Удастся ли Эрдогану усидеть на двух стульях?
Российская и мировая общественность с некоторой долей брезгливости и презрения наблюдает за цирковыми пируэтами и эквилибристикой турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана, который вот уже несколько лет балансирует между Западом и Россией.
С одной стороны, Анкара остается южным флангом НАТО и не только защищает интересы альянса на стыке границ Европы, Азии и Ближнего Востока, но и исправно выполняет функции по втягиванию в этот блок Азербайджана, Грузии и Украины. Турция заключила с этими странами соглашения о военном и военно-техническом сотрудничестве, поставляет им военную технику и оружие по натовским стандартам, регулярно проводит военные учения и маневры, занимается подготовкой военных кадров как в этих странах, так и в своих вузах и учебных центрах.
На территории Турции в интересах ВС США и НАТО используется свыше 50 военных баз и объектов. Самым крупным таким объектом является авиабаза Инджирлик на юге страны, где постоянно несут боевое дежурство самолеты тактической авиации американских ВВС и имеется склад с несколькими десятками ядерных боеприпасов.
При правлении Эрдогана получил свое развитие проект «Великой Черкесии». В Турции черкесская диаспора как бы интегрирована в турецкое общество и власть. Черкесские политические и общественные движения лояльны правительству и не требуют создания на территории Турции своей территориальной или культурной автономии. Но турецкие черкесы все настойчивее предлагают признать за ними статус национального меньшинства. В этом требовании их поддерживают европейские институты. Официальное признание нужно лидерам черкесов для того, чтобы активнее инициировать процесс репатриации черкесов на Северный Кавказ, где сегодня свыше 700 тыс. черкесов; черкесские диаспоры за рубежом (Израиль, Иордания, Сирия, Ирак) насчитывают несколько миллионов человек, 1,5 млн черкесов проживают в Турции.
Турецкие власти не стесняются осуждать действия РФ по защите граждан Крыма и Новороссии от националистического режима в Киеве. Изначально Эрдоган и его окружение осудили возвращение Крыма на свою историческую родину в Россию, признали это актом аннексии, всячески поддерживают оппозицию РФ в крымскотатарской общине, так называемый меджлис в изгнании в Киеве во главе с Рефатом Чубаровым. Эрдоган и его соратники регулярно выступают на форумах крымских татар и черкесов в Стамбуле и поддерживают их притязания на восстановление «исторической справедливости».
После начала специальной военной операции РФ по защите Новороссии Турция последовательно поддерживает все антироссийские резолюции ГА ООН, в частности, ES-11/1 от 2 марта 2022 года «Агрессия против Украины». Более того, Анкара на регулярной основе поставляет Украине боевые беспилотные летательные аппараты Bayraktar TB2 которые могут выполнять как ударные, так и разведывательные функции. Между Анкарой и Киевом имеется договоренность о создании на Украине предприятия по производству этих беспилотников и боеприпасов к ним.
Помимо Украины, Эрдоган активно участвует в антироссийских акциях на Ближнем Востоке и в Нагорном Карабахе. В Ливии в 2020 году он поддержал своими вооруженными силами и наемниками прозападное правительство Сарраджа в Триполи, которому противостоял пророссийски настроенный маршал Хафтар.
В Сирии под предлогом борьбы с терроризмом встал на сторону сирийской вооруженной оппозиции, радикальных исламистских группировок, провел уже несколько военных карательных операций, оккупировал значительную часть северных районов страны, где создает альтернативное Асаду государство (армию, другие силовые структуры, региональные и муниципальные органы власти), проводит этнические чистки.
Став одним из ближайших союзников Баку, Эрдоган не только поставляет оружие и боевую технику в Азербайджан, направляет туда своих военных специалистов и советников, готовит военные кадры, но и всячески подталкивает Алиева к военному пути решения карабахского конфликта.
Азербайджан и Грузия становятся надежными региональными партнерами и плацдармами Турции на Южном Кавказе, на территории этих стран создаются все новые стратегические коммуникации: Азия – Европа (автомобильные и железные дороги, трубопроводы, морские терминалы и т.п.). Параллельно Эрдоган решает задачу по восстановлению влияния в так называемом тюркском мире в странах Центральной Азии, где базовыми странами стали Туркменистан и Узбекистан. Похоже на то, что современным турецким властям не дают покоя лавры турецких султанов и Эрдоган со своими приближенными пытается воссоздать Османскую империю в новых исторических условиях, при этом использует не только военную силу, но и все другие формы и методы своей экспансии («мягкую силу»).
Весьма активно и, можно сказать, нагло действует Турция на севере Сирии и Ирака, вторгается туда военными силами, наносит ракетно-бомбовые удары, считая эти районы своей зоной ответственности, устраивает провокации на Кипре и в приграничных районах морской акватории и воздушном пространстве Греции, проникает различными путями на Балканы.
Эти агрессивные и во многом антироссийские действия и планы Анкары не мешают новоявленному султану «дружить» с российским руководством. Заверяя Москву в своей лояльности, Эрдоган сумел заполучить самые современные системы ПВО С-400, приступил к строительству АЭС «Аккую», Турция стала хабом, промежуточным звеном в поставке Россией газа и других товаров в Европу. Миллионы российских туристов ежегодно пополняют бюджет Турции, турецкие производители поставляют в РФ продукцию сельского хозяйства и другие товары. Роль Турции в этом плане заметно возросла с введением ограничительных санкций США и стран ЕС против РФ.
Трудно сказать, как долго Эрдогану удастся балансировать «на грани фола» между интересами России и Запада. Бесконечно этот вальс втроем вряд ли продлится. Рано или поздно руководству Турции придется делать выбор в своей внешнеполитической ориентации. Ведь международные отношения – это не современные гендерные отношения, когда модным становится менять пол или быть не мужчиной или женщиной, а каким-то третьим, бесполым существом.
Понятно, что Эрдоган пытается показать себя супергероем, этаким мачо на международной арене, который может походя насолить Вашингтону, Брюсселю и даже Москве. Это вписывается в его предвыборную программу, ведь на кону власть в стране на ближайшие несколько лет. Он полагает, что электорат может простить ему все финансово-экономические трудности и провалы на фоне успехов во внешней политике. Ему импонирует, как ловко он может манипулировать лидерами ведущих мировых держав, которые в силу складывающихся на международной арене обстоятельств вынуждены с ним все еще считаться. Но похоже, что Эрдоган явно заигрался в свои подковерные игры. Он вполне может разделить судьбу Чаушеску, Саддама Хусейна, Каддафи и им подобных диктаторов.
Станислав Иванов, независимый эксперт по Ближнему Востоку, кандидат исторических наук
Оставьте свои комментарии