№5 (349) май 2022 г.

Парламент Венесуэлы поддерживает чаяния армянского народа

Просмотров: 3278

Сегодня в Боливарианской Республике Венесуэла проживает от трех до четырех тысяч наших соотечественников, в основном из числа тех, чьи предки пустили свои корни на далеком Южноамериканском континенте в начале ХХ века. В первую очередь речь идет о переселенцах из Сирии и Ливана, которые, спасаясь от геноцида в Османской империи, вынужденно бежали с подконтрольных Турции территорий. Чуть позже в богатую нефтяными запасами Венесуэлу потянулись армяне из Греции, Кипра, Франции, Аргентины, основав здесь многочисленные коммерции в различных сферах экономики и промышленности.

Сформировавшаяся к началу 30-х годов община состояла из ремесленников, представителей интеллигенции, искусства, архитектуры. Среди местного населения большой популярностью пользовались ткацкая продукция и изделия ручной работы, создаваемые на мануфактурах братьев Геворка, Аракела и Варужана Казарянов. А в 1950 году сюда переехали сотни армянских нефтяников и коммерсантов в надежде попытать счастья на новой родине. По большей части они заселились в столице – Каракасе, остальные – в городах Сан-Крестабаль, Валенсия, Маракай, Барселона, Пуэрто-ла-Крус. И хотя интеграционные процессы не обошли стороной венесуэльских армян, тем не менее ментальные ценности до сих пор остаются для них неизменными. Вера, язык и традиции являются тем краеугольным камнем, который выгодно отличает своей аутентичностью армянскую общину в чужой стране.

Духовным центром небольшого национального сообщества считается церковь Святого Григория Просветителя в Каракасе, построенная в 1987 году на средства благотворителей Артема и Давида Казарянов. Это единственный в стране храм Армянской Апостольской Церкви. В том же году здесь был открыт Армянский культурный центр, к которому приписаны хор, танцевальный ансамбль и армянская воскресная школа. Несмотря на то, что определенная часть наших соотечественников является носителями арабского и испанского языков, тем не менее западноармянским языком владеют все. Поэтому официальный печатный орган общины «Голос Арарата», издающийся на армянском и испанском языках, здесь зачитывают, в буквальном смысле, до дыр. Кстати, еще при «бывших властях» Министерство диаспоры Армении отправляло в эту страну армянские книги, что также способствовало сохранению национальной культуры вне исторической родины.

Примечателен и другой факт. В 2006 году по инициативе министра высшего образования Венесуэлы Самуэля Манакады в программу высшей школы были включены лекции по истории армянского народа. А годом раньше, 14 июля 2005 года, парламент этой латиноамериканской страны единогласно принял резолюцию по признанию и осуждению геноцида армян 1915 года. В документе, в частности, говорится: «Учитывая то, что исполняется 90 лет со дня совершения первого в ХХ веке геноцида, который был заранее спланирован и осуществлен со стороны охваченных идеей пантюркизма младотурок по отношению к армянам, в результате чего погибло 1,5 миллиона человек; учитывая то, что подобные преступления должны быть осуждены для их дальнейшего предотвращения, восстановления прав человека и национальных прав; учитывая то, что этот геноцид должен быть признан со стороны турецкого народа и всеми народами мира; учитывая то, что народ Венесуэлы и государство отвергают терроризм и притеснения на национальной, политической и религиозной почве; учитывая тот факт, что, исходя из политических целей, наблюдается попытка исказить историю и предать забвению этот геноцид, Национальный парламент Венесуэлы постановляет: стать опорой армянскому народу и армянской общине Венесуэлы и ее требованию; просить Евросоюз отложить вступление Турции в свои ряды, пока эта страна не признает геноцид армян; сформировать специальную группу от Национального парламента для передачи этой резолюции в парламент Армении и Армянскую Церковь; создать совместные группы дружбы между парламентами двух стран». Вскоре в Каракасе был воздвигнут мемориал Памяти жертв геноцида армян в Османской империи, представляющий собой уменьшенную копию ереванского комплекса «Цицернакаберд». Он стал вторым подобным сооружением, поскольку первый монумент был установлен еще в 2001 году рядом с церковью Св. Григория Просветителя. Именно отсюда 24 апреля начинаются траурные шествия по улицам венесуэльской столицы.

По мнению представителей общины, значительная роль в принятии данной резолюции принадлежала президенту Уго Чавесу, возглавившему страну в 1999 году. «Он всегда благожелательно относился к армянской общине, был очень близок с местными армянами. А наша церковь и ее прихожане всегда были вместе с Венесуэлой. И, конечно, армяне никогда не забудут, что именно во время президентства Уго Чавеса парламент Венесуэлы признал геноцид армян, – отметил в 2013 году на траурных мероприятиях в связи с кончиной президента духовный предводитель венесуэльских армян архиепископ Комитас Оганян. – Мы скорбим по этому человеку. Будем надеяться, что его преемник Николас Мадуро сохранит такие же теплые чувства к нашей общине». Однако, с приходом нового главы государства что-то пошло не так. Затяжной экономический кризис, связанный с мировым падением цен на нефть, постепенно усугубляется политическим. В 2019 году спикер Национальной ассамблеи Хуан Гуайдо на фоне многотысячных митингов протеста, начавшихся после инаугурации Николаса Мадуро на второй президентский срок, провозгласил себя исполняющим обязанности главы государства. Но Мадуро решил остаться до окончания своих полномочий, которые истекают в 2025 году.

Когда-то Венесуэла была самой богатой страной в Южной Америке, а теперь стала одной из самых бедных, отмечает информационное агентство Bloomberg. Страна победившего на заокеанском континенте социализма ХХI века с бесплатной медициной, образованием и жильем превратилась в страну контрастов с бедной провинцией и презентабельной внешне столицей, где чередуются современные небоскребы и кварталы трущоб. Многие эксперты сравнивают события в Венесуэле с тактикой «цветных революций», которая особенно наглядно была продемонстрирована в ряде стран постсоветского пространства. Причем, почти по одному сценарию: признание легитимных властей нелегитимными. Все это не могло не затронуть армянскую общину, которая, по мнению основателя каракасской телекомпании «Телесур» Арама Агароняна, раскололась. Одна часть наших соотечественников поддерживает власть, другая – оппозицию. Причем, каждая из сторон весьма остро реагирует на любое выступление своих оппонентов. «В результате тяжелой ситуации в стране армянский центр оказался заброшен, хотя надежду на лучшие дни никто не потерял. В церкви продолжают проходить воскресные литургии, но пока это единственный повод для сборов представителей армянской общины. Также мы обеспокоены тесными связями правительства Мадуро с Турцией и Азербайджаном», – отметил в одном из недавних интервью глава южноамериканского комитета «Айдат» АРФД Акоп Табакян, одновременно подчеркнув, что на фоне экономического и социального кризиса, сопровождающегося репрессиями в отношении «экстремистской» оппозиции и независимых СМИ, блокировкой соцсетей и растущей преступностью, всеобщим дефицитом и разрушительными санкциями США в отношении нефтяного сектора, галопирующей гиперинфляцией и обесцениванием боливара, а также массовой миграцией венесуэльцев, армянская община тоже может оказаться в опасности. Сегодня многие местные армяне заинтересованы в получении гражданства Армении, но из-за отсутствия там дипломатического представительства сделать этого не могут. Поэтому выезжают в более доступные ближние страны. И опять, как сто лет назад, вынужденно покинув насиженные места, превращаются в странников, ищущих пристанище в чужих краях.

Сергей Тигранян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты