№4 (337) апрель 2021 г.

Легендарный араратовец Сергей Бондарен-Его гол «с Авлабара» стал символом времени

Просмотров: 6886

Читатели со стажем наверняка помнят, какой популярностью пользовались в советские годы анекдоты «Армянского радио». В зарубежных анекдотах радио называется «Радио Ереван», в Германской Демократической Республике было издано множество сборников о «Радио Ереван». Широкому распространению анекдотов про армянское радио на территории как Восточной, так и Западной Европы послужил выходивший в СССР журнал «Спутник», который издавался на многих европейских языках с 1967 года.

Популярность «Радио Ереван» была столь огромна, что перед зданием Гостелерадио Армянской ССР (ул. Мравяна, 5) всегда толпились туристы с фотоаппаратами.

Думаю, вам будет интересно узнать, что в марте 1975 года к матчу Кубка европейских чемпионов между «Баварией» и «Араратом» в Мюнхене была выпущена красочная программка, в которой в рассказе об «Арарате» и Армении было упомянуто и об анекдотах «Радио Ереван».

Во второй половине 1960-х, когда киевское «Динамо» три раза подряд стало чемпионом СССР, а наш «Арарат» звезд с неба не хватал, в ходу был следующий анекдот. На вопрос, что необходимо, чтобы «Арарат» выиграл чемпионат СССР, «Армянское радио» ответило: «Чтобы в команде играли МунтЯН, ПоркуЯН и еще девять киевлЯН».

Прошло несколько лет, и в 1973 году «Арарат» стал чемпионом СССР и обладателем Кубка страны, завоевал почти все призы отечественного футбола. В команде играли украинцы Коваленко, Бондаренко и еще девять ереванцев.

Сегодняшний мой герой – мастер спорта СССР, мастер спорта Армении международного класса, заслуженный деятель физической культуры и спорта Армении Сергей Бондаренко является рекордсменом «Арарата» по количеству проведенных матчей в чемпионатах СССР (392 игры), несколько лет он был капитаном команды. В молодежной и олимпийской сборных СССР он провел 30 матчей, в которых забил 4 гола. Всего за карьеру он провел более 720 матчей, забил 93 гола, сделал более 16 голевых передач. Большинство из своих голов он забил дальними ударами, самым знаменитым оказался гол в Тбилиси в ворота «Динамо» в 1971 году, который благодаря красоте исполнения стал символом того времени. Этот гол могучим ударом Бондаренко почти с центра поля, по словам знаменитого спортивного телекомментатора Котэ Махарадзе, был забит «аж с Авлабара» (Авлабар – один из армянских районов Тбилиси). Эти слова Махарадзе стали крылатыми у армянских болельщиков.

Последние три десятка лет Сергей жил и работал в Глендейле Лос-Анджелеса, руководил детско-юношеским футбольным клубом «Арарат-73». Отсюда и мой первый вопрос:

– Сергей, причина твоего возвращения в Армению, кого из родных с супругой Офелией оставили в США?

– Идеальная Америка – это блеф киноиндустрии Голливуда. Там не каждый сумеет войти в колею благополучного бизнеса. В содержании клуба «Арарат-73», в котором футболу обучались лишь дети армян (ничего националистического, так была записано в уставе клуба), мне помогали только армяне: супруги Мариэта и Самвел Крбоян, Айк Келеджян, Андраник Казанян, Гагик Тамразян, Роберт Оглахчян, доктор Эдуард Азизян и многие их друзья. Морально поддерживали и бывшие игроки «Арарата» Левон Иштоян с супругой Лусине, Армен Саркисян с супругой Жанной, Андраник Хачатрян, Аветис Овсепян, Сашик Керопян, Валерий Вирабян, актриса театра и кино Виолетта Геворкян... А для создания профессионального клуба на этнической основе, как это сделали в Америке мексиканцы и гондурасцы, нужны были мощные финансовые вложения нескольких супермиллионеров, а таких я на своем пути не встретил.

