Айк Бабуханян: Только Россия заинтересована в мире в нашем регионе
Интервью с экс-депутатом парламента Армении трех созывов, членом исполкома движения «Сильная Армения с Россией – за новый Союз», председателем партии «Конституционное право»
– Айк Борисович, какова причина Вашего визита в Крым и каким Вы застали Крым сегодня?
–Еще раз благодарю за возможность выступить на Вашем очень уважаемом ресурсе! Причина в том, что уже много лет я являюсь руководителем Клуба друзей Крыма в Армении. Кроме того, этот клуб уже международный, своеобразное движение друзей Крыма. В Крыму была политологическая конференция «Крым в международном контексте». Это была международная конференция, на которой присутствовали представители разных стран: политологи, экономисты, культурологи. Очень интересная конференция была, посвящена месту и роли Крыма, международной обстановке, конфронтации, которая имеет место. Ведь сам Крым тоже является объектом нападок со стороны украинского режима. Вы знаете, что были уже неоднократные попытки террористических актов, попытка разрушения Крымского моста, попытка удара по Севастополю. В Крыму сейчас настроения оптимистические. В целом люди работают, как работали, живут, как жили. Жизнь идет своим ходом.
– А каковы итоги конференции?
– Итоги конференции – это декларация, которая была принята. В ней прописаны основные моменты, в том числе о свободе выбора людей, то есть о том, что люди имеют право самовыражаться и самоопределяться. Это не крепостные крестьяне, это не рабы, а народ, который живет на своей земле, имеет право на самоопределение. Для нас, армян, это очень понятный аспект.
– Это прямая параллель с Арцахом...
– Да. Очень для нас нужный тезис, который мы тоже должны поддерживать, развивать, что и делаем.
– Айк Борисович, как Вы думаете, осложнения, которые произошли на азербайджано-армянской границе, когда Азербайджан нарушил границу суверенной Армении, – это как-то связано со специальной военной операцией России на Украине? Есть какая-то параллель или это все автономно происходит?
– Безусловно, это связано, потому что цель НАТО – а как мы хорошо знаем, Турция – это вторая армия НАТО – открыть кавказский фронт против России. Сделать все, чтобы на Кавказе Россию поставить в тупик. А тупиком будет, если откроется этот фронт, опять начнутся боевые действия на армяно-азербайджанской границе, и тогда Россия будет вынуждена предпринимать какие-то действия. Или она ввяжется в войну, или отвлечет какие-то силы. Кроме того, если она не ввяжется в войну, тогда окажется перед очень сложным выбором, потому что те антироссийские силы, которые сейчас действуют в Армении, постоянно говорят: смотрите, Россия нас не защищает, она нас бросит и так далее. Они всё делают, чтобы втянуть Россию в это болото войны, открыть кавказский фронт, отвлечь ее силы. Практически же это будет повторение Первой мировой. Вспомните: Первая мировая, два фронта – Западный и Кавказский. И Россия, долго находясь в этом болоте военных действий, пережила две революции – февральскую и октябрьскую, сдала все свои позиции на фронтах, потеряла очень много территорий, долго потом выкарабкивалась из Гражданской войны. Цель этого всего – привести Россию в ситуацию, когда она будет вынуждена влезть в военный конфликт с Турцией. И для этого западными странами и англо-американскими кукловодами, которые пытаются привести ситуацию к такой болевой точке, всё и делается.
– Что Вы скажете о мирном договоре, о котором очень много говорится между Арменией и Азербайджаном? Нельзя не вспомнить недавнюю трехстороннюю встречу президентов России и Азербайджана и премьер-министра Армении. Скажите, на Ваш взгляд, сегодня возможен такой договор или нет?
– Опять же надо смотреть, кто рулит этим процессом в странах. В Азербайджане процессом рулит «Бритиш Петролеум» – компания, которая вложилась громадными средствами, порядка 60 млрд $. И понятно, что компания должна выкачать свои вложения оттуда в виде нефти, газа и так далее. Понятно, что она влияет на политику и на самого Алиева. С другой стороны, кто такой Пашинян – это человек, которого к власти привели опять же западные структуры путем так называемой «революции», хотя это был совершенно другой процесс привода к власти своего ставленника со стороны Запада. Этим двум товарищам, которые управляются из одного центра, дано задание конфликтовать.
Есть задача втянуть Россию в вооруженный конфликт, потому что Россия является союзником Армении. И между нашими странами заключено множество договоров и соглашений. Это ОДКБ, это прямой двусторонний армяно-российский договор, ЕАЭС и другие. Спекулируя на этом, они стараются создать вооруженный конфликт и втянуть туда Россию. Причем для них хорош любой из вариантов. Если Россия не втянется в конфликт – потеряет Армению в качестве союзника. Втянется – потеряет еще больше: утратит пульс действий и на кавказском, и на западном фронтах. Понятно, что англо-американская сторона работает именно над этим. Говорить о мирном договоре сегодня сложно. С другой стороны, глядя на эйфорию Алиева, когда он говорит, что карабахского вопроса просто нет, люди, которые там живут, их, наверное, тоже нет, по его мнению, церквей там наших нет, ничего там нет... Вопрос ставится так: или живите под нашим гнетом, или мы вас всех перережем, или убегайте. При таком подходе к делу Алиеву идти на мирный договор сложно. Но поскольку Пашинян из того же центра контролируется, что и Алиев, они нашли выход. Они подписывают с Алиевым этот договор, а после говорят: «Российские миротворцы, а что вы здесь делаете? Уходите отсюда, у нас всё – договор, у нас мир, мы дружим, здесь нечего защищать». Российские миротворцы уйдут, с ними уйдет и всё население Нагорного Карабаха. Тогда встанет вопрос: а что делает российская военная база в Армении? Потому что на тот момент уже и с Турцией пойдет нормализация отношений. Отношения с Турцией не нормализуются по причине Карабаха. Но когда карабахский вопрос будет решен – ситуация изменится. Тогда и спросят, что же делает российская 102-я база на территории Армении. «У нас с Турцией прекрасные отношения, и пограничники нам не нужны российские, и никто нам не нужен». Вот тогда Армения и превратится в турецкий вилайет. Через 25 лет не будет ни армянской суверенной экономики, ни армянской суверенной государственности, ни большинства населения в Армении – армянского.
– Беда в том, что сегодня почти половина населения Армении поддерживает этот курс.
– Во-первых, я количественно не соглашусь с Вами. Проведи сегодня выборы, как и проходящие выборы в местные советы самоуправления, я бы не сказал, что Пашинян набирает эту половину.
– То же самое мы говорили и в июне 2021 года, когда состоялись парламентские выборы, но Пашинян вновь одержал победу.
– Да, но путем фальсификаций, манипуляций, давления – эти факты все зафиксированы. Конечно, власть может манипулировать мнением, большинство СМИ у нее в руках. Манипуляция мнением народа, обещаниями, что мы идем к миру, зачем вам воевать, терять сыновей, зачем все это нужно... Спекуляция на теме мира: а какой мир, а что будет и какая судьба ждет нашу страну после такого мира – об этом не говорят. Даже нас не пускают. Все каналы перекрыты, только собственные СМИ, через которые мы можем распространять наше мнение. Когда есть эфирное телевидение, то понятно, что у него возможностей больше, чем у ютуб-каналов, сайтов или печатной газеты. Вы как издатель прекрасно это знаете. Возможности неравные. К этому стремятся и англо-американские силы. Они тоже должны привести ситуацию к тому, что русские не нужны в Закавказье.
– На бумаге?
– Не только на бумаге. Ведут к тому, что Карабах полностью сдают, население убирают – конфликт тогда будет исчерпан. А турецкие джинсы, одежда, еще что-то пойдут дешевым потоком вместе с помидорами, огурцами, баклажанами. Это приведет к развалу армянской экономики, полному ее уничтожению, уничтожению сельского хозяйства – а это практически миллион людей, занятых в сфере сельского хозяйства. Армянская экономика не выдержит конкуренции с турецкой. При этом практически полное уничтожение сферы услуг – турецкая сфера услуг располагает намного большими ресурсами и захватит весь этот рынок.
– У Турции уже есть такой опыт. В Грузии они частично так и сделали.
– Да, посмотрите на Аджарию, что там происходит. Там уже практически Турция. И население тоже начинает думать соответственно. Кто-то работает у турок, в турецкой компании, кто-то пользуется благами турецкой экономики. А к чему это приведет через 25 лет? Об этом мы должны думать.
– В интервью нашей газете в январе текущего года Вы дословно сказали, что Пашиняну удалось отдать туркам Гадрут и Шуши. Айк Борисович, есть у Вас какие-то доказательства сказанному? Какие можно привести аргументы?
– Доказательства в том, что Шуши, Гадрут уже находятся у азербайджанцев. Это и есть доказательства. Доказательство то, что во время своего выступления Владимир Владимирович Путин сказал, что несколько раз предлагал Пашиняну заключить мир до того, как были сданы Гадрут и город Шуши.
– Это 19 октября 2020 года. Было такое обращение.
– Совершенно верно. Тогда ни Гадрут, ни Шуши не были отданы. Вот оно доказательство. Доказательство – сегодняшние действия Пашиняна и его призывы. Сегодня выступил с тем, что Армения давно признала Карабах в составе Азербайджана. И это доказательство его стремлений, его образа мышления, его действий. И такие доказательства мы получаем каждый день. Что касается судебных доказательств, которые будут закреплены через судебный процесс – я думаю, к этому мы в свое время еще придем.
– Вы сторонник вхождения Армении в Союз России и Белоруссии. Скажите, насколько это возможно, особенно сегодня, когда руководство Белоруссии и ее президент Александр Лукашенко заняли однозначную позицию поддержки Азербайджана?
– Я бы не сказал, что у Лукашенко однозначная позиция по поддержке Азербайджана. Скорее он в несколько экстравагантной форме, не принятой в дипломатических отношениях, выражает мнение о том, что позиция армянского руководства абсолютно двойственная, переменчивая, уступчивая. Она не отражает чаяния армянского народа, интересы Республики Армения. Я скорее так прокомментирую выступление лидера Белоруссии. Часто лидер России примерно те же идеи и мысли преподносит, только очень завуалированно, дипломатично, а у Лукашенко свой стиль. А может, это даже разделение ролей.
По существу, то, что говорит Лукашенко, оно имеет место быть. Его хорошие отношения с Алиевым могут нам только помочь, если мы будем в Союзе. Кто-то же должен говорить с Алиевым, как-то надо решать вопросы. Ведь Алиеву, который говорит, что нет карабахского вопроса, надо объяснить, что он есть. Есть 150 тыс. армян, которые там живут и которых нельзя всех перерезать или прогнать. Я думаю, что фактор более-менее нормальных отношений Лукашенко с Алиевым надо использовать. Как именно его использовать? Это вхождение в Союзное государство, это принятие тех идеологических, политических решений, которые делают наше государство полноправным членом Союзного государства России, Белоруссии и Армении. Кроме того, считаю, что развитие ситуации на постсоветском пространстве приведет к созданию нового Союза. Не Советского Союза, но нечто похожего. И кто быстрее туда войдет, тот и выиграет. У нас есть уроки истории – это 1918–1920 гг. Тогда правительство Армении не понимало тенденцию развития исторического процесса и пыталось, опять же играя на руку англичанам, подчиняясь им, остановить Россию при входе в Закавказье. Это была антиармянская позиция, которая привела к огромным потерям, в том числе Карабаха, Нахичевана.
– И что очень выгодно использовала Турция. Грамотно и в свою пользу. Она овладела теми вилайетами, которые уже были армянскими.
– В составе Российской империи до того: Карс, Игдир и так далее. Турция взяла реванш за счет своей умной дипломатической позиции. То же самое Турция делает и сейчас. Смотрите, как они виртуозно лавируют между Россией и Западом. Эрдоган и его младший братишка Алиев виртуозно исполняют свои роли. Это может привести к очень трагическим для нас последствиям. Если у нас в руководстве будут люди абсолютно неподготовленные, как Пашинян, абсолютно не владеющие ситуацией, не имеющие никакой самостоятельности, контролируемые западными кукловодами, тогда у нас будут очень большие потери и проблемы. Решением всех этих вопросов может быть четкая и ясная позиция Армении относительно вхождения в Союзное государство.
– Просматривая ленту новостей, наткнулся на такое сообщение: Арарат Мирзоян выразил соболезнование своему коллеге Чавушоглу по поводу теракта в Стамбуле, который произошел накануне и в котором погибли шесть человек. Насколько это этично – выражать соболезнование тому государству, которое всячески потворствует уничтожению Арцаха и Армении в целом?
– Двоякая ситуация. С одной стороны, мы должны осуждать терроризм, где бы он ни был. Это же терроризм. Тот же терроризм в Крыму был по отношению к Крымскому мосту. Терроризм был и по отношению к Армении, когда происходили события и 2020 года, и недавние события. Терроризм надо осуждать. С другой стороны, даже в этом соболезновании необходимо было подчеркнуть, что армянский народ тоже является жертвой террористических действий, направленных против мирного населения. Степанакерт обстреливался – это же тоже терроризм по отношению к мирному населению. Обстреливались мосты, дороги – это проявление точно такого же терроризма.
– Можно туда же отнести 13–14 сентября этого года, когда обстреливали мирных жителей приграничных районов Армении.
– Безусловно. Эти разрушенные дома, разрушенные жизни... Я бы тоже выразил соболезнования, тоже осудил террористические действия, но в то же время я бы напомнил о том, что были такие действия против Армении и что, к сожалению, в Турции не нашлось политиков, которые смогли бы это остановить или хотя бы осудить.
– Айк Борисович, Вы видите выход из того тяжелого положения, в котором сейчас оказалась Армения? Если сегодня ходишь по Еревану, такое ощущение, что ничего особенного не происходит. Хотя в Джермуке стреляют и на днях стреляли со стороны Азербайджана, часто обстреливаются населенные пункты Армении. С одной стороны – такое безразличие населения Армении, политического руководства. С другой – агрессия Азербайджана, который вроде после Сочи согласился на прекращение огня, но продолжает свою агрессию. Также сегодня ВС Азербайджана находятся на территории суверенной Армении. Это как возможно? Есть выход из этого положения? Вы видите какой-то конкретный способ или будем уповать на Бога?
– На Всевышнего всегда надо уповать. Я был в Степанакерте, когда его бомбили, зашел к нашему священнослужителю и спрашиваю: а что Вы предлагаете, какой выход Вы видите из ситуации? Он сказал: «Надо уповать на Бога и молиться».
– Это факт. Но на Бога надейся, а сам не плошай. Надо и самим что-то делать.
– Совершенно верно. Самим что-то делать надо. Во-первых, эта, как Вы называете, неадекватная реакция в Ереване культивируется теми же самыми СМИ, политиками, которых Пашинян привел в парламент, в правительство. Другими средствами, соцсетями например, тоже культивируется дремота и неадекватная реакция на происходящее. Во-вторых, почему продолжается, несмотря на все заявления, встречи, подписи, азербайджанская агрессия? Потому что, с одной стороны, Азербайджаном правит «Бритиш Петролеум» – англичанам нужно, чтобы был конфликт. С другой стороны, с армянской, – то же самое. И с третьей стороны – Никол едет и подписывает одно в Москве, потом едет и подписывает с тем же Алиевым другое в Брюсселе, третье – в Вашингтоне. Какой выход? Надо быть последовательным в своей политической направленности, в своем политическом ориентире. Работать надо только с Россией. Только Россия заинтересована в мире в нашем регионе.
– Более тесно работать с Россией?
– И честно. Не только тесно, но и честно работать. Не бегать из Москвы в Брюссель и Вашингтон, а заявить, что посредником между Арменией и Азербайджаном может быть только Москва. Мы в принципе не против и схемы 3+3, где и Иран присутствует. Мы не против. Но основным посредником, основным модератором процесса должна быть Москва. И мы должны опять же честно выполнять и требовать от Азербайджана выполнения пунктов, подписанных уже до сегодняшнего дня. И 9 ноября, и 11 января, и так далее. Было уже несколько соглашений. В том числе последнее, сочинское. Мы должны быть тоже честны и выполнять то, что мы обязаны делать в рамках соглашений, а также требовать от Азербайджана то, что должен делать он. И тогда процесс пойдет совершенно по другому руслу. И мы должны делать очень четкие, однозначные шаги в плане включения Армении и Арцаха в Союзное государство. Арцах, Нагорно-Карабахская автономная область являлась конституционным субъектом Советского Союза. Он был записан в Конституции СССР как составная часть Советского Союза. Именно это дает нам возможность видеть его в будущем Союзном государстве как конституционный субъект, который будет защищен теми международными договорами, которые будут иметь место в этом новом Союзе, в новом Союзном государстве. И чем быстрее Армения и Арцах заявят о своем желании там быть, тем больше вероятность, что у нас будет меньше потерь и что мы сохраним Арцах в том виде, в котором он хотя бы сейчас есть.
– Будем надеяться на то, что руководство Армении правильно поймет все Ваши слова и предложения и хотя бы прислушается к ним.
– Боюсь, что сегодняшнее руководство Армении не в состоянии прислушиваться. Потому что это люди, через которых производится внешнее управление Арменией со стороны Запада. Армения не является сегодня независимым государством. Потому что правящая элита работает на проведение западной политики.
– Так мы к чему пришли? Мой вопрос, ваш ответ – и мы опять пришли к тому, что нет выхода?
– Выход есть. Это формирование нового руководства в стране, которое будет проводить ту политику, о которой я Вам сейчас рассказывал.
– Спасибо большое, Айк Борисович!
– Вам спасибо за приглашение!
Беседу вел Григорий Анисонян
Оставьте свои комментарии