Четвертую власть Армении лишают свободы слова кулаками
Произошедший в Ереване 18 марта инцидент между министром высокотехнологичной промышленности РА Акопом Аршакяном и журналистом Пайлаком Фахрадяном вызвал широкий резонанс среди армянской общественности, тем более что это не первый случай нападения на представителей четвертой власти. Наша газета не раз обращалась к данной теме, считая принцип солидарности и поддержки коллег важным как в моральном, так и профессиональном плане.
В связи со случившимся Союз журналистов Армении потребовал от властей страны «должным образом провести расследование инцидентов, связанных с недостойным отношением к журналистам и их деятельности, а также предпринять адекватные шаги в правовой плоскости». В союзе подчеркнули, что в последнее время журналисты нередко становятся мишенью для представителей действующих властей. В частности, депутат блока «Мой шаг» Андраник Кочарян накричал и оскорбил журналиста телеканала Armnews; пресс-секретарь премьера Мане Геворкян отказалась отвечать на вопросы корреспондента газеты «Грапарак», так же, как и депутат Сасун Микаелян в комплексе Ераблур; пострадал от действий полицейского фотокорреспондент одного из российских новостных агентств, когда вел съемки прохождения правительственной свиты из одного здания в другое. Ну и наконец, недавний эпизод эмоциональной агрессии (так называют подобные действия социальные психологи) со стороны министра высокотехнологичной промышленности РА Акопа Аршакяна. Естественно, не остались безучастными и пользователи ФБ, которые тоже отреагировали на происшествие в довольно саркастической форме: «Отечественный министр высокотехнологичной промышленности Акоп Аршакян, который недавно так блистательно провалил работу нашего стенда на выставке в Абу-Даби, проявил свой талант с неожиданной стороны. Сегодня он накинулся с кулаками на журналиста, который имел нахальство поинтересоваться, что он делает в кафе с семьей посреди рабочего дня. Нет, ребята, у нас не правительство. У нас просто «Дом-2» какой-то. Я даже затрудняюсь назвать, кто у нас Оленька Бузова».
Как сообщали очевидцы, министр обедал с женой в ресторане, когда к нему с включенной камерой подошел журналист и задал несколько вопросов, в том числе, почему тот проводит рабочее время в этом заведении. Через некоторое время министр поднялся на второй этаж, где работал на ноутбуке журналист, ударил его по лицу и попытался разбить девайс. Позже видео с камер наблюдения кафе о нападении министра появилось в сети, а затем и Фахрадян рассказал собственную версию случившегося в прямом эфире на своей странице в ФБ и показал свежие раны на руках от полученных ударов. «Аршакян сперва ответил, что работает по ночам, затем попросил выключить камеру, после чего начал угрожать», – рассказал журналист.
К вечеру уже Акоп Аршакян прокомментировал на личной страничке в социальной сети ситуацию, отметив, что выступает против любого насилия и руководствуется только и только принципом решения вопросов цивилизованными методами. «Каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной и семейной жизни. Любой член нашего общества, чиновник или журналист, в первую очередь – это человек с эмоциями, особенно если это касается семьи. Хочу отметить, что готов понести ответственность за инцидент», – написал он, одновременно извинившись перед присутствовавшими при инциденте гражданами, «чей покой потревожил своими действиями». Не более. Ведь извинений журналисту так и не было. На следующий день вице-спикер армянского парламента Ален Симонян назвал инцидент неприемлемым. «Аршакян – мой друг и порядочный человек. Вчера вечером он уже выступил с заявлением. Я осуждаю применение силы и уверен, что он сам очень болезненно переживает то обстоятельство, что не смог сдержать свои эмоции, – заявил Симонян журналистам. – Понятно, что и провокации, и напряженная ситуация в стране влияют на людей, но никто не имеет права применять силу или вести себя агрессивно по отношению к окружающим».
Тем не менее страсти не утихли. В частности, поддержку Фахрадяну выразил член политсовета партии «Родина» Арсен Бабаян, сделавший запись в соцсети следующего содержания: «Эти власти настолько обнаглели по отношению к журналистам, что уже начали применять насилие. Я строжайшим образом осуждаю это преступное деяние и требую от правоохранительных органов срочно принять необходимые меры для выяснения подробностей происшествия и привлечения виновных к ответственности». А поскольку сегодня реальная жизнь в Армении перебралась в виртуальное пространство, то мнения рядовых пользователей созвучны вышесказанному: «Кто дал право Аршакяну поднимать руку на исполняющего свою профессиональную работу журналиста, деятельность которого тоже защищена законом? Министру не понравились вопросы, которые задавал ему Пайлак Фахрадян? А что, это достаточное основание для того, чтобы наброситься на журналиста с кулаками?», «Не припомню, чтобы при «бывших» к журналистам относились как к собственным холопам: если что не так, то сразу на конюшню – пороть! То есть кулаками махать в нашей действительности», «А разве кто-то из карикатурщиков и желтых журналюг пострадал от кулаков властей за потоки лжи, которые выливались еще лет пять назад со страниц дешевых газетенок?», «Нравится в креслице сидеть? И права качать жиденькими бицепсами? А как же с обязанностями? Что-то забыли о них. Конечно, были и в прежние времена инциденты между властью и журналистами, но в основном они носили характер выяснения бытовых отношений. Очень к месту вспомнился сюжет из «Кавказской пленницы» и итоги того, к чему приводит желание спутать общественное с личным». Цитировать фольклор пользователей армянского сегмента ФБ можно долго. Но смысл един и заключается в недопустимости кулачных боев в отношении представителей четвертой власти при выполнении ими профессиональных обязанностей.
Кстати, чуть раньше вице-спикер НС РА Ален Симонян, видимо, не случайно внес на рассмотрение законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за клевету или оскорбление представителей власти, а также повышение штрафов до 10 млн драмов (порядка 20 тыс. долларов). В то время как по действующему законодательству какой-либо штраф в республике не должен превышать трех миллионов драмов. По мнению омбудсмена РА Армана Татояна, подобный закон не может быть принят в том виде, в каком он был представлен Министерством юстиции РА, так как это чревато ограничением свободы выражения мнения. Ряд СМИ Армении также обратился с коллективным письмом к президенту и парламенту РА с возражениями против проекта изменений в Гражданском кодексе Армении, составленного вице-спикером Аленом Симоняном. «Нарушается баланс между правом на свободу слова и правом человека на личное достоинство», – отмечается в заявлении.
А тем временем, пока шли баталии Аршакян – Фахрадян, Генпрокуратура Армении сообщила местным СМИ, что направила полученные данные об инциденте в Специальную следственную службу для подготовки материалов на основании: непосредственного обращения Фахрадяна к правоохранителям, скандального видео, реакции общественных, правовых и профильных организаций.
P.S. Когда материал был готов к печати, стало известно, что министр Акоп Аршакян извинился перед журналистом Пайлаком Фахрадяном.
Сергей Тигранян
Оставьте свои комментарии