№5 (349) май 2022 г.

Ваге Акопян: Нормализация отношений с Турцией не должна означать отуречивание Армении

Просмотров: 6678

Перед каким выбором стоит Армения сегодня? Что требуется для ее экономического возрождения? Какие задачи стоят перед оппозиционными силами республики? На эти вопросы редакции газеты «Ноев Ковчег» ответил Ваге Акопян, депутат Национального собрания Армении, председатель комиссии НС по экономическим вопросам.

– Ваге Альбертович, в апреле этого года премьер-министр Пашинян посетит Москву. Известно, что перед визитом в Россию в Ереване состоялась его беседа с послом США в Армении г-жой Трейси, которая озадачена позицией республики в отношении военной спецоперации РФ на Украине. США всеми способами стремятся запугать страны – члены ЕАЭС и ОДКБ угрозой санкций, чтобы ограничить их поддержку России. Какие вопросы, на Ваш взгляд, будут обсуждаться в Кремле?

– Думаю, речь идет о рабочей встрече. Обсуждаться будут в основном два вопроса. Первый – Арцах и происходящие там события, а также предусловия, иначе их охарактеризовать никак нельзя, которые выдвинул Азербайджан и которые должны составить основу мирного договора. Речь идет о пяти пунктах урегулирования армяно-азербайджанских и армяно-турецких отношений. Второй вопрос – российско-украинский конфликт и позиция Армении.

До сих пор руководство Армении свою позицию не обозначило. Сразу после начала военной спецоперации России на Украине в конце февраля текущего года МИД Армении поспешил заявить, что вопрос признания ДНР и ЛНР на повестке не стоит. Вскоре после этого заявления со стороны дипломатического ведомства республики последовали оправдания.

– Как расценить такие действия, по Вашему мнению?

– Как действия некомпетентных людей.

Что касается Арцаха, в последнее время там возобновились боевые действия, идут бои. Имеет место очередная провокация Азербайджана. Думаю, что и Азербайджан, и Турция используют сегодняшнюю ситуацию, когда внимание России сосредоточено на Украине, а мирового сообщества – обращено к Восточной Европе, и пытаются извлечь для себя определенные дивиденды, укрепить свое присутствие в Арцахе.

– Азербайджан вновь вторгается на территорию Арцаха и самой Армении, убивает армянских солдат, провоцирует новую войну. Между тем власти Армении постоянно говорят о мире, Пашинян дружески общается с министром иностранных дел Турции. Что предпринимает в связи с этим оппозиция?

– Вы затронули важный и болезненный для оппозиции вопрос. Лично для меня ведение каких-либо переговоров по нормализации отношений с Турцией в контексте нынешней ситуации как минимум нелогично и некорректно.

Вспомним так называемую футбольную дипломатию. Еще во время правления Сержа Саргсяна Турция выдвинула Армении три условия для нормализации отношений. Первое – решение арцахского вопроса в пользу Азербайджана. Второе – признание границ. Третье – отказ от борьбы за международное признание геноцида армян в Османской империи в 1915 году. Естественно, все три предусловия армянской стороной были отвергнуты, и в армяно-турецких переговорах была поставлена точка.

Нынешние власти Армении, встречаясь со своими турецкими коллегами, заявляют, что каких-либо предусловий с армянской стороны нет, что Армения идет на улучшение отношений без предусловий. Одновременно с этим Чавушоглу в императивной форме «советует» министру иностранных дел Армении Мирзояну принять все пять предложенных Азербайджаном пунктов.

– Что это за пять пунктов?

– Первый говорит о том, что вопрос Арцаха для Азербайджана закрыт. Второй и третий закрывают любые попытки Армении в будущем поднять вопрос Арцаха на любом международном уровне. Четвертый – делимитация, демаркация. Пятый – открытие коммуникаций, читайте между строк: открытие Зангезурского коридора. Разве это не предусловия?

– Таким образом, обозначены все вопросы «футбольной дипломатии» и, кроме того, еще и вопрос открытия Зангезурского коридора?

– Да, принятие армянской стороной пункта о демаркации полностью закроет для Азербайджана вопрос Арцаха. Кроме того, Армения лишится всякой возможности поднять когда-либо вопрос Арцаха на международном уровне. Плюс Азербайджану будет предоставлен Зангезурский коридор.

– А вопрос признания геноцида армян?

– Что касается геноцида армян 1915 года, я не помню ни одного прецедента с 2018 года, когда новоиспеченный политик говорил бы о геноциде.

– Что предпринимает оппозиция в связи с возможным принятием нынешней властью этих пяти пунктов?

– Совместно с фракцией партии «Честь имею» мы активно сотрудничаем с международным сообществом, поднимаем этот вопрос на самых разных уровнях, работаем на всех площадках. Ведем разъяснительную работу среди населения. Проводим встречи с нашими избирателями, а также с теми, кто по тем или иным причинам не голосовал за нас. Мы хотим донести до народа, что нормализация отношений с Турцией не должна происходить за счет интересов Армении. Нормализация отношений с Турцией не должна означать отуречивание Армении.

– После войны в Арцахе 2020 года прошло полтора года. Между тем правительство Армении не предпринимает шагов по восстановлению вооруженных сил республики. Почему, по Вашему мнению? Как Вы оцениваете положение армянских ВС?

– Хочу отметить один факт: после войны и до настоящего времени Никол Пашинян ни разу не посетил Арцах. Кроме того, известно, что для всех его сподвижников, членов правительства за редким исключением (силовики) действует запрет на посещение Арцаха.

– Что это означает?

– Этот вопрос интересует также и меня.

И армия, и Министерство обороны Армении до сих пор находятся в деградированном состоянии. Для укрепления, перевооружения, модернизации вооруженных сил республики не предпринимается никаких мер. Возникают определенные сомнения. И если продолжить эту логическую цепочку, можно прийти к крайне негативным умозаключениям.

– Вы являетесь одним из руководителей оппозиционного движения в Армении. Не считаете ли Вы, что перед парламентскими выборами 2021 года оппозиция действовала недостаточно активно? Возможно, что-то упустили? Было немало граждан, которые по тем или иным причинам на выборы не пошли.

– Если бы мы ничего не упустили, был бы совершенно другой результат выборов. Но мы сделали все, что было запланировано. Предвыборная кампания была расписана по минутам, мы твердо следовали плану. Возможно, в тактике, стратегии и оценке мы ошиблись соответственно результату. Но активность во время предвыборной кампании не сбавляли ни на секунду.

Вы упомянули тех, кто не принял участия в выборах. А таких оказалось почти полмиллиона. Это тот электорат, который не поддерживает Пашиняна, тем более сегодня.

– Но эти люди не поддержали и оппозицию.

– Да. Нынешняя власть разделила народ на черных и белых, настоящих и бывших. Возможно, некоторые считают, что, если к власти придут «бывшие», станет еще хуже.

– Снова начнется коррупция, воровство…

– А коррупция и воровство есть и сегодня.

– Думается, оппозиция имеет серьезные аргументы.

– Они есть, и мы продолжаем работать. Оппозиция инициировала процесс противостояния. К нам примкнуло много людей. В апреле-мае планируем провести целый ряд мероприятий, в том числе в районах.

– Оппозиция предпринимает шаги к сотрудничеству с нынешней властью? Насколько успешно или неуспешно?

– Мы готовы сотрудничать в вопросах, решение которых принесет пользу нашей стране, но наталкиваемся на глухую стену. Конструктивное взаимодействие с нынешней властью не удается по нескольким причинам. Руководство страны считает, что представителей оппозиции нельзя допускать к каким-либо рычагам управления. Принцип такой: сам не ам и другим не дам.

– Известно, что именно в рядах оппозиции много специалистов в разных сферах, профессионалов своего дела, которые остались не удел. Могут ли эти профессионалы быть задействованы?

– Нынешняя власть «зарубает» такую возможность на корню. У сегодняшних руководителей гипертрофированное представление о том, что если кто-либо из оппозиционной команды придет на ту или иную должность, то сразу «отберет» что-то у власти.

Даже трудно себе представить, как Пашинян относится к оппозиции. Для Пашиняна оппозиция – абсолютное зло. До сих пор в заключении находятся наши товарищи, причем без каких-либо внятных обвинений. Так, мэр города Горис Аруш Арушанян провел в заключении восемь месяцев. В конце концов он был освобожден из-под стражи и оправдан.

– Поговорим об армянских СМИ. Бытует мнение, что многие средства массовой информации в Армении принадлежат оппозиции. Если это так, почему результат обратный? Насколько сегодняшняя власть позволяет средствам массовой информации нормально работать? Или не позволяет?

– Это вопрос ресурсов. Есть печатные, электронные СМИ, есть государственный телеканал, который вещает на всю территорию Армении. Это Н-1. Если вы посмотрите новостной блок этого канала хотя бы три дня, у вас сложится впечатление, что по уровню жизни вы живете, как в Швейцарии.

Государственный телеканал вещает на всю территорию Армении, и основная масса жителей страны может смотреть только его. Оппозиционные каналы на всю территорию республики не вещают, отсюда проблема донести до периферии то, что оппозиция хочет сказать людям. Власти постоянно препятствуют работе наших каналов, либо отзывают лицензию, либо просто закрывают телевещание.

Кроме того, власти приняли ряд законов в отношении СМИ. Пашинян все вопросы персонализирует, переводит на себя. Все, что касается лично Пашиняна, немедленно принимает форму закона.

– Международные организации реагируют на такое положение дел?

– Нет. Как не реагировали и во время 44-дневной войны. Никто не осудил агрессию Азербайджана и Турции. Если во времена так называемых бывших, то есть до 2018 года, в Армении происходило что-либо в сфере правопорядка, например, или СМИ, реакция международного сообщества по отношению к действующей власти следовала незамедлительно.

– Оппозиция определила свою позицию по отношению к военной спецоперации РФ на Украине?

– Оппозиция свою позицию выразила. Мы подготовили проект заявления Национального собрания по Арцаху. Естественно, он был отклонен в парламенте. Сразу после этого мы сделали заявление по российско-украинскому конфликту.

– Какое?

– Мы считаем, что любой народ имеет право на самоопределение. Мы сожалеем о том, что с обеих сторон гибнут люди. Мы надеемся, что правительство Армении сделает все возможное для эвакуации армянского населения на Украине. Мы осуждаем санкции Запада в отношении России, которые, по нашему мнению, могут привести к катастрофическим последствиям.

– Каков, на Ваш взгляд, деловой климат в сегодняшней Армении? Насколько успешно может развиваться бизнес? Как удается Центральному банку Армении сохранять драм на прежнем уровне?

– Единственный институт, который сегодня работает в Армении, это Центробанк. Он эффективно применяет сдерживающие механизмы, в том числе меры по стабилизации драма. Если бы не гибкая политика Центробанка, инфляция галопировала бы. Но Центробанк должен работать в связке с Министерством экономики и Министерством финансов страны. А этого взаимодействия сегодня нет.

В первые дни спецоперации России на Украине наблюдался беспрецедентный поток граждан из России в Армению, а также из Украины и Белоруссии. Из России приехали более 100 тысяч человек. Многие со своими бизнесами, преимущественно в сфере IТ-технологий. Они привезли с собой рубли. И регулятору, Центробанку, надо было упорядочить денежные потоки. Но экономика Армении не готова к таким потокам. Я знаю компании, которые со всем персоналом в количестве 1000 человек переехали в Ереван. Цены на недвижимость взлетели моментально, стоимость квартир в Ереване близка к заоблачной.

В краткосрочной перспективе этот приток специалистов может дать определенный импульс развитию экономики страны.

– А в долгосрочной?

– Ничего хорошего.

Сегодня в Армении остро стоит вопрос с зерном. Россия остановила экспорт зерна, в том числе и в страны ЕАЭС. А Армения на 99% зависит от российского зерна. Раньше зерно поставлял, в том числе, Арцах – 30%. Сегодня не поставляет. В Армении наблюдается дефицит зерна, и это не скрывается.

– Как работает крупный бизнес?

– Крупный бизнес в Армении – это в основном горная промышленность, которая пока переживает трудные времена, связанные, прежде всего, с логистикой. Порты работают с большими перебоями. Продукция часто не доходит в полном объеме до конечного пользователя. А горная промышленность обеспечивает один из основных притоков валюты в Армению.

Второй источник поступления валюты – денежные переводы наших соотечественников из-за рубежа. Сегодня их нет. Многие лишились работы. Отток денежных средств из России контролируется.

Валюту приносит также экспорт спиртных напитков и табачных изделий. Эти отрасли пока функционируют. Но, по прогнозам, как минимум 50% притока валюты в страну в скором времени прекратится, что приведет к новым трудностям для Центробанка.

– Санкции в отношении России опосредованно затронули и Армению?

– Да. Армения должна вести очень сбалансированную экономическую политику, чтобы не попасть под санкции. Армения уже оказалась в списке предупрежденных стран. А санкции для армянской экономики могут стать катастрофой.

– У армянской оппозиции есть лидер?

– Армении сегодня нужен лидер нации, человек, который сможет консолидировать нацию. Армении как никогда необходимо объединиться, чтобы выстоять перед поставленными Турцией и Азербайджаном вызовами, чтобы выжить в экономическом плане. Требуется человек экономического склада ума, который будет действовать как хаб и объединять всех. Нужно консолидировать и армян в Армении, и армян за рубежом. В противном случае мы можем потерять все.

– Что бы Вы пожелали читателям газеты «Ноев Ковчег» в России и в Армении?

– Желаю газете процветания и дальнейшего развития. Читателям – всегда находить на страницах «Ноева Ковчега» правдивую и интересную информацию.

Беседу вел Григорий Анисонян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 1 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты