Азербайджан: европейские миллиарды, проблемы в экономике и антиармянская риторика
В начале февраля в Баку состоялось несколько помпезных мероприятий и дипломатических переговоров, призванных подтвердить ключевую роль Азербайджана в качестве «альтернативного» источника добычи и транспортировки природного газа на европейские рынки. В частности, во дворце «Гюлистан» прошло восьмое заседание Консультативного совета «Южного газового коридора», перед началом которого комиссар Евросоюза по вопросам расширения и европейской политики соседства Оливер Вархели сообщил о выделении Азербайджану двух миллиардов евро в рамках плана экономических инвестиций.
Заметим, речь идет преимущественно о кредитах с различными сроками погашения, а вовсе не о какой-то благотворительности, призванной покрепче привязать государства Закавказья к Брюсселю. Первоначальное распределение финансовой помощи между Арменией и Азербайджаном – соответственно 2,6 млрд и 150 млн евро, о чем стало известно в ходе декабрьского саммита «Восточного партнерства», встретило резкую реакцию в Баку, начиная с первого лица. Со своей стороны пропашиняновские пропагандисты принялись было бить себя в грудь, силясь доказать некое особое отношение европейских «светочей демократии» к действующей армянской власти.
И вот все встало на свои места: идеологические штампы имеют разве что пропагандистское значение, и то до поры до времени. Новое соглашение между Баку и Брюсселем может быть подписано уже в текущем году, сообщил на встрече с Вархели министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов. Документ уже два года как готов, однако его принятие до сих пор откладывалось по разным причинам – как объективного, так и субъективного свойства. Надо полагать, запуск «Южного газового коридора» в конце 2020 года, аккурат после окончания военных действий вокруг Арцаха, многие из этих препятствий убрал. «В прошлом [2021] году Азербайджан экспортировал 19 миллиардов кубометров природного газа – 8,5 миллиарда в Турцию и почти 7 миллиардов кубометров в Италию. Остальной объем был экспортирован в другие страны – члены команды: Грузию, Грецию и Болгарию», – рассказал азербайджанский лидер участникам заседания Консультативного совета «ЮГК». «Сотрудничество между Европейским союзом и Азербайджаном вступило в новый этап», – констатировал он в тот же день, 4 февраля, на встрече с депутацией во главе с комиссаром по энергетике Европейского союза Кадри Симсон. Выступая затем на пресс-конференции, она выразила надежду на увеличение поставок газа с берегов Каспия в Европу до 10 млрд кубометров уже к лету текущего года. На увеличение поставок с берегов Апшерона возлагает большие надежды и глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, весьма озабоченный «расширением диверсификации маршрутов и источников импорта». Впрочем, даже в случае увеличения объемы поставок голубого топлива с берегов Каспия не сопоставимы с обеспечиваемой «Газпромом» примерно третью европейского потребления.
Помимо вышеупомянутых двух миллиардов, Оливер Вархели заявил о готовности европейских структур участвовать в процессе «восстановления и реконструкции» в Азербайджане. Надо полагать, здесь имелись в виду и территории, отвоеванные у Нагорно-Карабахской Республики в ходе 44-дневной войны. Кроме того, в Брюсселе готовы «оказать техническую поддержку в процессе делимитации и демаркации границ» между Азербайджаном и Арменией, «а также в вопросе разминирования». В свою очередь компания British Petroleum проявляет интерес к строительству в Джебраильском районе «возобновляемого источника энергии мощностью более 200 мегаватт»; соответствующие программы, как известно, настойчиво пропагандируются и европейскими чиновниками.
Можно предположить, что помощь в реализации намеченных широковещательных планов потребуется Азербайджану вполне скоро. В качестве основного риска для экономики Азербайджана аналитики Всемирного экономического форума называют риск, связанный с кризисом природных ресурсов. Свою негативную роль может сыграть и резкое увеличение стоимости финансовых активов при ухудшающемся состоянии общемировой экономической конъюнктуры, а также долговые обязательства страны.
Согласно официальной пропаганде, экономика страны выросла за 2021 год более чем на 5 процентов, а промышленное производство в ненефтяном секторе – и вовсе на 20 процентов. По словам вице-премьера Шахина Мустафаева, общий объем инвестиций Азербайджана только в Россию в 2021 году превысил 1,2 млрд долл. В то же время, по его словам, в обратном направлении инвестировано более 6 млрд долларов, и в настоящее время в Азербайджане зарегистрировано около 1100 предприятий с российским капиталом. Однако наибольшими темпами, как и прежде, развиваются отношения с Турцией, очередным подтверждением чему стала ратификация сторонами «Шушинской декларации».
По информации местных СМИ, на освоение перешедших под контроль Баку территорий в 2021 году было выделено 2,2 млрд манатов, или около 1,3 млрд долл.; примерно столько же планируется направить на эти цели и в году текущем. Согласно некоторым оценкам, общая сумма может составить около 10 млрд долл. – совершенно очевидно, что европейские (и не только) транши лишними явно не станут. В Агдаме и Джебраиле созданы две «свободные экономические зоны», в которые бакинские власти уже пытаются завлечь компании из многих стран – от России и Ирана до Великобритании с Израилем. Теперь, возможно, к ним присоединятся и некоторые европейские компании. Впрочем, первенство, несомненно, будет принадлежать Турции, преследующей долгосрочные цели закрепления и усиления своего экономического и военно-политического присутствия на Кавказе.
По информации бакинского политолога и экономиста Ильгара Велизаде, немалые средства выделяются на проекты в сфере энергетики, включая строительство сети малых гидроэлектростанций, ветряков и солнечных батарей. Помимо железной и автомобильной дороги, имеются планы строительства через предполагаемый Зангезурский коридор высоковольтной ЛЭП, что позволит нарастить экспорт электроэнергии в Турцию, Иран и даже в Европу. Впрочем, относительно этого коридора и правовых режимов его возможного функционирования вопросов пока явно больше, чем ответов. Судя по всему, имеются проблемы и с реализацией широко разрекламированной программы строительства в Карабахе так называемых «умных сел» с использованием современных информационных и иных технологий. В феврале 2021 года Ильхам Алиев заявил о начале реализации проекта «умного села» в Зангеланском районе. В сентябре в интервью турецким журналистам он рассказал, что первые перемещенные лица вернутся в пилотное «умное село» «к концу нынешнего или началу следующего [2022] года». Однако, судя по всему, сроки сдвигаются. Выступая 2 февраля на молодежном форуме, азербайджанский лидер рассказал о планах расселения бывших жителей села Агалы «где-то весной-летом... Не прошло и двух лет [после войны], а возвращение уже начинается. Это имеет очень большое символическое значение».
Между тем, как стало известно из некоторых распространяемых в социальных сетях видеороликов, по крайней мере у некоторых компаний имеются проблемы со сроками строительства объектов и с выплатой зарплат сотрудникам. Как правило, остаются за кадром и наименования самих этих компаний, что противоречит предполагающим прозрачность принципам «умных сел». С самого начала процесса послевоенного строительства не было «никакой отчетности о том, кто именно строит села, сколько выделяется денег, и так далее», утверждает экономист Тогрул Валиев. А накануне Нового года один из проправительственных депутатов, Агиль Аббас, предложил сформировать и отправить на работу в Карабах студенческие строительные отряды: мол, «молодые азербайджанцы могут отдавать свои жизни в Карабахе. Почему бы им теперь не поехать туда поработать добровольцами? К тому же они могут получать зарплату». Озвучил он и примерные сроки работы – 2 месяца, и размеры зарплаты для студентов – от 300 до 500 манатов (от 175 до 300 долларов) в месяц: «…Найти рабочих, которых можно отправить в Карабах, трудно. А студенты согласились бы туда поехать даже бесплатно».
Некоторые оппоненты властей указывают в этой связи на проблемы с рабочей силой и ее оплатой, что едва ли вяжется с широковещательными бравурными реляциями. В январе бакинские власти объявили о начале регулярных автобусных рейсов до Шуши и Агдама, сопровождаемых рядом ограничений, неявно мотивируемых сохраняющейся «минной» опасностью. Как можно предположить, введенный в минувшем октябре в эксплуатацию аэропорт в Физули, равно как и строящийся аналогичный объект в Зангелане (еще один аэропорт планируется построить в Лачинском районе) имеют прежде всего военное, а не гражданское назначение. «...Строятся не только гражданские, но и военные объекты: казармы, соответствующие инженерные сооружения на границе, блокпосты и другие сооружения, и это тоже требует средств», – говорит И. Велизаде. Так, новая военная инфраструктура в присутствии руководства военного ведомства недавно была сдана в эксплуатацию в отвоеванном у НКР Карвачарском (Кельбаджарском) районе, откуда удобно контролировать сопредельные территории Гегаркуникского марза Республики Армения.
...4 февраля состоялись онлайн-переговоры с участием Ильхама Алиева, Никола Пашиняна, президента Франции Эммануэля Макрона и главы Совета ЕС Шарля Мишеля, которые можно рассматривать как еще одно свидетельство растущего внимания европейских партнеров к Южному Кавказу. Одним из итогов встречи стало освобождение Азербайджаном восьми армянских военнопленных, что, однако, не снижает градуса антиармянской риторики азербайджанского руководства. Можно предположить, что продолжающиеся словесные эскапады и вооруженные провокации, сопровождаемые обвинениями в сторону российских миротворцев, ориентированы как на внутреннюю, так отчасти и на внешнюю аудиторию: мол, нам вместе с Турцией теперь и море по колено!
Едва ли, конечно, это в полной мере так. В начале февраля министр культуры Азербайджана Анар Каримов объявил о создании специальной рабочей группы, нацеленной, как он выразился, на удаление «фиктивных следов, оставленных армянами на албанских религиозных храмах». Таким образом, речь идет о новом этапе уничтожения армянского историко-культурного наследия на территориях, перешедших под контроль Баку после 44-дневной войны 2020 года. И хотя действующие власти Армении до поры до времени сохраняли по этому поводу «олимпийское» спокойствие, поднятый некоторыми международными организациями и СМИ шум вынудил бакинские власти выступить с новым заявлением, в котором подчеркивалось, что «Азербайджан всегда с уважением относился к своему историческому и культурному наследию независимо от религиозного и этнического происхождения». По результатам онлайн-встречи 4 февраля было достигнуто согласие об отправке в регион миссии ЮНЕСКО. «Мы работаем над направлением в Нагорный Карабах независимой технической миссии ЮНЕСКО, согласно Гаагской конвенции 1954 года. Надеемся, что это станет возможно в ближайшее время, но на данный момент для этого нет необходимых условий. Поэтому обсуждения еще продолжаются», – сообщил агентству Арменпресс сотрудник пресс-службы организации Томас Маллард. Впрочем, в условиях перманентно напряженной ситуации «обсуждения» могут продолжаться сколь угодно долго...
Андрей Арешев
Оставьте свои комментарии