Рубен Есаян: Можешь сделать что-то полезное для Армении – сделай!
Об уникальном проекте «301», обеспечении онтологической безопасности Армении, идеологических войнах и борьбе с информационными фейками редакции газеты «Ноев Ковчег» рассказал Рубен Есаян, предприниматель, к.т.н.
– Рубен Генрихович, Вы живете и работаете в России, но тесно связаны с Арменией. Как, по Вашему мнению, развиваются российско-армянские отношения?
– Ни для кого не секрет, что с мая 2018 года российско-армянские отношения переживают не самый лучший период. Они осложнены с тех пор, как к власти в Армении пришли люди, которых в своем бэкграунде вряд ли можно отнести к русофилам.
Сразу после прихода новой власти была предпринята попытка пересмотреть соглашение о дислокации российской военной базы на территории Армении. Вопрос о необходимости пересмотра этого соглашения был поднят в июле 2018 года, когда на военной базе в Гюмри российские военные отрабатывали сценарий отражения атаки на армянское село третьей стороны. Затем последовал арест генерального секретаря ОДКБ генерал-полковника Юрия Хачатурова. Были предприняты и другие шаги, не способствующие укреплению двусторонних отношений.
Российско-армянские отношения чрезвычайно важны, прежде всего, для самой Армении. Эти отношения – залог существования независимой Армении. Но отношения между двумя странами – всегда двусторонний процесс, и действия армянской стороны не всегда способствуют их благоприятному развитию. Я не вижу искреннего движения нынешних властей Армении навстречу России.
– Президент России Владимир Путин радушно принимает премьер-министра Пашиняна.
– Я убежден, что Россия очень хорошо относится к Армении, что у России есть понимание необходимости сохранения и развития двусторонних отношений. И нельзя, несмотря на определенные действия сегодняшней власти в Армении, допустить их ухудшения. Россия, по моему мнению, делает все возможное для их сохранения. Может быть, могла бы делать и больше, но для этого требуются ответные шаги с армянской стороны.
Ведь войну в Карабахе можно было остановить еще 12 октября 2020 года, когда Владимир Путин предложил свой вариант. И если бы он был принят, результаты
войны оказались бы совершенно другими. Но для этого требовались соответствующие шаги со стороны Армении, а они сделаны не были.
– Противники России в Армении, которых в Армении, к счастью, немного, используют любой повод, чтобы обвинить российских миротворцев якобы в бездействии. Как Вы прокомментируете это?
– Для меня очевидно, кто обвиняет и зачем. Это те, кто привел к власти в Армении антироссийские силы с целью ослабить российско-армянские отношения, ослабить саму Армению, нанести ущерб интересам России. В частности, создать для России еще одну горячую точку. Надо сказать, что антироссийские настроения имели место в Армении и раньше.
– НКО в Армении сыграли свою роль. Вместе с тем, российская мягкая сила действовала в Армении недостаточно эффективно.
– Согласен. Я начал бы выстраивать российско-армянские отношения, прежде всего, с разоблачения фейков. До сих пор в Армении у некоторых бытует мнение, что «армянские земли отдали русские». А ведь это совсем не так. Люди не знают, где, когда, какие события имели место, кто в итоге отдал армянские земли и кто эти земли вернул.
Если положить на стол два договора – Александропольский, заключенный по инициативе дашнакской Армении, и Московский, подписанный между представителями правительства Великого национального собрания Турции и правительства РСФСР, – а также Карский договор, становится ясно, о чем договорились дашнаки и о чем договорились русские. И мы увидим две огромные разницы. В одном случае договор подписала вассальная сторона, которая признала свой вассалитет. Согласно Московскому договору, территория независимой Армении увеличилась с 9,5 тысяч кв. км до 29 тысяч кв. км.
– Противопоставить фейкам необходимо правдивую информацию, в том числе и о Карабахской войне, правда о ходе которой скрывалась армянской стороной. Поставим вопрос шире: что необходимо сделать, чтобы не проигрывать информационные войны, чтобы остановить идеологического противника?
– Что касается войны в Карабахе, информационное противостояние надо было выигрывать до начала реальных военных действий, а не во время их. Должна вестись четко выстроенная информационная пропаганда. Я считаю, что информационная война была проиграна изначально, причем не Нагорным Карабахом, а самой Арменией. Мало уделялось внимания средствам массовой информации, их финансированию, распространению, лоббированию.
Когда началась война в Карабахе, я получал, в основном, проазербайджанскую информацию. К счастью, в отличие от многих живущих в России, я имел возможность читать армянские СМИ. Не секрет, что в российских властных структурах, в СМИ есть люди, которые связаны с Азербайджаном. Мы видим, как грамотно выстраивается пропаганда, в которую вкладываются значительные средства. Мы этого не делаем и поэтому проигрываем. Даже если открыть страницы интернет-энциклопедии «Википедия», можно обнаружить преимущество противника по целому ряду вопросов.
Поле для пропагандистской работы – огромное. К сожалению, не вижу, чтобы его осваивала армянская сторона. Если ситуация не изменится, мы и дальше будем проигрывать информационную войну.
– Как Вы оцениваете политическое и экономическое положение в Армении сегодня?
– Как предприниматель, я считаю, что для Армении открылось большое окно возможностей, которое можно и нужно использовать. Но эффективно использовать его можно только в случае, если у власти будут стоять компетентные, профессиональные люди, в том числе и в экономическом блоке.
Сегодня царит некая эйфория по поводу притока в Армению большого числа специалистов, в том числе IТ-сферы. Называются цифры от 50 до 100 тысяч человек. Происходит настоящий бум, открываются фирмы. Это шанс для армянской экономики, для реализации которого необходимо грамотное содействие местных властей. Потребуются также стойкость и сила духа, потому что на Армению будет оказываться определенное давление. Уже раздаются заявления, в том числе из США, о том, что те страны, которые помогают России, будут наказаны и могут оказаться под санкциями. Понятно, что санкции против Китая или Арабских Эмиратов не будут носить для этих стран принципиальный характер. Другое дело для Армении. Перед угрозой санкций есть вероятность, что нынешние армянские власти начнут отступать. И тогда супервозможности, потенциальные супервыгодные для страны экономические проекты могут не состояться.
– Что Вы думаете о ситуации в Арцахе? Каким Вам видится дальнейшее развитие событий в Карабахе, притом что Азербайджан упорно идет к своей цели – «Арцах без армян»?
– В этом конфликте есть две стороны: Азербайджан, за спиной которого стоит Турция, и Нагорный Карабах и Армения. Азербайджан и Турция преследуют цель «Арцах без армян», как уже было сказано, им надо заселить эти территории азербайджанцами, провести демаркацию и получить часть территории, в том числе Армении. Насколько известно, демаркация будет проходить по картам 70-х годов прошлого века.
Ситуация была бы менее тревожная, если бы мы знали, что за спиной Арцаха стоит Армения. Но нынешнее руководство Армении пришло к власти с целью сбросить с себя арцахский вопрос. Пашинян неоднократно, еще не будучи премьером, заявлял, что Арцах – гиря на наших ногах, что ее надо сбросить и пойти дальше: разблокировать все транспортные магистрали, наладить экономические связи с Турцией и Азербайджаном.
Придя к власти, Пашинян не изменил своей позиции. Когда он стал премьером и вдруг заявил, что Арцах – это Армения, он тем самым спровоцировал Азербайджан и Турцию, потому что в ходе переговорного процесса никто со стороны Армении таких заявлений не делал. Хотелось бы услышать эти слова от Пашиняна сегодня. Жители Арцаха должны быть убеждены, что Армения всегда будет стоять за ними и совместно с российскими миротворцами отстаивать их право и возможность на проживание на этих землях, а в дальнейшем участвовать в определении их статуса.
– Видимо, делая такие противоречивые заявления, Пашинян руководствовался указаниями, полученными от одного из западных посольств?
– Трудно сказать, получал ли Пашинян прямые указания. Практика показывает, что подобного рода управляемые фигуры время от времени совершают те или иные собственные маневры, и управляющим приходится поправлять своих подопечных.
На сегодняшний момент гарантом существования Армении является Россия. Как и для Арцаха в лице своих миротворческих сил. Они уже спасли Арцах. Но российские миротворцы не могут организовать пост у каждой церкви, у каждого жилого дома, и их нельзя обвинять в любом инциденте, как это делают русофобы. Своим присутствием они сдерживают другую сторону. Миротворцы введены в Арцах на пять лет. Что будет после истечения этого срока? Надеюсь, что к этому времени проблем у России станет меньше, и Турция и Азербайджан прекратят свои кавалерийские наскоки на Арцах.
– Как Вы считаете, смогут ли вооруженные силы России решить стоящие перед ними задачи в кратчайшие сроки, чтобы не позволить украинским националистам получить подкрепление из-за рубежа?
– Трудно сказать, как долго будет продолжаться военная спецоперация России на Украине. Когда американцы бомбили белградскую телевизионную вышку, там погибли люди, в том числе журналисты. Когда Россия объявила, что будет атаковать находящийся на телевизионной вышке в Киеве центр СБУ, который ведет антироссийскую, националистическую пропаганду, она заблаговременно предупредила население. Те, кто планировал эту операцию, прекрасно знали, как будут действовать, какие возможности и средства использовать. Не случайно на Украине задействованы особо точные виды вооружения.
Я не думаю, что американцы станут подталкивать Европу к войне с Россией. Они не хотят прямого военного столкновения. Прямое военное столкновение с силами НАТО на территории Украины означает полную боевую готовность с обеих сторон. Это означает, что пальцы будут лежать «на кнопках». И нажав их, важно не опоздать. Это чрезвычайно опасная ситуация. Ни Россия, ни США этого не хотят. США надеются одолеть Россию экономически, а также при помощи внутренней оппозиции, что намного дешевле и безопаснее.
– Но у США пока это не получается.
– Да, не получается и не получится. Конечно, действия США могут нанести вред России, но пройдет определенное время, и Россия восстановится. Россия победит, потому что она на стороне добра. Наше дело правое.
– Вы являетесь одним из инициаторов проекта «301».Что это за проект для Армении?
– Проект называется «301. Земля мудрости».
– Почему 301?
– Потому что в 301 году произошло событие чрезвычайной важности для Армении – Армения приняла христианство. Инициаторы проекта – креативные люди, такие как Гор Нагапетян, который провел аналогию с героическими спартанцами и охарактеризовал проект как «300 спартанцев + ты».
«301» – не политический проект. Он объединяет людей с самыми разными политическими взглядам, тех, кто любит Армению и является ее патриотом. Мы считаем, что ситуация в Армении критическая и нужно предпринимать все возможное для ее изменения. Основной темой проекта является обеспечение онтологической безопасности Армении.
– Что понимается под онтологической безопасностью?
– В современном мире, в том числе Армении, происходит девальвация традиционных ценностей, подмена традиционных ценностей чуждыми. Под ударом находятся культура, образование.
Первыми шагами новой власти в Армении в 2018 году стали ликвидация военно-патриотического воспитания, нападки на Армянскую Церковь и ее историю. Дело дошло до нападения на Католикоса.
Мы знаем, что каждый народ стоит на определенной опоре. Она может быть одна, их может быть две, три. Опор немного, но они должны быть твердыми, надежными. Как только опоры начинают шататься, нация теряет свою идентичность. И наш проект направлен на сохранение идентичности армянской нации, на сохранение традиционных ценностей.
– А какие механизмы вы задействуете?
– Мы приглашаем в Армению и финансируем проживание мудрецов, людей, добившихся больших результатов в своих областях, которые влюблены в Армению и готовы переехать туда на жительство как минимум на 7 лет. Такие люди есть. Обязательное условие – любовь к Армении.
– Как Вы их находите?
– Разными путями. Гор Нагапетян нашел Петра Немого, потрясающего человека. Благодаря Петру озеро Байкал стало невероятно популярным, на Байкале начался массовый туризм. Петр Немой уже находится в Армении.
– Что делают мудрецы?
– Они задают вопросы, которые мы сами себе никогда не зададим. Например, существует ли в армянском обществе табу, которое чужеземец не может нарушить? Петр Немой, например, задал мне вопрос: могу ли я назвать пять всемирно известных армян последних 30 лет, которые живут вне Армении?
Планируем привезти в Армению 301 мудреца. Мудрецы умеют задавать правильные вопросы. Они могут стать идеальными медиаторами между самими армянами, неким объединяющим звеном, позволяющим армянам узнать друг друга и взаимодействовать. Они могут помочь осознать происходящее вокруг нас, определить, какие действия должны быть предприняты, какие проекты осуществлены.
Люди, которые приходят в Матенадаран, например, видят, какое огромное количество древних книг вмещает это хранилище, какая большая научная работа ведется. Сегодня эта работа заброшена, и мы хотим ее наладить и возобновить. Мы уже начали взаимодействие с Матенадараном. У нас есть идея выпустить книгу «Армения. Красная книга народов». Если Армения предоставит участки земли представителям народов, не имеющих государственности, и окажет им содействие, она может стать хранительницей редких артефактов, которые эти народы привнесут.
Другое направление нашей деятельности – экономика идей. Интеллектуальный потенциал Армении высок. Но мы не используем его на 100%. Мы задумались над организацией сетевого армянского государства с цифровым паспортом, созданием общего портала просвещения, которым могут пользоваться армянские учителя и педагоги в любой стране мира. Сетевое государство – уникальный проект, который может объединить армянскую нацию во всем мире. Но этот потенциал также не используется.
Мы основали благотворительный фонд, клуб «301». Ежемесячный взнос участника – 301 доллар США. Работы очень много. Мы открыты к сотрудничеству. Я обращаюсь ко всем: можешь сделать что-то полезное для Армении – сделай!
Беседу вел Григорий Анисонян
Оставьте свои комментарии