№5 (349) май 2022 г.

Новая реальность в Закавказье: Армения и Азербайджан – между Западом и Россией

Просмотров: 7582

6 апреля в Брюсселе при посредничестве председателя Совета Европы Шарля Мишеля состоялась встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна. На фоне резко конфронтационного курса, избранного коллективной Европой под патронатом Вашингтона и Лондона по отношению к Москве в связи с украинским кризисом, продлившиеся несколько часов переговоры рассматривались как свидетельство намерений Брюсселя вытеснить Москву из сложного и крайне запутанного процесса нормализации армяно-азербайджанских отношений.

Крах Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху стал свершившимся фактом

Об интенсификации усилий Запада на Кавказе свидетельствует и недавний визит в Баку и Ереван действующего председателя ОБСЕ, министра иностранных дел Польши Збигнева Рау (он посетил как Баку, так и Ереван), и звонки в обе столицы госсекретаря США Блинкена, подчеркнувшего «готовность США помочь, вовлекшись двухсторонне и с партнерами, которые мыслят схожим образом».По мнению эксперта исследовательского института «Политэкономия» Бениамина Матевосяна, «социально-политический феномен «культуры отмены» России добрался и до карабахской проблемы». В этом плане показательно и отсутствие упоминания посреднических усилий Москвы, равно как и самого Нагорного Карабаха, в обнародованном по итогам брюссельской встречи заявлении Ш. Мишеля. Среди других положений документа, привлекших внимание наблюдателей – предполагаемый запуск до конца апреля работы двусторонней комиссии по делимитации границы, а также подготовка подписания мирного договора между Баку и Ереваном.

Несмотря на отсутствие официально подтвержденной информации о содержательной части армяно-азербайджанских переговоров, имеющиеся экспертные оценки свидетельствуют о том, что в Баку ими вполне удовлетворены. На протяжение минувшего марта подразделения азербайджанской армии частично продвинулись на охраняемую российскими миротворцами территорию Нагорного Карабаха в Аскеранском районе, у селения Фаррух (Парох) и стратегически важной высоты Караглух. Несмотря на частичную стабилизацию ситуации усилиями миротворцев, риск возобновления столкновений сохраняется. Руководство непризнанной Нагорно-Карабахской Республики обратилось к президенту России с просьбой об увеличении численности личного состава российского миротворческого контингента и повышении уровня его оснащенности (по-видимому – за счет тяжелой техники).

В свою очередь в Баку отказываются рассматривать предложения армянской стороны о зеркальном отводе войск от административных границ советского периода с размещением по их линии фиксированного числа пограничников с перспективой установления международного контроля. Несмотря на отсутствие крупных столкновений, сохраняется напряженность и на южных границах Армении. В этой связи примечательно и появление в социальных сетях роликов иранского «Корпуса стражей исламской революции» с недвусмысленным обозначением «красных линий» в Сюнике: «Любое военное вторжение в Армению столкнется с реакцией Вооруженных сил Ирана. Исламская Республика Иран неоднократно заявляла, что не потерпит изменения границ соседних стран».

Можно предположить, что наступательными акциями, вызывающими серьезную обеспокоенность в Москве и в Тегеране, азербайджанскими властями преследуются как сугубо тактические, так и более широкие цели, включая принуждение Еревана к скорейшему подписанию мирного договора на преимущественных условиях противоположной стороны, действующей в логике победителя.

По данным российских СМИ, работа над мирным договором будет построена на основе пяти принципов, в очередной раз сформулированных в марте в Баку. Среди них – взаимное признание суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ, подтверждение отсутствия территориальных претензий, отказ от взаимных угроз, делимитация и демаркация границы, установление дипломатических отношений, открытие транспортных коммуникаций и налаживание сотрудничества по направлениям, представляющим взаимный интерес. Более того, по мнению Алиева, «для установления мира в регионе нужно положить конец вооружению Армении. Если Армении будет поставлено вооружение, мы воспримем это как недружественный шаг. Если на вооружение Армении будут выделяться деньги, то мы будем воспринимать это как недружественный шаг и реагировать соответственно».

Все более робкие и противоречивые пожелания Еревана о включении в переговорный процесс вопроса о статусе Нагорного Карабаха воспринимаются в Баку весьма нервно. «В ответ на предложения Азербайджана мы подчеркнули, что в них нет ничего неприемлемого, но они не отражают полную повестку мира. Для нас принципиальным является вопрос гарантий безопасности народа Нагорного Карабаха, защита его прав и свобод, а также окончательный статус Нагорного Карабаха. Эти вопросы должны стать предметом для переговоров. Конечно, мы считаем важным вовлечение Минской группы ОБСЕ в этот процесс», – сказал Пашинян после возвращения. Выступая же в парламенте 13 апреля, он сослался на «международное сообщество», порекомендовавшее ему опустить планку в вопросе статуса Арцаха.

Вопрос о статусе значительно уменьшившейся в границах непризванной республики остается в Армении предметом напряженной внутриполитической дискуссии. 5 апреля, накануне встречи в Брюсселе, оппозиционные партии собрали в Ереване многотысячный митинг, участники которого исключали возможность любого Нагорного Карабаха в составе Азербайджана в принципе. Аналогичной позиции придерживается парламент Арцаха, потребовавший от Еревана отказаться от своей нынешней губительной позиции, предполагающей согласие на неприемлемый статус края. Выступая перед депутатами Национального собрания Арцаха в ходе экстренного заседания 14 апреля, министр иностранных дел НКР Давид Бабаян заявил, что слова Пашиняна о международном консенсусе вокруг урегулирования арцахского конфликта не соответствуют действительности. «В мире происходят глобальные изменения, выстраивается новый миропорядок. В текущих условиях, когда ведущие мировые державы находятся в конфронтации, невозможно формирование консенсуса по каким-либо вопросам, в том числе урегулированию конфликта вокруг Арцаха».

В полной мере об этом свидетельствует невозможность дальнейших апелляций к Минской группе как к некоему «коллективному разуму», и до того весьма эфемерному. 8 апреля министр иностранных дел России Сергея Лаврова после встречи в Москве с армянским коллегой Араратом Мирзояном констатировал факт окончательного развала этой структуры. «Французские и американские партнеры по этой группе в русофобском угаре, в стремлении отменить всё и вся, что касается России, отменили и тройку сопредседателей Минской группы, заявив, что не будут общаться в этом формате, – сообщил глава российской дипломатии. – Это их право, если они готовы пожертвовать интересами урегулирования в Карабахе и в целом в Закавказье, если они готовы пожертвовать интересами в данном случае армянской стороны, это их выбор». Столь деструктивный подход, впрочем, не выбьет Москву из колеи, и совместная работа над карабахским урегулированием будет продолжена. В частности, речь идет о реализации договоренностей, достигнутых при непосредственном участии российской стороны в ноябре 2020 г., январе и ноябре 2021 г.

А на следующий день, 9 апреля, с интервалом в несколько часов, по инициативе Еревана и Баку прошли телефонные разговоры Владимира Путина с Николом Пашиняном и Ильхамом Алиевым. «Подчеркнута необходимость реализации в полном объеме договоренностей лидеров Азербайджана, Армении и России по Нагорному Карабаху от 9 ноября 2020 года, 11 января и 26 ноября 2021 года, а также активизации деятельности трехсторонней рабочей группы по развитию экономических и транспортных связей в регионе. Затронуты вопросы запуска работы по делимитации азербайджанско-армянской границы и по подготовке мирного договора между Азербайджаном и Арменией», – сообщили в пресс-службе Кремля по итогам переговоров Владимира Путина и Ильхама Алиева. В беседе с Николом Пашиняном стороны подтвердили важность реализации трехсторонних договоренностей по Нагорному Карабаху, а также «затронули тематику выработки мирного договора между Арменией и Азербайджаном».

В принятом по итогам визита премьер-министра Армении в Москву совместном заявлении говорится об определяющем вкладе «российского миротворческого контингента в обеспечение безопасности, создание благоприятных и безопасных условий для жизни населения Нагорного Карабаха». Отмечена и «востребованность скорейшего решения насущных гуманитарных задач и нагорно-карабахского урегулирования политико-дипломатическими средствами», равно как и важность «использования потенциала и опыта института сопредседательства Минской группы ОБСЕ в соответствии с ее международным мандатом». Данная формулировка дает некоторым армянским наблюдателям поводы к осторожным предположениям о преждевременности «похорон» Минской группы, однако от Москвы здесь зависит далеко не все.

«Я очень хотел бы, чтобы наши европейские коллеги в Брюсселе понимали, что это русло уже создано тремя лидерами в 2020 и 2021 годах. И что они не будут чинить в этом русле какие-то препятствия, плотины или что-то еще», – это предупреждение Сергея Лаврова видится вполне своевременным. Несмотря на все старания, судорожные попытки Брюсселя перехватить «армяно-азербайджанскую» повестку под себя едва ли увенчаются успехом. Несмотря на напыщенные заявления и обещания многомиллиардных вливаний (конечно же, не в порядке благотворительности, а в долг). «Стороны информируют Москву о характере договоренностей с Брюсселем. Сам Евросоюз ссылается на решения, принятые при российском участии. Российские миротворцы стоят в Карабахе, а карты российского Генштаба лежат в основе процесса по делимитации границы между Арменией и Азербайджаном», – напомнил в беседе с изданием «Коммерсант» бакинский политолог Ильгар Велизаде.

Дальнейшее развитие событий на Кавказе во многом зависит от результатов специальной операции России на Украине, затягивание которой усилиями коллективного Запада открывает для Баку и дополнительные возможности для давления не только на армянскую сторону, но и косвенно – на Россию и ее миротворческий контингент в Нагорном Карабахе. Что же касается сторонников «эры мира» в правительстве и парламенте Армении, то своей линией на тотальные уступки в «арцахском вопросе» они рискуют разрушить даже нынешний, предельно хрупкий статус-кво, приглашая восточного и западного соседей к дальнейшей экспансии.

Андрей Арешев, Москва

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 9 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты