№6 (350) июнь 2022 г.

Реалии дня. Заседание ОДКБ в Москве и митинги в Ереване

Просмотров: 22380

Премьер-министр Никол Пашинян в апреле заявил, что в переговорах произойдет снижение планки статуса Карабаха и этого требует международное сообщество. Но что это такое – международное сообщество – и кто конкретно его представляет, объяснено не было. Справедливости ради следует отметить, что не было и заявлений о том, что он, по примеру Шуши и Гадрута, возьмет и передаст Арцах Азербайджану, ибо некий опыт накоплен.

Поскольку оппозиция от Пашиняна ничего приличного не ждет, это его заявление послужило выстрелом из стартового пистолета, и она перешла к активным действиям. На площади Франции близ Оперного театра разбили палатки, начались перекрытия улиц, в ночь на 24 апреля – День памяти геноцида – был устроен факельцуг, кстати, весьма впечатляющий. Митинги, шествия, эмоциональные выступления и речовки типа «Никол – предатель». Все, что можно было запретить, жестко подавлялось полицией, в основном «красноберетчиками», активно обслуживающими власть. По итогам активных, часто за пределами законности действий полиции им была выдана премия в размере около 6 миллионов долларов, о чем заявил один из лидеров протестных акций – дашнак Ишхан Сагателян. Не исключено, что этой суммой определяется переход полиции от созерцательности во время «бархатного» захвата власти в 2018-м к сегодняшней жестокости.

Был арестован известный продюсер Армен Григорян по надуманному обвинению, т.е. власть идет на репрессии, которые европейскими фанатиками по правам человека воспринимаются с философской тоской.

Власть, несмотря на протестную волну, достаточно защищена от внутренних угроз. В самом начале мая министр индел РА Арарат Мирзоян посетил США, где на высоком уровне, от госсекретаря и ниже, получил скорее всего уверения в том, что США вполне устраивает Пашинян. Все это в упаковке из демократических реформ, которых нет и не будет, улучшения отношений с Турцией, мира на Южном Кавказе и т.д.

Россия тоже отреагировала на протесты, призвав от имени МИДа всячески держаться правового поля, что выгодно Пашиняну. Выиграв выборы после поражения в войне и имея в руках административный аппарат, армию сектантов и поддержку Запада, он вполне может выиграть любые внеочередные выборы. Пока. Оппозиция должна была бы учесть реалии, но складывается впечатление, что всплеск протестной волны сопровождается многими ошибками. Если она работает с населением, с которым уже весьма успешно работали, то смысл ее информационной политики должен сводиться к деманипуляции, единственным оружием которой является правда и восстановление нарушенных логических цепочек. Это означает квалифицированный анализ ситуации как внутри страны, так и за ее пределами, как на митингах, так и посредством СМИ и соцсетей. Увы... Сводить всю политическую борьбу к речовкам и коллективным жестам хорошо, когда они обслуживают основанный на обмане популизм, а не тогда, когда заявляются серьезные намерения в угрожающей для страны ситуации.

Например, оппозиция заявляет, что не стремится к власти. А как можно изменить ситуацию, если рычаги власти не у тебя?

Было заявлено, что кадровый резерв оппозиции насчитывает 250 человек, но без объявления имен. Так их может быть и 300, и 500. Нет и дорожной карты, для реализации которой должны трудиться эти люди. А дорожная карта – это путь к будущему образу Армении, умеющей обеспечить свою безопасность и развитие.

Протестные акции в общем-то повторяют 2018 год – перекрытия улиц и шествия. С одним большим отличием: в 2018-м первоначальный массив протестного электората был представлен сектантами, в первую очередь из «Слова жизни». Они были призваны под знамена революции по приказу извне и ушли в протест с сектантским усердием, без перерывов на прием пищи и даже сон. Активно использовались дети, о чем сказал сам Пашинян. По его версии, протест начался чуть ли не в детских садах, потом к детям примкнули родители. Потом, правда, он на этой версии не настаивал.

Итак, сектанты с семьями – это как минимум 60 тысяч. Александр Амарян, специалист по тоталитарным сектам, настаивал на более высоких цифрах. Плюс более 100 организаций, существующих на иностранные гранты вместе с сателлитами, и, как это ни странно для Армении, ЛГБТ-сообщество, насчитывающее более 10.000 членов. Т.е. в сумме это уже более 60 тысяч активных протестантов как по приказу, так и на зарплате. Это замечательная закваска на любой протест, независимо от того, обоснован он или нет. А дальше к первоначальному, уже солидному массиву присоединяются люди с разными типами неудовлетворенностей – и уже набирается толпа вокруг сотни тысяч, имеющая тенденцию к росту. Причем эта схема действует по всей республике. Теперешняя оппозиция, полагая себя не глупее Пашиняна, все эти обстоятельства либо не учитывает, либо замалчивает. Напомню, что во время «бархатного» отъема власти западные посольства предупреждали власть о невозможности разгона «мирной» толпы. Теперь от посольства США идут иные рекомендации, смысл которых в том, чтобы удержать людей от протеста. И силовые задержания демонстрантов их не интересуют, хотя еще 4 года назад к нарушениям прав человека они относились с трепетом.

Лидер сектантов Рене Левонян, например, недавно встречался с Пашиняном и скорее всего дал слово удержать своих в стороне. Ни один представитель западных правозащитных организаций не реагирует и, надо полагать, не будет реагировать на превышение своих полномочий силовиками, в послужном списке которых уже есть и травмы, и переломы.

ЛГБТ-сообщество при нынешней власти чувствует себя крайне комфортно и в состоянии при необходимости проявить свою преданность. Все помнят, как Пашинян с жаром отстаивал права людей с нетрадиционной ориентацией, с гораздо большим, нежели права обычных гетеросексуалов. Да и окружение его не грешит особой преданностью традиционным, скажем так, ценностям. Правда, до гей-парадов пока не дошло. У ЛГБТ-сообщества появились права на пиар, что крайне опасно, ибо перед ними стоит задача расширения своих рядов за счет подрастающего поколения. Тут речь даже не о христианских ценностях, а просто о сохранении биологического вида.

У оппозиции же мотивированных сторонников гораздо меньше, меньше и фанатизма, свойственного сектантам и ЛГБТ. Были соблюдены символы, которые позволяли сектантам внушить мысль, что Пашинян – это Моисей. Христос – было бы слишком. Были посохи, с которыми его сподвижники передвигались по асфальту, в частности, будущий министр образования, науки и прочая, которого снабдили посохом для уподобления брату Моисея Аарону, хотя назначение посоха – в облегчении ходьбы по бездорожью, а лучше всего – по горным тропам. Пашиняна параллельно уподобили Монте Мелконяну, героизм которого не обсуждается, была забинтованная рука с каплей крови, и были боевые кличи-крики викингов, охотно поддерживаемые толпой. Была даже собака Чало как участник движения, правда, неизвестно, что с ней потом стало. В общем, шла планомерная работа по воздействию на подсознание, и можно быть абсолютно уверенным, что все это, в том числе и теневые манипулятивные технологии, было разработано очень серьезными западными центрами.

Оппозиция всем этим арсеналом, естественно, не обладает. Лидер протеста из партии «Дашнакцутюн» Ишхан Сагателян ролей не играет, другим не подражает. Но проблема в том, что оппозиция, на сторонний взгляд, не пользуется политическими технологиями вообще. Во времена «бархатного» переворота были использованы как минимум 112 из 198 методов Джина Шарпа. Сейчас, как кажется, эта методичка не используется вовсе.

Более того, если оппозиция имела в арсенале этот протест, то он должен был предваряться информационной работой. Проблема безопасности биологически заложена в человеке, и при правильных подходах можно было бы пробиться даже к части проманипулированного населения, хотя бы частично восстановить у них адекватность к тем угрозам, которые нависли над нами. Но эта работа в весьма скомканном виде сводилась в основном к лозунгам и требованиям отставки Пашиняна, хотя совершенно ясно, что добровольно он не уйдет, как бы круты ни были лозунги оппозиции.

Нет работы с социальными стратами. Основной инструмент власти – это полиция, но и с ней оппозиция не работает. А они не в космосе живут, у них есть свое окружение. Кстати, в 2018-м шла очень интенсивная работа и с властью, и с силовиками. Этот опыт, безусловно, негативный, с венками и гробами, но дело не в реквизите, можно придумать и иные, цивилизованные формы воздействия, даже если кому-то очень хочется набить морду за допущенный беспредел. У Джина Шарпа об этом точно есть.

Оппозиция заявляет, что Арцах никогда не будет в составе Азербайджана. Это понятно. Но оппозиция продолжает настаивать на деятельности Минской группы ОБСЕ, основанной в 1992-м,

в то время как за время ее деятельности было два вооруженных нападения Азербайджана на Арцах – в 2016-м и 2020-м. Более того, в ней три сопредседателя – от России, Франции и США – представляют страны, находящиеся не в лучших отношениях друг с другом. А после войны, которой МГ не смогла воспрепятствовать, наступила иная реальность, которая регламентируется тремя основными документами – от 9 ноября 2020-го, 11 января и 26 ноября 2021-го. 19 же апреля с.г. Пашиняном и Путиным было подписано совместное заявление из 30 пунктов, в пункте 24 которого говорится: «Акцентировали определяющий вклад Российского миротворческого контингента в обеспечение безопасности, создание благоприятных и безопасных условий для жизни населения Нагорного Карабаха. Подчеркнули востребованность скорейшего решения насущных гуманитарных задач и нагорно-карабахского урегулирования политико-дипломатическими средствами. В этом контексте констатировали важность использования потенциала и опыта института сопредседательства Минской группы ОБСЕ в соответствии с ее международным мандатом».

В переводе на обычный язык это значит, что при всем уважении к Минской группе ответственной за безопасность и урегулирование проблемы Карабаха становится Россия, разместившая в Арцахе миротворческий контингент. Так стоит ли реанимировать и абсолютизировать деятельность структуры, которая ничего не смогла решить в прошлом и вряд ли сумеет решить в будущем? Россия не стала бы оформлять проблему Карабаха, если бы была согласна с тем, что он отходит Азербайджану. Может, оппозиции надо было бы раскрыть этот пункт, чем просто утверждать, что Карабах не будет в составе Азербайджана? Он может оказаться в составе России, и это, может, наилучшее решение. Но надо раскрыть этот пункт, а не заниматься голословными декларациями.

Состояние Арцаха, конечно, внушает опасения, но самая главная опасность, нависшая над нацией – это отсутствие боеспособной армии. Потери армии не компенсированы, морально-психологический уровень низкий, управление расстроено. Об этом если и говорится, то без деталей. Кроме того, в отношении к нашей армии ярко проявилось отношение США, запланировавших на 2023 год военную помощь Азербайджану в размере 164 млн $, Армении – 24 млн $, Арцаху вообще ничего. И на этом фоне разговоры о комплементарности выглядят, как бы это сказать помягче... не слишком убедительно.

От выступлений на митингах не складывается ощущение, что они преследуют общую цель, они, как правило, стихийны и неконцептуальны. И это тоже недоработка оппозиции. И потому приведу свои соображения, поскольку оппозиция своих не представляет. США на высоком уровне, как я уже сказал, в том числе устами госсекретаря Блинкена, фактически заявляют, что им нужен Пашинян. Почему? США хотят скорейшего подписания мирного договора между Арменией и Азербайджаном и дипломатических отношений с Турцией. В развитии эти шаги означают, что очень скоро будет поставлен вопрос как присутствия российских миротворцев в Арцахе, так как мир между Арменией и Азербайджаном подписан, так и 102-й базы в Армении. Не будем забывать, что для США Южный Кавказ – всего лишь второй фронт с Россией. А далее открывается путь на север.

Россия тоже за мир и стабильность, и, когда закончатся ее проблемы с НАТО, она полноценно вернется в Закавказье. При этом не мешает отметить, что интересы России и Армении здесь совпадают практически полностью. И потому ей сейчас нужен статус-кво. Грубо говоря, не бежать впереди паровоза. А вопросы делимитации и демаркации, которые должны лечь в основу мирного договора, могут даже при полном, так сказать, благоволении сторон продолжаться годами. А самое главное – что Россия является модератором, и всякая торопливость здесь может быть истолкована как проявление русофобии.

Более того, во всех подписанных после войны документах есть пункты, которые могут быть достаточно позитивно истолкованы армянской стороной, но этого не делается. Власть – по своим соображениям, оппозиция – по непонятным. Тем не менее просто необходимо объяснять все опасности и упущенные либо упускаемые возможности. Особо проманипулированных это не касается, но ведь есть и сомневающиеся. Между Арменией и Турцией действуют экономические связи, что определенному массиву населения внушает мысль о том, что с ней могут установиться цивилизованные отношения. Но при этом Турция не признала геноцид и сегодня продолжает держаться геноцидарного поведения. Обоснования этого налицо – это и Сирия, и Ирак, и Ливия. И Северный Кипр, чуть раньше. Несколько тысяч армян переехали в Турцию и составили не совсем верное представление о ней, распространяемое здесь. Но если нормально объяснить, с фактами, что Турция не питает к Армении дружеских чувств и захват Армении грозит геноцидом, на который западное сообщество по привычке закроет глаза, то даже отъявленный туркофил может вернуться в адекватность. Священная обязанность оппозиции – трубить об опасности, которую многие недооценивают. Понятно, что и Турция, и Азербайджан стремятся притупить это чувство опасности, чтобы в итоге иметь дело с беззащитным врагом, но и раньше, и сегодня, в период протестов, дело сводится к лозунгам, но не к анализу нависших над нами угроз.

Более того, 13 мая заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев опубликовал в своем телеграм-канале прогноз, в котором предрек миру голод, военные конфликты и активизацию терроризма. Он в десяти пунктах изложил картину того, что ждет мир. При этом в документе указывается, что странам необходимо определиться, на чьей они стороне. Столь серьезный документ заслуживает как минимум обсуждения армянской оппозицией, чего нет. Можно обсудить даже чистую, незамутненную прагматику: Россия наиболее обеспеченная основными ресурсами – зерном и энергоносителями – страна. В трудные годы от Запада помощи не будет, для них одна Украина чего стоит. Так, может, обсудить? В принципе кто-то должен готовить аналитику, у лидеров протеста нет времени, им должны ее поставлять. Площадка митинга должна быть интересной для понимания происходящего, а не только для присоединения к речовкам. И объяснить, что власть сегодня пытается пуститься в путешествие во штормовому морю на утлой шлюпке, в котором видны только два корабля – США и России, и место шлюпки не в штормовом море, а в одном из этих кораблей. При этом Россия прямо или косвенно заявляет, что времена комплементаризма, служения «общечеловеческим ценностям» прошли и пора определяться, по выражению Горького, «с кем вы, мастера культуры?»

Согласно «Паст инфо», адвокат правопреемников погибших во время Арцахской войны Ваан Ованнисян заявил о том, что прокурор распорядился начать действия по ходатайству об аресте Никола Пашиняна. Это скорее всего либо фейк, либо, исходя из сегодняшних реалий, Пашинян даст какие-то объяснения и выйдет после допроса героем. Впрочем, может и что-то сделать не так. Впечатление такое, что оппозиции может помочь только сам Пашинян, как это сделал в свое время Серж Саргсян, объявив себя премьером, несмотря на обещание этого не делать, и таким образом усилил протестную волну. В чем и как ошибется Пашинян – выбирать ему. В противном случае протесты стухнут.

Тем временем госдеятельность Пашиняна продолжается. На заседании ОДКБ он заявил, что Армения не получила во время войны от ОДКБ того, на что надеялась. И что некоторые страны ОДКБ продают оружие Азербайджану. Со вторым обвинением просто: оружие – это товар, купить его может любой, даже Турция, и то в кредит. Главное здесь то, что Армении оружие продается по внутренним ценам. Что же касается первого обвинения, то Армения так и не обратилась к ОДКБ за военной помощью согласно пункту 4 устава организации, а всего лишь по второму пункту, что предполагает всего лишь консультации. И если нам не помогли, то чем же воевали Армения и Карабах, причем в интенсивном режиме? И будь управление войсками грамотным, а закупки техники правильными, большой вопрос, чем бы закончилась эта война. Если бы армию готовили к войне, а не предпринималась череда действий, осознанно ведущих к поражению...

Согласно информационным вбросам, Пашинян, воспользовавшись своим визитом, попросил ввести войска ОДКБ в Армению, по примеру Казахстана, для спасения собственного режима. После чего правительственные источники заявили, что это фейк. Но... Замечательная картина, когда ОДКБ вводит войска для защиты пашиняновского режима, вполне могла возникнуть в головах его окружения. Так бы они утерли нос всем, в том числе и ОДКБ. И их провинциальное мышление вполне допускает такой вариант. Что и как было на самом деле – нам не узнать, если не будет официальных заявлений, причем с российской стороны.

Айк Наапетян, политолог, полковник запаса, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 11 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты