№10 (354) октябрь 2022 г.

Почему агрессия Азербайджана произошла именно сейчас?

Просмотров: 6977

В конце августа состоялся, можно сказать, очередной вынос армяно-азербайджанского конфликта на европейские площадки. Пашинян и Алиев 31 августа встретились в Европе с председателем ЕС Шарлем Мишелем.

Это была пятая встреча, ЕС, видимо, пытается заменить собой Минскую группу, деятельность которой сегодня заморожена, поскольку Франция и США не имеют желания работать с Россией. Мишель пытается взять на себя ее деятельность, имея определенные рычаги воздействия на обе страны, естественно, для продвижения собственных интересов. И это не только интересы ЕС, но и США и Великобритании, вышедшей из ЕС посредством брекзита. Интересы США понятны, им нужны дополнительные инструменты и плацдармы в военной, экономической и прочих областях борьбы с Россией. Европейцев же интересует возможность прокладки нового газопровода в Европу для снижения ее зависимости от России. Заполнение газопровода должно быть представлено в малых количествах азербайджанским и в больших количествах казахским, туркменским, а более всего – иранским газом, если удастся. Трасса газопровода примерно понятна – это армянский Сюник, далее Нахичеван, потом через Армению, Турцию – в Европу. И ЕС нужен мирный договор между Арменией и Азербайджаном, чтобы обеспечить безопасность газопровода. Война газопроводов не коснулась, но за счет того, что была поставлена четкая задача по безопасности коммуникаций и были ее исполнители, в частности, бывший президент Армении, гражданин Великобритании Армен Саркисян, немало способствовавший «цветной революции» в Армении. Теперь пришло время ставить не на отдельных личностей, а на мирный договор. В нем, судя по развитию сюжета, Карабах упомянут не будет, как на этом настаивает Алиев. Что противоречит позиции России, поскольку во всех трех договорах с ее участием проблема Карабаха обозначена. И во время встречи во Владивостоке Владимир Путин еще раз зафиксировал, что административно-территориальная единица Нагорного Карабаха испытывает угрозы своей безопасности. Что означает вовлеченность России в ее обеспечение, как это происходит сейчас посредством миротворческого корпуса. Запад же полагает, устами того же Мишеля, что проблемы Арцаха нет и именно на этих условиях и должен быть подписан мирный договор. Тут надо заметить, что этот подход испытал определенную эволюцию. Это пятая встреча в таком формате, и если в тексте четвертого заявления по итогам встречи еще упоминалось этническое армянское население Карабаха, то в пятом заявлении Карабах не упоминается вовсе.

Но тут возникает вопрос: почему Европа зафиксировалась на отсутствии проблемы Нагорного Карабаха? Какая ей разница, есть он или нет? И приходится предполагать, что правила игры здесь диктует Алиев. Он еще до этой встречи заявлял, что мирный договор должен состоять из 5 пунктов и ни в одном из них не должен быть упомянут Карабах. Пашинян отвечал 6 пунктами, в двух из которых Нагорный Карабах упоминался как существующая проблема. Но увы, Армения представляет в переговорах проигравшую сторону, и Азербайджан сполна использует преимущества победителя. Тем более что его победа произошла при полном содействии и участии НАТО, в который входит Турция. Более того, наполнение трубы должно произойти при участии Азербайджана, и потому его желания для Запада более полновесны, чтобы не сказать – священны. Более того, российский миротворческий контингент тоже не входит в западные планы, что сближает позиции Европы и Алиева.

Самый восточный пункт планируемого газопровода на территории Армении – это граничный с Ираном Мегри, и вот тут уже против выступает Иран. Потому что если в договоре Мегри уйдет под какую-либо юрисдикцию, кроме армянской, то это будет означать нарушение Туркманчайского мирного договора 1828 года, подписанного Россией и Ираном. И кроме того, Ирану не очень нравится усиление турецких позиций в Закавказье. И захват армянских коммуникаций Турцией при потворстве коллективного Запада означает блокирование иранских сообщений с Россией через Грузию и Армению, т.е. не по территориям стран НАТО, с которым у Ирана известно какие отношения. США, рассматривая Иран как врага, естественно, хотят его блокировать. И концентрация иранских войск на границе означает именно его крайнюю обеспокоенность. И если начнется операция по захвату Сюника, то совершенно не исключено военное вмешательство Ирана. Хотя бы основываясь на Туркманчайском договоре. А если Россия будет взирать на обозначенные в этом договоре границы с философской тоской, то Иран, как сторона договора, может обеспечить его выполнение.

Теперь о самом коридоре. Он может быть аннексирован без войны. Просто в договоре указывается, что он не может контролироваться армянской стороной. Ни таможенниками, ни налоговиками, ни полицейскими, ни военными. Аннексия, которую вполне можно выдать за разгул демократии.

Пашинян появляется на Восточном экономическом форуме, который состоялся с 5 по 8 сентября во Владивостоке, хотя к восточным делам отношение Армении крайне опосредованное. Видимо, чтобы отчитаться перед Путиным по итогам встречи с Шарлем Мишелем и Алиевым. И там произносит замечательные слова, что то ли всякое государство, то ли все народы стремятся к миру. Не исключено, что эту светлую мысль ему внушил Алиев, который 12 сентября начал новую агрессию против Арцаха и Армении.

В этих агрессиях Азербайджана проявилась определенная новизна – обстрелы казарм на территории Армении в ночное время, большое число погибших и раненых, бомбы, сброшенные на курортный город Джермук, и т.д. В других терминах – это война.

По сообщению Пашиняна, у нас 135 погибших, но реальное их число пока не сообщается. Легче всего эту агрессию объяснить желанием США открыть здесь второй фронт против России. Тем более что и в Средней Азии начались приграничные столкновения между двумя странами ОДКБ – Таджикистаном и Киргизией. Третий фронт – Калининградская область, пока без стрельбы.

В Закавказье ввод российского контингента для стабилизации ситуации означает реакцию Турции, которую США и Великобритания обязательно попытаются перевести в русско-турецкую войну. Если еще удастся подключить Иран – чем больше участников, тем лучше, – то это значит, что сбываются самые «светлые» мечты по открытию второго фронта. Или крайнего беспорядка. И Россия, имея на плечах Украину, проявила сдержанность, желая всячески удержать статус-кво, даже за счет уступок агрессору. И тут же в информационном поле, причем на всех уровнях, с привлечением государственных чиновников самого высокого ранга, сдержанность России трактуется исключительно в русофобском ключе. Мол, Россия – ненадежный партнер и хорошо бы выйти из ОДКБ, поскольку пользы от него никакой. Агрессия Азербайджана и создание информационных русофобских мемов хорошо сочетаются во времени. При этом распускаются слухи, что агрессию Азербайджана остановили США, когда они всего лишь ограничились традиционными призывами к миру, совершенно не интересуясь тем, кто преступник, а кто жертва. Более того, указывается и направление, куда следует уходить от России, опять-таки без объяснений, ждут там нас или не очень. Но даже если либералам с воспаленным сознанием кажется, что НАТО подпрыгивает от нетерпения обнять Армению как своего члена, не мешает помнить, что «смотрящим» США в регионе назначена Турция. Та самая, которая стоит за агрессиями Азербайджана.

Почему агрессия Азербайджана произошла именно сейчас? Простое объяснение состоит в том, что она, неверно истолковав неудачи России на Украине, посчитала, что сейчас самое время напасть на союзника России. И об этом пару слов. Да, Россия понесла имиджевые потери, отдав ту часть населения оставленных городов, которая не захотела эвакуироваться, на растерзание нацистам. Но в военном смысле ничего особенного не произошло. ВСУ понесли потери наиболее боеспособного состава, что обычно случается при наступлении. Более того, Харьковское направление из всех имеющихся для России наименее значимое, а Донецк-Луганское и Херсонское – наиболее защищены, и по ним фиксируется продвижение. Скоро будет продемонстрировано, что продвижение ВСУ на самом деле означает их попадание в огненные мешки. И тогда чаще будет говориться о том, что их заманили в ловушку. И не думаю, что временные успехи ВСУ подвигли Азербайджан на очередную агрессию. На саммите ШОС в Казахстане Алиев объявил, что для него очень ценны мир с Арменией и исключение военных столкновений. Это может быть истолковано как традиционное проявление турецкой хитрости, но не исключено, что тем самым Алиев давал понять, что в этой агрессии он ни при чем, а приказы давались со стороны турецкого генштаба, которому подчинен азербайджанский с турецкими в том числе офицерами. Не исключено, что это действительно так. А если приказы отдавал он, то понятно, что в России знали об этом, и говорить такое – значит оскорблять информированность своих слушателей. Возможно, но очень ответственно.

Пашинян тем временем заявил, что готов подписать любую бумагу, которая принесет Армении мир и благоденствие, даже если в результате потеряет власть. Зная Пашиняна, можно предположить, что он действительно готов подписать любую бумажку, лишь бы эту самую власть не потерять. И его заявление сразу спровоцировало протесты. Одна часть протестующих собралась у забора Национального Собрания, другая – на площади Республики. Сюда ее призвал из США известный блогер с большой аудиторией Вартан Гукасян по прозвищу Дог. Он артистично кроет всех, что делает его в определенных восприятиях объективным, но при этом выступает за выход из ОДКБ. И своими призывами он фактически разбил протестующих на две группы. На площади Республики митинг управлялся правящей партией, но через некоторое время и у Нацсобрания власть сумела максимально дезорганизовать протест. Наиболее авторитетные ораторы освистывались, и провластная агентура всячески пыталась спровоцировать хулиганские действия, но все равно Пашинян, по крайней мере устно, отказался от своих угроз что-то там подписывать. Сознавая, что, если ему даже удалось сделать протест управляемым, тем не менее около 50 тысяч человек вышли на протест стихийно. Будучи сам погружен в технологии протеста, он, наверное, понимал, что существует потенциал неуправляемого протеста, который при определенной раскачке может стать для него серьезным фактором. Он знает толк в организации протестов и знает их технологии.

В 2018-м протест был стимулирован и возглавлен людьми, прошедшими соответствующие тренинги в различных центрах. Чем больше этих людей – тем выше массовость. Группы имели своих лидеров, задания и зоны ответственности. Если к этому добавить более чем лояльное отношение власти к протестам, можно заключить, что оно, так или иначе обеспеченное, входит в сценарий. Уличный протест является всего лишь как бы демократическим, как бы народным выражением воли силовых центров, в нашем случае – англосаксов и Турции при полнейшем бездействии России. И в результате имеем то, что имеем. На сегодня можно сказать, что Пашинян и компания намного лучше владеют инструментом протеста, чем оппозиция, страдающая отсутствием организации. И не исключено, что, не имея власти, они уже конкурируют друг с другом в будущем распределении этой власти, мешая коллективным действиям.

Россия, наверное, не ставит здесь задачу смены власти, при наличии своих проблем ей здесь нужен статус-кво, который позволит избежать создания антироссийского фронта, который тем не менее создается. Имея рычаги влияния на Пашиняна, она надеется, что это положение ей удастся сохранить. В частности, при европейских ценах на газ она продает его Армении по фиксированной цене. Переход же на спотовые цены мгновенно сделают жизнь в Армении невыносимой. И даже проманипулированные сторонники Пашиняна вернутся к своим желудкам. Да, выведена порода людей, для которых важно не свое печальное состояние, а его объяснение. Типа это делают «бывшие», хотя Пашинян уже больше 4 лет у власти. Но даже те, кто полагает Пашиняна самой светлой страницей армянской истории, придут к определенному ментальному дискомфорту. Да, инфляция, да, падение экономики, незащищенность, которую многие воспринимают как развитие. Но голод не тетка, и тут уже не манипуляции будут управлять сознанием, а желудок. Не у всех, но у многих. И манипуляции, и желудок – на уровне бессознательного, и сделать человека сытым без еды довольно-таки сложно.

В развитие антироссийского тренда 17–19 сентября состоялся визит спикера палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси, прибывшей в Ереван из Германии. Проговариваемые темы – это, как водится, укрепление демократии, мобилизация армянства США в канун выборов в пользу демократов, возможная помощь Армении вплоть до осуждения азербайджанской агрессии и т.д. Несмотря на преклонный возраст, Пелоси умеет поднять шум вокруг своих визитов. На Тайване она, например, сумела привести в боевую готовность китайский флот, который барражировал вокруг Тайваня. Те тоже в долгу не остались. Мирная бабулька, и это обострение вполне можно назвать ее именем. А в Ереване она была как бы голубем мира и ловко, пользуясь накатанным в течение десятилетий набором слов, делала заявления и отвечала на вопросы. Договорилась, впрочем, до того, что демократия превыше безопасности. Т.е. фиг с ним, с суверенитетом, главное – степень демократичности перед тем, как он будет утерян. Армения, в ее представлении, то ли идет по пути демократии, то ли уже пришла, правда, о политзаключенных при этом ни слова, а репрессии оппозиции, кажется, вполне укладываются в демократическую модель. Штаты в свою очередь спят и видят, как тут, на Южном Кавказе, все гармонично и безопасно. И потому об истинной цели визита приходится лишь догадываться. Прежде всего потому, что с ее боевым опытом и умением отвечать одинаково на любые вопросы ее заявления кажутся как минимум неискренними.

У США на сегодня есть здесь два объявленных врага – это Россия и Иран, и вряд ли г-жа Пелоси ставила перед собой цель сломать эту концепцию. Касательно России все более или менее понятно, США здесь нужен второй фронт, о чем официально не заявлялось, но говорилось о зверствах России по отношению к мирным гражданам Украины. Раскручиваемая информация о том, что агрессию Азербайджана остановили США, хотя ничего такого не было, заставляет удивляться: почему тот же мощный инструментарий не был применен во время войны? Эти фейки – в копилку русофобов. Но главное, что во всех обсуждениях не затрагивалась тема Ирана, у которого, как и у России, США отжали денежку и ядерные программы которого не перестали беспокоить Америку и Израиль. А тема бомбардировок ядерных объектов по получению оружейного плутония Ирана не перестала быть актуальной. Переговоры администрации Байдена с Ираном в тупике, и на первый план выходит военное разрешение проблемы по лишению Ирана шансов на обладание ядерным оружием. Хотя у Израиля это оружие есть.

Турция, Израиль и США всячески потворствуют Азербайджану в развязывании гражданской войны в Иране с целью присоединить к себе Иранский Азербайджан (Атропатену) через Сюникский коридор. Но перед этим Израиль формирует в Азербайджане, на завоеванных территориях ударный кулак, который призван нанести удары по ядерным объектам Ирана. Воздушное пространство Армении при этом будет использоваться для дозаправки израильских бомбардировщиков. После бомбардировок в Иране начинается гражданская война с помощью своей креатуры с целью раздробить страну. Одновременно решается проблема союзника США – Саудовской Аравии – по нейтрализации 20 процентов ее шиитского населения. Йемен тоже может нейтрализовать своих хуситов, имеющих безусловную поддержку Ирана.

Понятно, что Россия не в восторге от планов по уничтожению 80-миллионного как минимум торгового партнера. Для США же крайне выгоден пантюркизм как инструмент для достижения своих целей. Но для коммуникации с тюркскими народами камнем преткновения является Армения, и она в планах США должна перестать таковым являться, что в итоге должно снизить и газовое давление России на Европу после замены поставок газа другими источниками – из Азербайджана и Центральной Азии.

И еще. Среди американцев, в основном демократов, довольно высока доля как инвесторов в ВПК, так и аффилированных с ВПК конгрессменов. Пелоси не может не представлять их интересы по загрузке своих предприятий заказами. Кроме того, военная помощь Азербайджану всегда кратно превышала военную помощь Армении, и вряд ли эта тенденция изменится. И Пелоси в ответ на вопрос журналиста о военной помощи мудро ответила, что она здесь для того, чтобы узнать и понять потребности Армении, ее надежды и чаяния. Лучше не скажешь. Для примера: суммарная военная помощь Азербайджану –164 млн $, Армении – 24. В семь раз.

Кстати, увидев картину с изображением Аварайрской битвы, она похвалила армян за то, что они хорошо воевали с персами. Проговорилась…

Еще раз отмечу, что эти темы в публичном пространстве не озвучивались, но зная предысторию и сегодняшние тенденции, надо полагать, что в Армении они прозвучали. Не могли не прозвучать.

Айк Наапетян, политолог, полковник запаса, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 8 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Азербайджан без Турции и шага не сделает в сторону Армении и Арцаха. Алиев трус.
  2. Согласен. А Турция наглеет. уже консульство открывает в Шуши. И здесь видна трусость Алиева, который хочет закрепить своё присутствие в Арцахе.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты