тем объем экспорта из Армении в страны ЕС в 2019-м снизился на 14,7%, до $583 млн 170,7 тысячи. На 10,8% увеличились объемы импорта в Армению, достигшие в 2019-м $5 млрд 513 млн 798,5 тысячи. Иными словами, импорт более чем вдвое превысил экспорт из Армении. Таким образом, весьма внушительное отрицательное сальдо во внешнеторговом балансе уже позволяет задуматься о достоверности данных официальной статистики. В первую очередь касающихся экономической активности.

Согласно оценкам экс-председателя Центробанка Армении Баграта Асатряна, к примеру, никак не гармонирует с объемами переработки сельхозпродукции или характеристиками их потребления продолжительный спад сферы сельского хозяйства. А падение в 2019-м объема внутренних грузоперевозок в Армении на 50% на фоне роста экономической активности вообще непонятно. Экономист, в свете этого и многих других факторов, убежден в наличии глубинных, нерешенных проблем в армянской экономике. В первую очередь структурных и качественных. Положительно оценивая доминирование сферы услуг и торговли в экономической активности, эксперт отмечает негативный характер экономической активности в сфере горнорудной промышленности. На фоне отсутствия роста занятости или объемов производства в данной сфере эксперт оценивает второе место горнорудной промышленности в показателе экономической активности в качестве последствия элементарного ускорения расхищения недр.

Таким образом, несмотря на то, что в целом экономические показатели Армении за 2019-й выглядят положительно, эффективного, равномерного экономического развития страны они не предполагают. Отдельной, застарелой проблемой продолжают оставаться инвестиции, точнее их недостаток. Призывы руководства и лично премьер-министра Армении к иностранным инвесторам среди последних пока что особой эйфории не вызывают. Несмотря на, безусловно, положительные изменения в армянском инвестиционном климате в период после «бархатной революции», Армения для прямых иностранных инвестиций (ПИИ) все еще полностью не открыта. Для интереса инвесторов одних оптимистичных статданных, отсутствия поборов и клятвенных заверений власти явно недостаточно. Армянской экономике по-прежнему не хватает гибкости, структурированного, а не стихийного развития и все той же внятной концепции экономического развития. Меж тем именно наличие подобной концепции, позволяющей предугадать и хоть как-то прогнозировать модель развития экономики, является залогом успешного размещения инвестиций во всех странах третьего мира. Окончательных данных за 2019 год все еще нет, однако, по мнению экспертов, ситуация с ПИИ, к сожалению, оставляет желать лучшего и спустя полтора года после смены власти в Армении.

Одной из важнейших проблем продолжает оставаться структура расходов бюджетных средств. Об этом, в частности, свидетельствует повышение в 2019 году расходной части госбюджета на 12%, меж тем как его доходная часть увеличилась на 16%. Наличие подобного разрыва, как минимум, свидетельствует о недовыполнении госбюджета, причем в основном по части реализации капитальных расходов. А оправдания правительства, обосновывающие подобный разрыв экономией средств, борьбой с коррупцией, в экономическую логику никак не укладываются. Реальность намного хуже. Правительство просто не имеет в своем распоряжении эффективных менеджеров, подрядчиков, строительные компании, одним словом, высококвалифицированных человеческих ресурсов, специалистов, способных выполнять программы правительства в поставленные сроки. Результат – профицитный госбюджет в условиях наличия в стране множества нерешенных проблем.

В целом противоречивое впечатление оставляет не только наличие разрыва между статистическими данными и социально-экономическими реалиями. Противоречивой продолжает оставаться и ситуация на рынке недвижимости. В том же Ереване число сделок по покупке-продаже недвижимости продолжает снижаться. Меж тем цены после мая 2018-го так же последовательно продолжают расти. Причины подобного парадокса кроются в чересчур завышенных ожиданиях общества от революционной власти. Смена власти привела к росту спроса на недвижимость, обусловленному приобретением недвижимости на родине нашими соотечественниками из диаспоры и надеждами наших граждан на лучшее будущее. Последним фактором обусловлено оживление на рынке ипотечного кредитования. Понятно, что подобные тенденции немедленно сказались на и так завышенных и не соответствующих армянским реалиям ценах на недвижимость.

Параллельно растут объемы потребительского кредитования населения коммерческими банками. Обещания правительства и лично премьера лучшей жизни в новой Армении находят свое проявление в виде роста как ипотечного, так и потребительского кредитования. Иными словами, ведут к прямо противоположным результатам. За последний год в Армении действительно имел место некоторый рост доходов граждан: бюджетников, пенсионеров, работающих матерей и даже безработных граждан. Но этого роста для подобного повышения потребления явно недостаточно, что понуждает граждан брать все новые и новые кредиты. Таким образом, приходится констатировать очередной разрыв, на сей раз между неоправданно завышенными ожиданиями общества от развития экономики и реальными показателями этого развития. И основным «виновником» подобного отрыва ожиданий граждан от реальности являются все те же цифры, о которых каждый божий день бодро рапортует власть. Примечательно, что большая часть общества в достоверность этих цифр, в отличие от прежних лет, верит. Таким образом, одной из базовых основ наблюдающегося экономического роста, экономической активности являются ожидания граждан. Ожидания, данные обществом власти авансом. В этом свете вопрос приведения поведения власти в соответствие с этими ожиданиями граждан приобретает первостепенное значение. В противном случае общество, страна и, соответственно, власть рано или поздно окажутся в состоянии глубокого кризиса.

Иными словами, власть просто обязана оправдать вотум народного доверия в собственном отношении. Оправдать и начать работать с большей эффективностью, а не жонглировать оптимистическими статданными, в реальности являющимися производными выхода финансовых средств из «тени» в налогооблагаемый оборот. В условиях наличия подобных, неоправданно высоких ожиданий общества одной либерализации экономики, искоренения порочной практики 50/50, борьбы с коррупцией и предоставления гражданам возможности чего-то созидать, представляется, явно недостаточно. Меж тем согласно представлениям первого вице-премьера правительства Армении Мгера Григоряна, видение правительства относительно перспектив развития экономики за данные рамки не выходит. Более того, первый зам Пашиняна не видит в Армении умов, способных разработать и реализовать экономическую стратегию более эффективно, чем это делает саморегулируемое бизнес-сообщество. Правительство действительно практически уже обеспечило внутреннюю стабильность и благоприятные условия для развития экономики. Но этого в существующих реалиях, думается, все же недостаточно. И на первый план автоматически выходит необходимость в шагах правительства в направлении системных экономических реформ, выработки государственной концепции развития экономики. Об этом уже сегодня говорят все мало-мальски подкованные в экономике эксперты.

Но вновь вернемся к статистике, которая сегодня продолжает править бал в Армении. По мнению секретаря партии «Решение гражданина», экономиста Сурена Саакяна, отрыв статистики от реальности вполне может сыграть злую шутку именно с людьми, публикующими ее цифры. Комментируя нашей газете привычку правительства и лично премьер-министра Пашиняна часто прибегать к статистическим данным с целью продемонстрировать степень эффективности собственной работы, в целом он охарактеризовал ее как вполне нормальную. Тем не менее, экономист усматривает и тенденции, внушающие озабоченность. В первую очередь – учитывая некоторую сомнительность статистических данных и проявляющийся уже сегодня отрыв публикуемых цифр от реальности.

При этом большая зависимость от цифр, по оценке Саакяна, создается именно премьером. К примеру, в ответ на любые заявления о наличии коррупции, «тени» в экономике Пашинян немедленно представляет статистику чеков, выбитых контрольно-кассовыми аппаратами. И подобных примеров множество. Именно здесь экономист усматривает главный повод для тревоги. По словам Саакяна, в случае наступления периода, когда по самым различным причинам цифры уже не будут выглядеть так радужно, вполне может возникнуть и потребность в их подтасовке. Сначала реальные статданные и экономические показатели будут отодвинуты на второй, третий план, а потом появятся и фальшивые цифры. Причем совершенно необязательно, чтобы это сопровождалось распоряжением премьера. Подчиненные сделают все, чтобы это распоряжение предвосхитить. Соответственно оно просто не понадобится.

Давид Степанян, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты