Зорию Балаяну – известному армянскому писателю, врачу, путешественнику, общественному деятелю и журналисту – 85 лет!
Зорий Гайкович Балаян родился 10 февраля 1935 года в Степанакерте (Нагорный Карабах). Ему было два года, когда отца, заведующего областным отделом образования, увез «черный ворон». В 1943 году мать, Гоар Балаян, вместе с шестнадцатью женами «врагов народа» отправили в ГУЛаг. Его с младшим братом взяла на воспитание сестра отца и дед Маркос. Тот самый дедушка Маркос, который хлеб резал только стоя.
Окончил Степанакертскую среднюю школу имени Грибоедова в 1953 году. Служил на Балтийском флоте. Был чемпионом Балтийского флота по тяжелой атлетике. Окончил Рязанский медицинский институт. 10 лет (с 1963 по 1973 год) работал врачом на Камчатке. Печатал рассказы и очерки в многочисленных изданиях СССР, лауреат премии Союза журналистов СССР, лауреат премий «Известий», «Комсомольской правды», «Медицинской газеты», «Литературной газеты», «Смены», «Советской женщины», «Крестьянки». Союзная премия имени Николая Островского, Государственная премия Армении, Премия президента Армении. С 1975 года – собственный корреспондент «Литературной газеты» по Армении. Избирался народным депутатом СССР.
В 1967 и 1970 годах вместе с двумя камчатскими путешественниками на самодельных лодках «Вулкан» и «Гейзер» совершил плавание по внутренним водным путям СССР от Тихого океана до Черного и Балтийского морей. Зимой 1972/73 года организовал и возглавил экспедицию на собачьих упряжках от Петропавловска-Камчатского до берегов Ледовитого океана.
Путешествовал по всем без исключения населенным пунктам Армянской ССР. В составе экспедиционного экипажа самодельного парусного судна «Киликия» плавал по семи морям вокруг Европы. Осуществил кругосветное плавание на парусном судне «Армения». Итогом всех этих путешествий были книги.
Издал более шестидесяти книг, не считая тематических брошюр.
«В годы Карабахского движения я написал куда больше, чем за всю свою прежнюю жизнь. Хотя и до того успел немало. И художественные книги выходили, и публицистика печаталась в периодике. «Карабахский период» открыл мне, что называется, второе дыхание. Теперь я работал день и ночь, не расставаясь с блокнотом. Чего только не выходило из-под моего пера: политическая публицистика, тексты выступлений на съездах и сессиях последнего советского парламента, в парламентах Армении и Карабаха, открытые письма конкретным лицам. И, конечно, очерки, статьи, репортажи, информации с фронта... Словом, не думая ни о каких законах жанра, я делал то, что, на мой взгляд, нужно было делать в конкретный период и в конкретной ситуации.
Я не считал себя ни политиком, ни политологом, ни дипломатом, ни даже врачом, ни генералом, ни солдатом. Я старался лишь успеть записать то, что видел, предполагая, что постепенно все увиденное и пережитое переплавится в книгу о моем времени, раз уж мне повезло родиться в Карабахе и иметь счастье вместе со многими соотечественниками оказаться в эпицентре социального катаклизма, получившего название «Карабахское движение».
Нашему поколению выпало счастье вынести армянский вопрос на Суд истории. Выпало личное счастье и мне – оказаться в ряду тех, кто ведет репортаж из зала исторического суда, название которому – поле боя», – говорит Зорий Балаян.
Зорий Балаян один из активных участников Карабахского движения. Как сказал академик Андрей Сахаров, «от него веет Карабахом и любовью к Родине».
А слова Католикоса Вазгена I звучат так: «Хочется поцеловать Зория в лоб за то, что он учит нас, как надо страстно любить Родину».
Отдел политики «НК»
Оставьте свои комментарии