Пару лет назад я вышел на пенсию, закрыл «Арарат-73», и мы с Офелией решили вернуться в наш любимый Ереван, где похоронены предки, где все нас знают и уважают и не выпячивают себя, как американцы. Где ждали мои друзья – Эдик Егиазарян, Карлен Карапетян, Акоп Потикян; одноклассники – Армен, Света, Норик, Маник, Асмик, Авик, Ано...

В Америке остались наши дети Ара и Мария с семьями (они живут в собственных домах) и сестры Офелии – Нора (супруг Арутюн Наджарян) и Людмила. Ара Бондаренко с супругой Лилит воспитали двух детей – Алекса (он назван в честь моего пропавшего без вести брата Александра) и Милу. Мария вышла замуж за вратаря ленинаканского «Ширака» Гагика Кетикяна, свою дочь они назвали Вардуи. На новогодние праздники мы улетаем к ним, где также отмечаем и день рождения Офелии.

– В «Арарате» за всю историю не было ни одного украинца – воспитанника армянского футбола, а в «золотом» составе их было сразу два – ты и Александр (Шура, как с обожанием его называли армяне всего мира) Коваленко.

– Это все от Бога! Мы же начали гонять мяч во дворах и на улицам одного района города – Арабкирского (26 Комиссаров), учились в одной школе – №77 по улице Гвардиаканнери (ныне – Адонци), в районе знаменитого Канакертского алюминиевого завода. В нашей школе, между прочим, учился и большой патриот Армении и Арцаха, незабвенный благотворитель Левон Гургенович Айрапетян.

Более того, в составе «Арарата» украинцев-ереванцев было не меньше армян, так как пять моих друзей-братишек родились в армянском Баку, двое в Ленинакане, один в Афинах, другой в Мари...

Как-то в Глендейле за роскошным столом наших друзей вспоминали добрый Ереван, моноэтничность его, которую, как бриллианты, украшали небольшие группы многих народов мира. Ты же знаешь, я в «Арарате» был одним из шутников, вот и вспомнил былое. Говорю, армян было 99,8%. Один из друзей-профессоров с удивлением спросил, мол, а 0,2% – это кто? Я и Шура Коваленко... Саша-джан, вот как ты сейчас смеешься, так и они тогда со смеху умирали.

– В «Арарате» ты оказался в 1966 году, пригласил тебя Артем Григорьевич Фальян, у которого ты ходил в любимчиках, он и в ленинградский «Зенит» тебя, единственного из коренных араратовцев, в 1968 году взял с собой.

– В Ленинграде я не ужился, продержался лишь недельку, втайне от Фальяна вернулся в Ереван, где народ более теплый, сердечный. Не мог без Еревана, который как магнит меня притягивал, без вида на библейский Арарат.

И в США не мог без Еревана, часто приезжал на всевозможные торжества и события. Вернуться окончательно созрело при открытии величественного памятника «Арарату-73» рядом со стадионом «Раздан», создание и установку которого взял на себя президент НОК РА Гагик Царукян. Этот памятник стал для наших детей вечным знаком признания их отцов армянским народом, за который мы бились на футбольных полях, по несколько раз в год сдавали госэкзамены перед миллионной аудиторией телезрителей и 70-тысячного «Раздана», с которого они часто возвращались домой пританцовывая. Они верили в нас, и это вдохновляло, мы творили чудо, которым до сих пор гордятся армяне всего мира.

Благородный Царукян мое 70-летие также провел в своем знаменитом ресторане «Фараон», тогда меня буквально засыпали государственными и общественными медалями и наградами, присвоили звание мастера спорта международного класса и заслуженного деятеля физкультуры и спорта Армении. Такого в США никогда не увидел бы.

Что касается Артема Григорьевича, то он меня заметил на одном из домашних матчей ереванского «Аракса» в чемпионате СССР по классу «Б». Пригласил в «Арарат», вначале играл за дубль, затем за основу, первый гол забил головой в Алма-Ате в конце игры, выйдя на замену. Я не был его любимчиком, просто он меня уважал за трудолюбие, за игровую дисциплину. Я же вырос без отца, нас воспитывала мама, трудно было с деньгами. Мама плакала, когда нам с братом не во что было

обуться. Пахал как вол, остервенело, стал зарабатывать, на первую получку купил маме пальто, чтобы она больше не мерзла. Мы жили стесненно, квартиру я получил лишь годами позже при посредничестве старшего тренера Йожефа Бецы и начальника команды Рубена Ехшатяна.

– Видимо, от этого вкалывания на тренировках и твой пушечный удар?

– После тренировок оставались с Оганесом Заназаняном и расстреливали Норика Демирчяна, тогда первого нашего вратаря. Отбивая один из таких ударов, Норик неудачно приземлился и сломал ключицу. Пока он лечился, его место успешно занял Алёша Абрамян и много сделал для наших дальнейших побед.

16 лет я защищал честь «Арарата», и за это время сменилось в команде 15 тренеров. Фальян заложил фундамент команды, Александр Пономарев научил нас дисциплине, с Николаем Глебовым мы впервые стали призерами чемпионата СССР, с высокопорядочным, классным Никитой Павловичем Симоняном, которого я почитаю как родного, как отца, завоевали все, что можно было завоевать в 1973 году, с Виктором Масловым – во второй раз Кубок СССР. Никита Павлович и сегодня здравствует, дай Бог ему долгой, долгой жизни.

– Сегодня молодежь не верит, что в СССР не на словах была дружба народов?

– Народы и сегодня с уважением относятся друг к другу, это правители всё чего-то не поделят. Помнишь кубковую игру 1973 года в Днепропетровске, когда во втором тайме мы полностью владели инициативой, временами держа мяч у себя по несколько минут, плетя кружевами сеть голевых моментов вокруг штрафной «Днепра»? В эти минуты украинские болельщики стоя нам аплодировали. Аплодисменты продолжились и после красивого гола Маркарова пяткой. Разве это не дружба народов! С похожим мы сталкивались почти на всех стадионах страны, такими же дружелюбными были и наши болельщики на «Раздане».

На поле мы бились как львы, а после матча ходили в гости друг к другу. В Тбилиси я бывал в доме у Манучара Мачаидзе и Гиви Нодия, в Киеве у Леонида Буряка, в Ростове у Льва Кудасова, в Алма-Ате у Олега Долматова, в Москве у Жоры Ярцева и Юры Гаврилова... Мы выбирали приятелей по своей натуре. И в сборной СССР мы крепко дружили – русские, украинцы, армяне, грузины...

– Дальнейшие планы?

– 1973 год был для меня счастливым. После победы в Кубке и чемпионате СССР мне исполнилось 25 лет, а затем я женился. Отсюда желание в конце 2023 года отметить 50-летие хрустально-золотой победы «Арарата», золотой свадьбы с Офелией и 75-летие.

Армяне – твердая нация, которая меня восприняла как своего. Уверен, что через год-полтора Армения прочно встанет на ноги и мои юбилеи не пройдут незамеченными.

Александр Григорян, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 31 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Помню эту встречу между футболистами тбилисского Динамо и ереванским Араратом. И гол Бондаренко запомнился на всю жизнь. Встреча проходила на стадионе Локомотив, стадион Динамо был на реконструкции.Но после игры. когда мы вышли из стадиона, увидели как камнями забрасывали машины с армянскими номерами. Это была ложка дёгтя.
  2. Смело можно сказать,что Бондаренко- настоящий патриот Армении, чего только стоят его слова о Ереване и горе Арарат ("Не мог без Еревана, который как магнит меня притягивал, без вида на библейский Арарат".). Знаком с Сергеем Николаевичем - замечательный человек, отличный футболист. И с автором статьи знаком. До сих пор не могу забыть рассказ Александра Григоряна о том, что он после первого приезда на свою историческую Родину, увидев гору Арарат, будучи совершеннолетним юношей, заплакал. Вот таких патриотов как Бондаренко и Григорян сейчас очень не хватает.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты