№5 (349) май 2022 г.

О политических маргиналах сегодняшней Армении

Просмотров: 9288

Ситуация на внутриполитической площадке Армении остается крайне запутанной и неопределенной, прежде всего в том плане, что в стране не проглядывается сколь-либо серьезной политической силы и лидеров, которые бы предложили реальную политическую альтернативу нынешней власти либо какие-то новые политические идеи, которые бы привлекли общественное внимание. И это притом что особого восторга в обществе от нынешней власти также нет.

Существующая парламентская оппозиция в лице фракций «Айастан» и «Честь имею» в подавляющем большинстве случаев только обозначает работу в парламентских комиссиях. Число законодательных инициатив от этих двух фракций можно пересчитать на пальцах одной руки. Единственный системный документ, который был представлен парламентской оппозицией на митинге 5 апреля и в основном был связан с нагорно-карабахским урегулированием, хотя и является определенным фактором давления на премьер-министра Никола Пашиняна и его правительство, но выглядит крайне проблемным для реализации.

Таким образом, одной из главных политических проблем сегодняшней Армении является отсутствие сильной в идейном плане оппозиции, несмотря на то, что нынешняя парламентская оппозиция обладает очень впечатляющим финансовым, информационным и структурным ресурсом. Выборы в органы местного самоуправления, прошедшие осенью и в декабре прошлого года, продемонстрировали, что избиратели в большинстве случаев предпочитают голосовать либо за правящий «Гражданский договор», либо за объединения граждан, которые ориентированы на решение исключительно локальных проблем (зачастую эти объединения носят имя тех или иных авторитетных граждан). Однако, выступая отдельно либо в рамках блоков, ни Республиканская партия, ни партия «Дашнакцутюн» не смогли добиться сколь-либо серьезных успехов.

Единственный новый и относительно успешный политический или околополитический проект – это партия «Страна для жизни», за которой, по сведениям армянской прессы, маячит фигура миллиардера Рубена Варданяна, хотя он и отрицает это. Партия добилась относительного успеха на выборах в органы местного самоуправления в ряде общин (муниципалитетов). Однако среди ее лидеров мелькают лица, которые так или иначе были связаны с нынешней правящей партией «Гражданский договор» в период с 2017 по весну 2021 года. Прежде всего речь идет о двух основателях партии  – бывших министрах труда и социальных вопросов Мане Тандилян (она занимала этот пост и в поствоенном Карабахе) и Месропе Аракеляне (бывший лидер партии «Аракелутюн»/ «Миссия», которая входила в пашиняновский блок «Мой шаг»). Ряд армянских таблоидов полагает, что реальным инициатором создания этой партии был нынешний глава правительства. Однако версии о причастности к этой партии как Варданяна, так и Пашиняна пока не имеют серьезного фактологического подтверждения. В крайне непростой ситуации оказалась партия «Армянский национальный конгресс», которой явно не хватает финансовых ресурсов, притом что партия имеет устойчивую идеологическую доктрину и отчасти сохранила структуры.

В столь непростой ситуации, когда конституционный референдум 2015 года разнес в пух и прах существующую систему правления, а новая так толком и не сформировалась, на политической площадке укрепились маргиналы с ярким антироссийским уклоном, большая часть которых финансируется из-за рубежа и клиническая русофобия которых является секретом Полишинеля.

Остановимся на этих маргиналах более обстоятельно.

Обращаем внимание на внепарламентскую партию «Республика», которую возглавляет экс-премьер-министр (1999 – 2000?гг.) Арам Саркисян – родной брат бывшего министра обороны и премьер-министра, национального героя Вазгена Саркисяна. Ничего, кроме кровных уз, лидера партии «Республика» с Вазгеном Саркисяном не связывает. Как политическая фигура, он является полным антиподом своего брата, что прежде всего выражается в его последовательной русофобии, ненависти к России. На последних парламентских выборах эта партия получила 3,04% голосов избирателей и заняла пятое место. Не самый плохой результат, т.к. партия находится в парламентском «предбаннике» и имеет неплохие стартовые возможности для того, чтобы стать парламентской. Кроме того, партия активно участвует в посиделках с премьер-министром Пашиняном в рамках его сотрудничества с внепарламентскими политическими силами. Интересно, что партия фактически не обозначает себя как оппозиционная. Главное для нее не какая-то идеологическая, а геополитическая доктрина – прозападность, а точнее, вашингтонский ориентир.

Есть партии, которые можно назвать партия одного публичного лица. К примеру, «Европейская Армения», которую возглавляет кинорежиссер Тигран Хзмалян. Название партии совсем не оригинально для постсоветского пространства («Европейская солидарность» Петра Порошенко на Украине, «Европейская Грузия» и т.д.). В критические моменты любит заявлять о том, что готов пойти воевать в Карабахе, на Украине (за Украину против республик Донбасса и России) и т.д., но никогда нигде не воевал, самое большее – надевает камуфляж. За время пребывания в роли ярого русофоба резко расширил подконтрольную себе жилплощадь. Выступал с оппозиционной риторикой против Сержа Саргсяна, пока случайно не обнаружилось, что его супруга была в пропорциональном списке Республиканской партии Армении на парламентских выборах 2012 года. Для того, чтобы окончательно не опозорить супруга, ей пришлось снять свою кандидатуру. Один из любимых «экспертов» и гостей «Радио Азатутюн». Выступает за «европейский путь» Армении, хотя скорее за «американский путь». К слову, создается впечатление, что в угаре борьбы за этот самый «европейский путь» он давно забросил свою основную профессию, которая явно не приносит ему благосостояния.

Следующий маргинал – председатель Консервативной партии Микаел Айрапетян. Возглавляемая им партии состоит из одного публичного деятеля – самого Микаела Айрапетяна, который также отличался своей русофобией и редкой способностью входить в различные протестные движения, а после того как власти начинали репрессии против оппозиционных движений, избегать арестов и, тем более, судов. Это обстоятельство весьма специфично, т.к. его союзники по этим движениям проходили через аресты, суды и тюрьмы.

Партия «Суверенная Армения» и ее лидер, бывший глава  Государственной контрольной службы (ГКС) Давид Санасарян. Был назначен на эту должность и отправлен в отставку Пашиняном, находится под судом. Санасарян обвиняется по делу о злоупотреблениях в процессе закупок принадлежностей для гемодиализа, в злоупотреблении служебными полномочиями. В отношении него избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. В качестве подсудимых по данному делу проходят также бывшие должностные лица ГКС, а также директор ООО «Зорашен» Тарон Аветисян. Партия «Суверенная Армения» участвовала в последних парламентских выборах и заняла на них 22-е место (из 26) с результатом 0,05% голосов избирателей. До смены власти в 2018 году Санасарян «прославился» тем, что был организатором или активным участником пикетов и различных акций перед посольством России в Ереване. Пытается показать лояльность премьер-министру Пашиняну в рамках его пула сотрудничества с внепарламентскими политическими силами. «Хрустальная мечта» Санасаряна – вернуться на прежний пост либо попасть в парламент следующего созыва.

Наконец, самая большая, активная и агрессивная организация – «Национально-демократический полюс», которая является по сути политическим или псевдополитическим крылом парамилитаризированной организации «Сасна црер» («Сасунские храбрецы»), которая запомнилась тем, что летом 2016 года захватила расположение полка патрульно-постовой службы в ереванской общине Эребуни. При этом не обошлось без жертв. Для того чтобы поменять имидж, лидерам «Сасна црер» посоветовали провести ребрендинг и отказаться от камуфляжа. Так и появился «Полюс», который, видимо, очень неплохо финансируется. Главным идеологом, да, собственно, и лицом организации стал бывший посол Армении в Канаде Ара Папян. Он также возглавляет исследовательский центр Modus Vivendi. Интересная деталь – Папян был военным переводчиком во время войны в Афганистане и имеет 7 советских наград, в том числе боевых. Основная линия партии, которую продвигает Папян – актуальность Севрского договора 1920 года для Армении и актуальность арбитражного решения Вудро Вильсона по границам 100-летней давности. Отсюда и то, что Армения должна изменить свой внешнеполитический курс и перейти под патронат США либо вообще стать их союзником. По итогам последних выборов «Полюс» занял 9-е место и набрал 0,78% голосов избирателей. Партия проводит регулярные митинги в Ереване, которые имею ярко выраженный антироссийский тренд, а в последние месяцы она также выступает в поддержку Украины. Обычно на ее митингах собирается не более 300 человек.

Среди маргиналов есть и партии, которые постоянно представляются как пророссийские. К примеру, Демократическая партия Армении во главе с Арамом Саркисяном (однофамилец лидера партии «Республика»). Однако, на последних парламентских выборах в пропорциональном списке ДПА на третьем месте оказалась Нарине Дилбарян – преподаватель факультета журналистики ЕГУ, известная своей крайне антироссийской позицией. На выборах партия заняла 16-е место с 0,36% голосов избирателей. При этом очевидно, что более нет достаточных оснований считать эту карликовую партию пророссийской.

Невыстроенность политической системы страны, отсутствие ясных идеологических доктрин у большинства партий (в том числе и правящего «Гражданского договора») привело к тому, что большинство партий на политической площадке стремится отличиться от конкурентов не своими идеологическими или программными тезисами, а геополитической ориентацией. Это недопустимо, особенно для небольшой страны, находящейся в сложном геополитическом окружении.

Возможно ли изменение ситуации? В принципе, этого исключать нельзя, тем более, что подсчет голосов на двух последних парламентских выборах (2018 и 2021 гг.) проходил чисто, хотя ход выборов абсолютно демократичным назвать нельзя. Нормальная многопартийная система, ориентированная на запросы граждан и страны, а не на геополитический вектор, может быть сформирована только в результате конкурентных и честных выборов. К этому Армении еще идти и идти. Тогда и снизится уровень влияния маргиналов политического поля на умы граждан. Сейчас они держатся на поверхности, в первую очередь потому, что в стране нет финансово независимой прессы, и поэтому их финансирование из-за рубежа успешно поддерживает большинство этих маргинальных проектов.

Илья Погосов, Москва – Ереван – Москва

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 15 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты